Решение б/н жалоба обоснованна от 16 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                           РЕШЕНИЕ

                                                        по делу № 049/10/18.1-243/2024

«16» августа 2024 г.                                                                                                                  г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

 

- заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 -ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

в отсутствие представителей:

-организатора торгов - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области,

-заявителя – Т. К. Г., надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии,

рассмотрела жалобу Т.К.Г. (рег.№ 3225/24 от 02.08.2024) на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в Магаданской области, Сусуманском районе, г. Сусуман, район совхоза «Сусуман», с разрешенным использованием «хранение автотранспорта» (реестровый номер извещения № 22000028800000000065, лот 1).

В жалобе заявитель указывает на неправомерное отклонение заявки.

Информация о поступившей жалобе 02.08.2024 размещена на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы «База решений и правовых актов» https://br.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

1. 26.06.2024 организатором торгов - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области (далее- КУМИ) на официальном сайте РФ torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в Магаданской области, Сусуманском районе, г. Сусуман, район совхоза «Сусуман», с разрешенным использованием «хранение автотранспорта» (реестровый номер извещения № 22000028800000000065, лот 1).

Дата начала срока подачи заявок - 27.06.2024, дата окончания срока подачи заявок - 26.07.2024.

Дата проведения торгов: 31.07.2024.

Согласно информации, предоставленной КУМИ, всего на участие в публичных торгах поступило три заявки от следующих лиц: ТК.Г., Н. И.А., ИП У. А.С.

Заявке Ту. К.Г. присвоен номер 370982/500555.

Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 30.07.2024 все заявки участников отклонены аукционной комиссией организатора торгов, на основании ч.8 ст.39.12 ЗК РФ, в связи с непредоставлением необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.

Как следует из доводов жалобы и дополнительных пояснений Туманина К.Г., организатором торгов заявка отклонена неправомерно. По мнению заявителя, в составе заявки им была представлена вся исчерпывающая и достоверная информация согласно форме заявки, представленной на электронной площадке организатором. Задаток был им внесен, о чем оператор электронной площадки уведомил организатора торгов. Денежные средства находились на аналитическом счету заявителя, до момента рассмотрения заявки. Наличие заблокированных средств на аналитическом счете являлось заключением соглашения с электронной площадкой о гарантийном обеспечении, которое и должно было являться подтверждением внесения задатка, данные сведения должны быть переданы организатору торгов в электронной форме. Поскольку блокирование задатков осуществлялось оператором торговой площадки, предоставление им организатору торгов сведений о поступлении задатка является предоставлением документов, подтверждающих внесение задатка.

Как следует из пояснений КУМИ от 06.08.2024, ни одна заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в электронной форме не соответствовала требованиям п.1 ч.8 ст.39.12 ЗК РФ, так как в составе заявок всех участников, в том числе Туманина К.Г., отсутствуют документы, подтверждающие внесение задатка. При этом в соответствии с п.18 Извещения о проведении электронного аукциона к заявке на участие прилагаются:

-копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

-надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

-документ, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с п.19 Извещения, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

-непредставление необходимых для участия в аукционе в электронной форме документов или представление недостоверных сведений;

-не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

-подача заявки лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не имеет права быть участником и приобрести земельный участок в аренду.

-наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в реестре недобросовестных участников аукциона.

По мнению организатора торгов, заявка Туманина К.Г. аукционной комиссией отклонена правомерно.

2. Публичные торги на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, предусмотренном Земельным Кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса.

В силу пункта 8 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.

Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (пункт 2 статьи 39.12 ЗК РФ).

Согласно части 6 статьи 39.13, пункту 4 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1, части 1.1 статьи 39.12 названного Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе, документы, подтверждающие внесение задатка.

Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (часть 4 статьи 39.12 ЗК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе, в том числе в случаях непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений, непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (пункты 1, 2).

Для обеспечения доступа к участию в аукционе физическим и юридическим лицам, желающим приобрести земельный участок (далее - претенденты) необходимо пройти процедуру регистрации на электронной площадке.

Для участия в аукционе претенденты подают заявку (образец которой приведен в Приложении № 1 путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой части электронной площадки, с приложением электронных образов следующих документов: 1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Подача заявки осуществляется только посредством интерфейса электронной площадки https://i.rts-tender.ru (торговая секция «Торги по приватизации, аренде и продаже имущества») из личного кабинета претендента. Типовая форма заявки на участие в электронном аукционе размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru/new. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Заявки подаются на электронную площадку, начиная с даты и времени начала приема заявок до даты и времени окончания приема заявок, указанных в информационном сообщении. Заявки с прилагаемыми к ним документами, поданные с нарушением установленного срока, а также заявки с незаполненными полями, программными средствами на электронной площадке не регистрируются.

В процедуре электронных торгов блокировка средств осуществляется автоматически, при подаче заявки на участие в аукционе на сумму задатка. Без необходимых средств на балансе подача заявки технически невозможна.

  В соответствии с извещением о проведении торгов для участия в аукционе в электронной форме претендент вносит задаток в размере 20% от начальной цены, указанной в извещении о проведении аукциона в электронной форме.

Оператор программными средствами осуществляет блокирование денежных средств в сумме задатка в момент подачи заявки на участие (при их наличии на лицевом счете претендента на ЭТП). Если денежных средств на лицевом счете претендента недостаточно для осуществления операции блокирования, то в день определения участников организатору торгов направляется информация о непоступлении оператору задатка от такого претендента.

В случае отсутствия (не поступления) в указанный срок суммы задатка, обязательства претендента по внесению задатка считаются неисполненными и претендент к участию в аукционе в электронной форме не допускается.

Названное извещение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме на условиях настоящего извещения.

  Денежные средства, внесенные участниками аукциона в качестве задатка для участия в торгах, поступают на счет оператора ЭТП, соответственно, возврат таких средств тоже осуществляется непосредственно оператором ЭТП.

При этом функционал ЭТП не позволяет подать заявку без внесения денежных средств на счет оператора ЭТП, следовательно, факт подачи заявки заявителем однозначно свидетельствует о внесении последним денежных средств в качестве обеспечения заявки.

Как следует из пояснений ООО «РТС-тендер» (рег. № от 15.08.2024), информация о наличии/отсутствии блокировки задатка была доступна организатору торгов при рассмотрении им заявок. Согласно приложенному к пояснениям скриншоту просмотра заявки № 370982 участника Туманина К.Г. (номер процедуры 22000028800000000065) денежные средства в размере задатка 19,38 рублей заблокированы на счету участника 26.07.2024 в 09:00 на время проведения процедуры.

Следовательно, если организатору торгов от оператора электронной площадки поступает информация о внесении заявителем задатка, то требование о предоставлении документа, подтверждающего внесение задатка, считается исполненным.

Так как блокирования задатка осуществлялось оператором электронной площадки, то предоставление им от имени участника организатору торгов соответствующей информации в электронном в виде считается предоставлением документов, подтверждающих внесение задатка.

Данная правовая позиции сформирована и поддерживается практикой территориальных органов, а также изложена в судебных актах по делам №А60-34636/2023, №А60-71189/2023.

Таким образом, комиссия организатора торгов при рассмотрении заявок, владела всей необходимой информацией для допуска к участию в торгах, в том числе сведениями о внесении задатка, следовательно, довод жалобы о неправомерном отклонении заявки на участие в аукционе нашел свое подтверждение.

При таких обстоятельствах, основание отклонения, указанное организатором аукциона и недопуск участника к участию в аукционе является незаконным, при этом, поскольку блокирование задатков осуществлялось оператором электронной площадки, предоставление им организатору торгов документа о поступлении задатков можно считать предоставлением документов, подтверждающих внесение задатка.

Исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 1 ЗК РФ, одним из принципов регулирования земельного законодательства является обеспечение участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Целью проведения торгов является привлечение максимального количества заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом власти максимальной цены за объект торгов. Необоснованный отказ в допуске к участию в торгах не приводит к достижению цели их проведения, в том числе по причине уменьшения круга участников торгов, и как следствие к ограничению, устранению конкуренции.

Допуск к участию в торгах претендентов, выполнивших в установленный срок требования, необходимые для участия в аукционе, позволяет расширить круг участников торгов, соответствует целям торгов, способствует добросовестной конкуренции между участниками и, как следствие, повышению размера арендной платы.

Неправомерно не допустив заявителя к участию в аукционе, организатор аукциона нарушил требования подпункта 1 части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Т. К. Г.на действия организатора торгов – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в Магаданской области, Сусуманском районе, г. Сусуман, район совхоза «Сусуман», с разрешенным использованием «хранение автотранспорта» (реестровый номер извещения № 22000028800000000065, лот 1) обоснованной.

2. Признать организатора торгов – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области нарушившим пункт 1 части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса.

3. Обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов, организатору торгов не выдавать в связи с признанием аукциона несостоявшимся.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии: .

Члены комиссии: .

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны