Определение б/н определение о возбуждении дела от 21 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 049/05/28-252/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«21» августа 2024 г.

                                                                                                   г. Магадан

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе М.А. Р. – руководитель управления, рассмотрев материалы о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы ООО «Ломбард золотник»,

                                                                              УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России рассмотрены материалы ФАС России (вх.№ 2090-ЭП/24 от 21.05.2024) по факту наличия признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –Закон о рекламе) при распространении ООО «Л.» рекламы денежных займов.

По результатам рассмотрения указанных материалов установлено следующее.

26.10.2023 Центральным банком Российской Федерации зафиксирован факт размещения ООО «. (ИНН . рекламного баннера, содержащего информацию о предоставлении займов, расположенного в г. Магадане на ограждении возле супермаркета «Гастрономъ» по проспекту К. Маркса, 48, а также размещения аналогичной информации на уличных светодиодных экранах, расположенных в г. Магадане на перекрестке ул. Якутской и пр. К. Маркса - 27.10.2023 и около магазина «O *STIN» по ул. Пролетарской, 46 - 30.10.2023.

Как следует из представленных материалов, указанная информация распространялась в октябре 2023 года.

В качестве подтверждения распространения указанной рекламы к заявлению приложены фотоотчеты.

Как следует из представленных фотоотчетов, в левой нижней части рекламного баннера, расположенного в г. Магадане на ограждении возле супермаркета «Гастрономъ» по проспекту К. Маркса, 48, имеется текст, выполненный мелким шрифтом «При повторном обращении займ оформляется на срок до 20 дней. В случае неиспользования займом более 20 дней действует тариф «Основной» на весь период пользования ООО «Л.» действует на основании ОГРН 117…»

Далее указанный текст нечитаем. Информация о процентной ставке – «0 % годовых» указана в правой части баннера крупным шрифтом.

Как следует из представленного фотоотчета, рекламная информация, размещенная на светодиодном экране в г. Магадане на перекрестке ул. Якутской и пр. К. Маркса, содержит текст: «Тариф социальный 0,1 % при сумме займа 10.000 р.» изложена крупным шрифтом. В правом нижнем углу имеется нечитаемый текст, выполненный мелким шрифтом, отличным от текста, которым выполнена информация о процентной ставке.

Как следует из представленного отчета, рекламная информация, размещенная на светодиодном экране в г. Магадане около магазина «O *STIN» по ул. Пролетарской, 46, содержит текст: «Тариф социальный 0,1 % при сумме займа 10.000 р.», изложенный крупным шрифтом. В правом нижнем углу имеется нечитаемый текст, выполненный мелким шрифтом, отличным от текста, которым выполнена информация о процентной ставке.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 -ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а именно диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа).

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, к возможности получения займа в ломбарде, на мотивацию потребителя рекламы на выбор данной услуги.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.

Как следует из пояснений, представленных ООО «Л.» (рег.№ 2482 от 13.06.2024), рассматриваемый рекламный баннер, а также рекламные ролики содержат информацию, предусмотренную п.10 ч.4 ст.5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а именно диапазоны значений полной стоимости потребительского займа. Указанная информация представлена до предоставления информации о процентных ставках и указан шрифтом, размер которого не менее, чем шрифт, в котором указана информация о процентных ставках.

К пояснениям приложены макеты указанной рекламы в виде листовок. Согласно приложенному макету (№1), в центре листовки имеется текст «20 дней без процентов 0%», выполненный крупным шрифтом. В нижней части макета имеется текст, выполненный мелким шрифтом: «При повторном обращении. Займ оформляется на срок до 20 дней. В случае пользования займом более 20 дней действует тариф «Основной» на весь период пользования. ООО «Ло.» действует на основании ОГРН  от 30 марта 2017 года. Учет Дальневосточной инспекции пробирного надзора № ЮЛ 4900400821.г. Магадан, код города (4132). ПСПЗ (полная стоимость потребительского займа) в процентах годовых 116,7-116,9%».

Таким образом, информация в рекламном баннере, размещенном на ограждении около магазина «Гастроном» по пр.К. Маркса, 48, содержащая сведения о полной стоимости потребительского займа, выполнена мелким шрифтом, отличающимся от текста, которым указана информация о процентной ставке. Кроме того, данная информация указана после указания информации о процентной ставке.

Согласно приложенному макету (№2), в центре листовки имеется текст «Тариф социальный» 0,1%», выполненный крупным шрифтом. В нижней части макета имеется текст, выполненный мелким шрифтом: «ПСПЗ (полная стоимость потребительского займа) в процентах годовых 36,5%». Тариф социальный 0,1% в день. Займ оформляется на срок до 10 дней «Л.» действует на основании ОГРН ... от 30 марта 2017 года. Учет Дальневосточной инспекции пробирного надзора № ЮЛ 4900400821.г. Магадан, код города (4132)».

Таким образом, информация, размещенная на светодиодных экранах по указанным выше адресам, содержащая сведения о полной стоимости потребительского займа, выполнена мелким шрифтом, отличающимся от текста, которым указана информация о процентной ставке. Кроме того, данная информация указана после указания информации о процентной ставке.

Учитывая положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе (пр. К. Маркса, 48) информация: «20 дней без процентов 0%», расположена в верхней части баннера, а информация «ПСПЗ (полная стоимость потребительского займа) в процентах годовых 116,7-116,9%» …» расположена в нижней частей баннера и указана мелким шрифтом; в рекламе (перекресток ул. Якутской и пр. К. Маркса, ул. Пролетарская, д.46) информация «Тариф социальный 0,1% в день» указана в верхней части и крупным шрифтом, а информация ПСПЗ («Полная стоимость потребительского займа в процентах годовых 36,5%» мелким шрифтом и в нижней части баннера.

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рассматриваемой рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках, а также указанная информация представлена мелким шрифтом, отличающимся от шрифта, которым представлена информация о процентных ставках.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО «Ломбард Золотник».

Собранными материалами подтверждается, что ООО «Л..к» (ИНН 4909125710, юридический адрес: г. Магадан, ул. Портовая, 7) является рекламодателем.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, чч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп «а» п. 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением РФ от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 049/05/28-252/2024 по признакам нарушения ч.3 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ООО «Л.» (ИНН. юридический адрес: .).

2. Признать лицами, участвующими в деле:

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Л.к» .

3. Назначить дело № 049/05/28-252/2024 к рассмотрению на «17» сентября 2024 г. в 14 часов 30 минут по адресу: г. Магадан, пр-кт Ленина, д. 28Б, каб. 101.

4. ООО «Л. представить в адрес Магаданского УФАС России в срок до «15» сентября 2024 г. следующие документы и информацию:

- период размещения (конкретные даты) рассматриваемой рекламной информации по ул. Пролетарской, 46, перекрестке ул. Якутской и пр. К. Маркса, а также около д.48 пр. К. Маркса в г. Магадане;

-иные документы и информацию, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

З.

 

   

Председатель комиссии

 

   
   

Связанные организации

Связанные организации не указаны