Решение б/н внеплановая проверка в отношении МБОУ СОШ п. Сеймчан (обраще... от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-164/2023 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

«17» августа 2023 г. г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от Регионального отраслевого объединения работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» (далее - РООР «Магадан», Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) при участии представителя Заявителя – <…> (протокол РООР «Магадан» № 2/2023 от 13.02.2023), без участия представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан (далее - МБОУ СОШ п. Сеймчан, Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика при проведении электронного аукциона «Оказание услуг физической охраны в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан» (реестровый номер № 0347300029423000001).  

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 08.08.2023 в Магаданское УФАС России от РООР «Магадан» (вх. № 2904-ЭП/23) поступила информация о нарушении МБОУ СОШ п. Сеймчан законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона «Оказание услуг физической охраны в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан» (реестровый номер № 0347300029423000001).

07.08.2023 заказчиком в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг физической охраны в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан» (реестровый номер № 0347300029423000001).

Начальная (максимальная) цена контракта – 503 391,77 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 15.08.2023 10:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 15.08.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 16.08.2023.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0347300029423000001 от 15.08.2023 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано не состоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с доводом жалобы, РООР «МАГАДАН» полагает, что, исходя из положений извещения о закупке Заказчиком - МБОУ СОШ п. Сеймчан проводится закупка охранных услуг по защите жизни и здоровья; охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Вместе с тем, по результатам изучения извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, Заявителем установлены многочисленные противоречия, которые не позволяют определить какой вид услуг образует объект закупки.

По мнению Заявителя, данные противоречия положений извещения о закупке нарушают требования законодательства о контрактной системе и вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.

3. Описание объекта закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охране) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Объектом рассматриваемой закупки являются услуги частной охраны. Заказчиком выбран код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 80.10.12.000 – Услуги охраны, включающий код по КТРУ – 80.10.12.000-00000002 – Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).

В соответствии с техническим заданием (приложение к извещению о проведении электронного аукциона) Заказчиком определены следующие виды услуг по охране:

пункт 2 статьи 3 Закона об охране:

- охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

- охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;

пункт 1 статьи 3 Закона об охране:

- защита жизни и здоровья граждан.

В соответствии с положениями извещения о закупке услуги охраны должны исполняться в соответствии с нормами ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования».

На заседании Комиссии Заявитель также указал, что данный ГОСТ содержит требование о наличии служебного огнестрельного оружия у сотрудников группы быстрого реагирования, используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Пунктом 4.7 Технического задания предусмотрено, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны, Исполнитель обеспечивает вызов мобильной группы (группы быстрого реагирования (ГБР) сотрудников охраны вооруженной и экипированной на объект охраны в срок до 10 (десять) минут с момента поступления сигнала тревоги с объекта охраны.

В разделе 5 Технического задания содержится требование о наличии дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы (наличие собственного пульта центрального наблюдения.

Вместе с тем, ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с применением мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт 3 статьи 3 Закона об охране).

В свою очередь, вышеизложенные требования, установленные в техническом задании, регламентированы ГОСТ Р 59044-2020 и относятся к третьему виду охранных услуг.

Кроме того, в извещении о проведении закупки объект закупки соответствует коду КТРУ 80.10.12.000-00000002. При этом в описании позиции для вариативной характеристики «Наличие оружия у сотрудников охраны» Заказчиком установлено значение «Нет»; «Использование мобильной группы» - «Нет».

Аналогичное условие имеется в описании объекта закупки.

Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные противоречия положений извещения об электронном аукционе (предмет закупки не соответствует установленным характеристикам и требованиям), нарушают положения действующего законодательства и могут вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

В действиях Заказчика при описании объекта закупки установлено нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Кроме того, частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149 утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг, в соответствии с которым пункта 1.1 контракта должен содержать вид услуги (виды услуг), поименованной в статье 3 Закона об охране.

Пункт 1.1 проекта контракта, разработанного Заказчиком, содержит следующее: «По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать услуги по физической охране учреждения…». Указанного вида охраны не содержится в Законе об охране.

Таким образом, Заказчиком не определен вид услуги в соответствии с действующим законодательством и типовым контрактом, что нарушает также часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Требования к участникам закупки.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

1) Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Как уже определено в пункте 2 настоящего решения, согласно статье 3 Закона об охране законодателем определены семь видов охранных услуг, каждый из которых является самостоятельным видом лицензируемой деятельности с отдельным перечнем лицензионных условий (к каждому конкретному виду). Сведения о конкретных разрешенных лицензиату видах деятельности указывается в приложении к лицензии на право осуществления частной охранной деятельности или выписке из реестра лицензий.

Извещение о проведении электронного аукциона содержит требование о наличии лицензии на один вид охранных услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (пункт 7 статьи 3 Закона об охране).

В тоже время техническое задание содержит требование о наличии у потенциального Исполнителя лицензии на право оказания всех семи существующих видов закупаемых охранных услуг.

При этом, как определено пунктом 2 настоящего решения, Техническим заданием, Заказчику необходимо оказание охранных услуг, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 3 Закона об охране.

Таким образом, требования к участникам закупки установлены Заказчиком ненадлежащим образом, содержат противоречия к видам охранных услуг, на которые Исполнитель должен обладать соответствующей лицензией.

2) Также, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, техническим заданием, проектом контракта Заказчиком установлено, что местом оказания услуг является пер. Клубный, д. 8, п. Сеймчан, Среднеканский муниципальный округ, Магаданская область.

Вместе с тем, в разделе 5 Технического задания установлено, что у Исполнителя должно быть «Соглашение о взаимодействии с территориальными органами УМВД по городскому округу город Вологда».

Целесообразность установления указанного требования Заказчик не пояснил, Комиссия полагает данное требование противоречащим цели закупке.

3) Разделом 5 Технического задания Заказчиком также установлено требования к участникам закупки о наличии свидетельства о прохождении ежегодного квалификационного экзамена (периодической проверки) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, предусмотренных для охранников, в части пригодности к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что требуемые Заказчиком свидетельства не существуют.

Статьей 16 Закона об охране определено, что частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утверждён Приказом Росгвардии от 25.11.2019 № 387.

Комиссией установлено, что указанный порядок не предусматривает выдачу каких-либо свидетельств, следовательно, Заказчиком установлено неисполнимое требование в силу закона.

В действиях Заказчика при установлении вышеуказанных требований к участникам закупки установлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрен частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Заказчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан при проведении электронного аукциона «Оказание услуг физической охраны в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа п. Сеймчан» (реестровый номер № 0347300029423000001) нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 11 статьи 34, пункта 5 части 1 статьи 42; пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание не выдавать, в связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны