Решение №01-10/2758 о признании жалобы частично обоснованной от 20 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/34-142/2019

 

18.09.2019                                                                                          г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд без участия представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа (далее – Заказчик), без участия представителей ООО «Контракт» (далее – Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Восстановление (модернизация) муниципального имущества по адресу ул. Ленина дом 25 в п. Омсукчан» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 04.09.2019 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Восстановление (модернизация) муниципального имущества по адресу ул. Ленина дом 25 в п. Омсукчан» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта 5 364 721,00 рубль.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 11.09.2019 13:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.09.2019; дата проведения электронного аукциона - 13.09.2019 13:00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.09.2019 №0847300001019000035-1 электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

 

2. Согласно доводу жалобы Заказчик указал в извещении о проведении электронного аукциона неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 17 части 1 «Извещение и документация» аукционной документации Заказчиком установлен следующий срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации: 07.09.2019 08:00.

Сроком окончания подачи заявок является 11.09.2019 13:00. Следовательно, Заказчик обязан предоставить разъяснения участникам, запросы от которых поступили не позднее 08.09.2019. Крайний срок предоставления таких разъяснений для Заказчика – 10.09.2019 включительно.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации. Довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.

 

В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС 04.09.2019, срок окончания подачи заявок - 11.09.2019 13:00.

В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Следовательно, отсчет семи дней до даты окончания срока подачи заявок необходимо вести с 05.09.2019.

Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако, Заказчиком дата и время окончания подачи заявок установлены 11.09.2019 13:00.

Таким образом, извещение опубликовано Заказчиком менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о том, довод жалобы нашел подтверждение, а в действиях Заказчика усматривает нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

4. Согласно доводу жалобы в аукционной документации установлены противоречивые требования к участникам относительно положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 21 части 1 «Извещение и документация» аукционной документации Заказчиком установлены, в частности, следующие требования:

- требование о соответствии участников аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки – не установлено;

- документы, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ –  установлено.

Таким образом, из данного пункта аукционной документации невозможно определить, установлены ли требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или не установлены. Данный пункт вводит участников закупки в заблуждение.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссия считает довод Заявителя подтвердившимся, а в действиях Заказчика усматривает нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

5. Согласно доводу жалобы Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства. По мнению Заявителя для выполнения видов работ, являющихся объектом закупки, участник должен являться членом такой организации.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Заказчиком установлено, что объектом данной закупки является «Восстановление (модернизация) муниципального имущества по адресу ул. Ленина дом 25 в п. Омсукчан».

Комиссия Магаданского УФАС России, рассмотрев материалы дела, не может прийти к выводу, что в данной закупке объектом является выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства. Заявителем также не предоставлено доказательств этому. Комиссия считает, что Заказчик не имел обязанности устанавливать требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, довод Заявителя не нашел подтверждения.

 

6. Согласно доводу жалобы описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе и выполнения работ, в частности, в ведомости ресурсов указано использование следующих ресурсов: краны башенные, грузоподъемность 8 т, краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 10 т. По мнению Заявителя такое положение аукционной документации ограничивает участников в возможности применения видов техники с иными характеристиками.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение строительных работ по восстановлению (модернизации). Ведомость ресурсов в составе сметного расчета предназначена для определения нормативной потребности в материально-технических ресурсах в физических объемах измерения, являющейся основанием для дальнейшего определения сметной стоимости выполнения работ. Нормативная потребность в строительных машинах для выполнения требуемого объема работ не является основанием или требованием для применения подрядчиком именно указанных в нормативе видов машин, а служит для оценки нормативных объема и стоимости применения строительных машин для выполнения работ.

Довод Заявителя не находит своего подтверждения.

 

7. Согласно доводу жалобы Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая разные сроки выполнения работ в разных частях аукционной документации.

 

Согласно пункту 1.2 технического задания Заказчиком установлено: «Сроки выполнения работ: в течение 14 (четырнадцати) дней с момента заключения контракта».

Согласно пунктам 1.4.1 и 1.4.2 проекта контракта: «Начальный срок выполнения Работ: с момента заключения муниципального контракта. Конечный срок выполнения Работ: в течение 35 (тридцати пяти) дней».

Согласно пункту 2.2 проекта контракта: «Подрядчик выполняет  работы по Контракту с момента заключения муниципального контракта в течение 35 (тридцати пяти) дней».

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Срок выполнения работ относится к существенным условиям контракта. Указание Заказчиком различных сроков выполнения работ в разных частях аукционной документации вводит в заблуждение участников и является нарушением части 1 статьи 34 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя нашел подтверждение.

 

8. Согласно доводу жалобы Заказчиком не включено в проект контракта обязательное условие в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

В силу пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Данное условие в проекте муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации отсутствует.

Довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

9. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно указал в проекте контракта срок возврата обеспечения исполнения контракта, в случае предоставления последнего в денежном выражении.

 

В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 18 части 1 «Извещение и документация» аукционной документации Заказчиком установлено следующее ограничение для участником закупки: «Установлено, аукцион в электронной форме проводится только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Таким образом, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта не должен превышать пятнадцати дней с даты исполнения поставщиком обязательств по контракту.

Заказчиком в пункте 5.2.3 проекта муниципального контракта установлено: «Вернуть обеспечение исполнения контракта, внесенное в виде передачи в залог денежных средств Заказчику, в том числе в форме депозита (вклада), в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подачи Подрядчиком заявления, поданного после завершения Подрядчиком своих обязательств по контракту», а в пункте 10.3: «Обеспечение исполнения Контракта возвращается Исполнителю путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный Исполнителем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня выполнения Исполнителем всех обязательств по Контракту».

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя нашел подтверждение, а в действиях Заказчика усматривает нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

10. Согласно доводу жалобы Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлены штрафы для подрядчика, а также не установлены штрафы для заказчика.

 

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» утверждены  «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Правила определения размера штрафа).

В соответствии с пунктом 4 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Согласно пункту 7.2 проекта муниципального контракта «за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 5 000 (пять тысяч) рублей».

В соответствии с пунктом 6 Правил определения размера штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

 

Данный вид ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в проекте муниципального контракта Заказчиком не установлен. Также не установлены размеры ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматриваются нарушения частей 4, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 6 Правил определения размера штрафа.

 

11. Согласно доводу жалобы Заказчиком не включено в проект контракта условие в соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

В силу части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 37 части 1 «Извещение и документация» аукционной документации Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, следовательно, указанное обязательство должно быть включено в контракт.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что данное обязательство в проект муниципального контракта не включено. Таким образом, довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

12. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно устанавливает причину увеличения сроков исполнения обязательств – обстоятельства непреодолимой силы.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила, что в пункте 8.4 проекта муниципального контракта указано: «Если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по контракту, период их выполнения по соглашению Сторон может быть продлен на срок действия указанных обстоятельств».

Как было указано выше, положениями статьи 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено изменение существенных условий контракта (изменения срока исполнения обязательств по контракту) в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктом 8.4 проекта контракта.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение, в действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении положений об изменении существенных условий контракта на условиях, не предусмотренных Законом о контрактной системе.

 

13. Согласно доводу жалобы Заказчик в проекте контракта установил неправомерный размер обеспечения исполнения контракта.

 

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 10.1 проекта муниципального контракта Заказчиком установлено: «Исполнение обязательств по настоящему контракту обеспечивается ___________ от _____ N _____ (путем внесения денежных средств на залоговый счет Заказчика, либо по предоставлению банковской гарантии) в размере 695 286 (шестьсот девяноста пять тысяч двести восемьдесят шесть) рублей 15 копеек, что составляет 15% от начальной максимальной цены контракта».

Таким образом, Заказчиком размер обеспечения исполнения контракта установлен в процентном отношении от начальной максимальной цены контракта, а не от цены, по которой заключается контракт.

Довод заявителя нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

 

14. Нарушения, указанные в пунктах 2, 4, 7-10 настоящего решения, образуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Восстановление (модернизация) муниципального имущества по адресу ул. Ленина дом 25 в п. Омсукчан» (реестровый номер <...> ) обоснованной в части нарушений пункта 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 63, части 3 статьи 64, части 1 статьи 34, части 1 статьи 64, пункта 2 части 13 статьи 34, части 27 статьи 34, частей 4, 5 и 8 статьи 34, части 30 статьи 34, части 1 статьи 95, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктов 4 и 6 Правил определения размера штрафа.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 2 статьи 63, части 3 статьи 64, части 1 статьи 34, части 1 статьи 64, пункта 2 части 13 статьи 34, части 27 статьи 34, частей 4, 5 и 8 статьи 34, части 30 статьи 34, части 1 статьи 95, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктов 4 и 6 Правил определения размера штрафа.
  3. Предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся ввиду отсутствия заявок.
  4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны