Решение №01-10/2672 об отсутствии нарушений от 11 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №049/06/93-284/2020 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

11.08.2020                                                                                                     г. Магадан
 

На основании подпункта «б» пункта 2 части 15, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Приказом Магаданского УФАС России №01-12/91 от 29.07.2020 «О проведении внеплановой камеральной проверки» (далее – Приказ) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…>

 

при участии представителей заказчика <…><…>, провела внеплановую проверку в отношении государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области) при заключении контрактов на поставку строительных материалов, оконных блоков, контейнера с единственным поставщиком для обеспечения безопасности в период распространения COVID-19. Форма проверки – камеральная.

 Камеральная проверка проведена на основании ч.ч.15,16 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

      Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.ч.15, 16 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

        1. 20.07.2020 в Магаданское УФАС России от ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области поступили уведомления (вх.№01/2933, №01/2931, №01/2935, №01/2934, №01/2935) об осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. К уведомлениям приложены отчеты о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно письменным пояснениям заказчика, отчетам о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), были заключены государственные контракты:

- №49/4-87 от 17.07.2020 на поставку контейнера 20 футового для изготовления готовой продукции (реестровый номер <...> );

- №49/4-88 от 17.07.2020 на поставку строительных материалов для изготовления готовой продукции (реестровый номер <...> );

- №49/4-89 от 17.07.2020 на поставку оконных блоков (реестровый номер <...> );

- №49/4-90 от 17.07.2020 на поставку строительных материалов для изготовления готовой продукции (реестровый номер <...> );

- №49/4-91 от 17.07.2020 на поставку строительных материалов для изготовления готовой продукции (реестровый номер <...> ).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта №49/4-87 от 17.07.2020, контракт заключается в целях исполнения Государственного контракта от 08.07.2020 №49/14-85 с ОГКУ «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» на поставку мобильных зданий контейнерного типа для обеспечения безопасности в период распространения COVID-19 на территории Магаданской области. Аналогичные положения содержатся в пункте 1.2 контрактов №49/4-88, №49/4-89, №49/4-90, №49/4-91.

Исходя из содержания контракта №49/14-85 от 08.07.2020, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области является исполнителем, принявшим на себя обязательства по поставке мобильных зданий контейнерного типа для нужд заказчика - ОГКУ «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Положения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления закупки у единственного подрядчика с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

В соответствии с письмом Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России №219-АГ-70, ФАС России №МЕ/28039/20 от 03.04.2020 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»:

«Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Учитывая изложенное, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)».

На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что в силу п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком если между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса есть причинно-следственная связь. Исполнение контракта №49/4-85 от 08.07.2020 происходило в период действия режима повышенной готовности на территории Магаданской области. На закупку материала для изготовления мобильного здания было отведено 12 дней. Применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, было нецелесообразно. Причинно-следственная связь заключалась в том, что закупаемые товары по вышеуказанным контрактам были направлены непосредственно на изготовление мобильного здания контейнерного типа для обеспечения безопасности в период распространения COVID-19.

Комиссия принимает во внимание вышеуказанные доводы заказчика. Вывод о нецелесообразности выбора иных способов определения поставщика следует считать обоснованным. Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

         В действиях заказчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области при заключении государственных контрактов от 17.07.2020 с единственным поставщиком нарушение законодательства о контрактной системе отсутствует.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны