Решение №01-10/306 о признании жалобы необоснованной от 3 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3-12/2020

29 января 2020 г.                                                                                                    г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при участии представителей АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» (далее – Заказчик) <…> (доверенность № 10 Г от 15.04.2019), <…> (доверенность № 3 от 27.01.2020), <…> (доверенность № 4 от 27.01.2020), без участия представителей ООО «ТЕХПРОМ-Нефтегазовые Системы» (далее – Участник), извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «ТЕХПРОМ-Нефтегазовые Системы» (вх. № 01/139 от 20.02.2020) на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на проектирование, изготовление, поставку гидропривода для нужд АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» (лот № 37-НС-2019-УСГЭС) (реестровый номер <...> ).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.

В жалобе Участник указывает на неправомерное отклонение закупочной комиссией Заказчика своей заявки на основании непредставления в составе заявки документов, подтверждающих наличие необходимого опыта, и информации о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 01.08.2019 организатором торгов – АО «РусГидро Снабжение» на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на проектирование, изготовление, поставку гидропривода для нужд АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» (лот № 37-НС-2019-УСГЭС) (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена договора – 245 662 500,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 25.09.2019 12:00 (Мск). Дата подведения итогов аукциона – 24.12.2019.

16.08.2019, 19.08.2019, 28.08.2019, 09.09.2019, 13.09.2019 уведомлениями №№ 1-5 в извещение о проведении закупки вносились изменения.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии № 7/Р от 16.12.2019 на участие в закупке поступило 7 заявок участников, из которых две заявки с номерами 3 и 4 были признаны соответствующими условиям документации о закупке и допущены к дальнейшей процедуре торгов.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии № 9/ВП победителем закупки признано акционерное общество «Опытный завод Гидромонтаж» (143345, Московская область, Наро-Фоминский район, р.п. Селятино, помещения блока цехов, ОАО Опытный завод Гидромонтаж, ИНН 5030026848) с ценой предложения не более 243 942 862,50 рублей без учета НДС.

 

2. Согласно доводу жалобы конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку Участника на основании непредставления в составе заявки документов, подтверждающих наличие необходимого опыта.

 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2  Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Как следует из представленных материалов, Советом директоров ПАО «РусГидро» 04.10.2018 утверждено Единое Положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение).

Пунктом 6.3 Положения о закупке установлены единые требования к участникам закупки. Пункт 6.3.7 содержит отсылочную норму, в соответствии с которой иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе, ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к Участникам.

 

Пунктом 7 «Требования к участнику» Приложения 1 «Технические требования на проектирование, изготовление, поставку, гидроприводов» (далее – Технические требования) к конкурсной документации установлены следующие требования к опыту:

«Наличие у Участника совокупного опыта по изготовлению и/или поставке, оказанию шеф услуг для ввода в эксплуатацию гидромеханического силового оборудования гидротехнических сооружений. Участником должны быть исполнены обязательства (выполнены указанные работы/поставка), в общем/совокупном объеме не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора, указанной в Извещении за последние 5 лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Участником закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка о перечне и годовых объемах выполнения договоров», приведенной в Документации о закупке, с приложением подтверждающих документов (копии договоров и/или актов выполненных работ, подписанных с обеих сторон).

Сведения не позволяющие явно/однозначно определить опыт Участника не оцениваются».

 

Участником ООО «ТЕХПРОМ-Нефтегазовые Системы» 25.09.2019 была направлена заявка на участие в конкурсе в электронной форме. В составе данной заявки Участник представил в качестве подтверждения необходимого опыта три договора (с приложением документов, подтверждающих их исполнение):

  1. Договор № 03-05-18/01 от 03.05.2018, заключенный с ООО «Стройгазмонтаж» на поставку электрогидромодулей на сумму 21 749 068, 99 рублей.
  2. Договор № 08-027 от 15.03.2017, заключенный с ЗАО «Траскон Текнолоджи» на поставку станции гидропривода для шлюза на сумму 4 424 000, 00 рублей.
  3. Договор № 1-131-2015 от 25.09.2015, заключенный с ООО «Уралмаш НГО Холдинг» на поставку гидравлического оборудования на сумму 35 100 000, 00 рублей.

Суммарная стоимость данных договоров превышает 20% начальной (максимальной) цены договора.

 

Заказчиком была проведена оценка заявки Участника и 13.11.2019 в его адрес направлен запрос о предоставлении дополнительной информации. В данном запросе Заказчик, в частности, указал, что договоры № 03-05-18/01 от 03.05.2018 и № 1-131-2015 от 25.09.2015 не принимаются к учету, так как поставляемое в рамках этих договоров гидравлическое оборудование не относится к оборудованию гидротехнических сооружений.

 

19.11.2019 Участником в адрес Заказчика был направлен ответ № ПЕ-185 на указанный запрос. В данном письме относительно договоров, подтверждающих опыт, Участник пояснил следующее. По мнению Участника, гидромеханическое силовое оборудование аналогичное закупаемому Заказчиком применяется во всех областях промышленности, не имеет принципиальных технических отличий. По этой причине Участник считает неправомерным установленное Заказчиком ограничение в виде требования опыта поставки гидромеханического оборудования именно для гидротехнических сооружений, а представленные Участником в заявке договоры считает достаточным для подтверждения опыта.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии № 7/Р от 16.12.2019 заявка Участника ООО «Техпром-Нефтегазовые системы» была отклонена по двум основаниям. Первым из оснований для отклонения послужило следующее: «В приложении 6 к письму о подаче оферты от 24.09.2019 №427 «Справка об опыте Участника» заявки участника представлена информация о наличии необходимого опыта у участника не подтверждающая наличие необходимого опыта по следующим причинам:

- договор от 25.09.2015 №1-131-2015 не принимается к учету, так как не представляется возможным отнести гидроприводы, гидроцилиндры, агрегаты гидравлические, перечисленные в представленных спецификациях №1, 14, 18 и 19 указанного договора к гидротехническим сооружениям согласно определения Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений».

- договор поставки от 03.05.2018 №03-05-18/01 не принимается к учету, так как не представляется возможным отнести электрогидромодули ЭГМ-1400-024-DC-00-C-O-ХЛ1, указанные в представленной спецификации № 3 указанного договора к гидротехническим сооружениям согласно определения Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений», что не соответствует условиям п. 1 раздела 7 Приложения № 1 к Документации о закупке - Технических требований.

 По результатам направления дополнительного запроса в адрес Участника указанное замечание не снято».

 

Согласно пояснениям представителей Заказчика и письменным возражениям организатора торгов АО «РусГидро Снабжение» заявка Участника отклонена закупочной комиссией по рассматриваемому основанию правомерно, так как Участник не подтвердил наличие опыта, а два из представленных им договора не могут быть приняты к учету.

 

Участник в своей жалобе также указывает, что установленное конкурсной документацией ограничение – требование об опыте поставки гидромеханического оборудования для гидротехнических сооружений, нарушает Единое положение о закупках для нужд Группы Русгидро и является необоснованным.

 

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 22З-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, исходя из системного толкования норм частей 10, 11 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Срок окончания подачи заявок на обжалуемый конкурс, а следовательно, и срок подачи жалоб на положения конкурсной документации истек 25.09.2019 в 12:00. Участником не было реализовано право на обжалование закупочной документации в установленный срок и, при этом, подана заявка на участие в конкурсе в электронной форме, которая выражает согласие на предоставление всех необходимых документов и сведений в составе заявке и исполнение договора на всех условиях и требованиях, установленных в конкурсной документации.

На основании вышеизложенного Комиссия Магаданского УФАС России в рамках настоящего дела оставляет без рассмотрения вопрос о правомерности установления в конкурсной документации требования о наличии опыта поставки гидромеханического оборудования именно для гидротехнических сооружений.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что закупочная комиссия Заказчика правомерно и в соответствии с требованиями конкурсной документации отклонила заявку Участника по рассматриваемому основанию, так как Участник не подтвердил опыта поставки гидротехнического оборудования для гидротехнических сооружений, действия закупочной комиссии являются законными и обоснованными. Довод жалобы не нашел подтверждения.

 

3. Согласно доводу жалобы закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку Участника на основании непредставления в составе заявки информации о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих.

Участник считает, что требованиями документации о закупке не предусматривается разработка и согласование с Заказчиком каких-либо конструктивных решений на стадии проведения конкурса, без которых, в свою очередь, невозможно осуществить корректный выбор конкретных комплектующих и, соответственно, указать их точные характеристики.

 

Пунктом 4.6.3 Технических требований установлены следующие требования:

«В техническую часть предложения Участниками закупки должна быть включена информация о конструкции и параметрах Товара в целом, а также о составе и основных характеристиках отдельных составляющих, в том числе:

- сведения о безопасности, качестве, функциональных характеристиках, работах, услугах, размерах, упаковке, отгрузке оборудования, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.

- при наличии сертификата зарубежной системы сертификации, непризнанной в России, следует либо организовать работы по его признанию, либо провести соответствующие испытания для получения сертификата системы сертификации ГОСТ Р.»

В разделе 4 «Требования к закупаемой продукции» Технических требований описаны следующие требования:

4.1 Технические требования к поставляемому оборудованию,

4.2. Технические требования к гидроприводу,

4.3. Требования к системе управления,

4.4. Требования к маслонапорной установке,

4.5. Требования к электрическому оборудованию.

 

В приложении 2 «Техническое предложение» к письму о подаче оферты Участником предложены функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции, включающие в себя общие технические требования к оборудованию, требования к гидроприводу, к системе управления, к маслонапорной установке и к электрическому оборудованию в соответствии с Техническими требованиями Заказчика. Также в составе заявки Участника представлена Спецификация на поставляемое оборудование.

 

В запросе о предоставлении дополнительной информации от 13.11.2019 Заказчик, в частности, указал, что в Техническом предложении в составе заявки Участника отсутствует информация о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих, что не позволяет определить на базе какого оборудования (контроллеры, программное обеспечение, насосы, конструктив шкафов, устройства плавного пуска, КИП, кабельная продукция и т.д.) с какими характеристиками предполагается решать поставленные задачи, что  не соответствует п. 4.6.3 подраздела 4.6 Технических требований приложения № 1 к Документации о закупке.

 

В своем ответе на запрос дополнительной информации № ПЕ-185 от 19.11.2019 Участник, в частности, направил информацию в дополнение к Техническому предложению об основных отдельных составляющих, которые будут использоваться при изготовлении оборудования: контроллеры -  Siemens, Omron, «ПО Овен», ГК «Текон»; насосы – ПАО «Пневмостроймашина», ATOS, Bosch Rexroth; и прочую информацию об отдельных составляющих.

Также Участник указал, что конкретные марки, типы и серии, конкретные технические характеристики будут уточняться и согласовываться с Заказчиком в ходе рабочего проектирования, при этом все комплектующие будут иметь необходимые разрешительные документы.

Кроме того, Участник направил откорректированную Спецификацию к Техническому предложению, в котором дополнительно указал типы, марки и артикулы оборудования.

 

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии № 7/Р от 16.12.2019 заявка Участника ООО «Техпром-Нефтегазовые системы» была отклонена по следующему второму основанию: «В приложении 1 к письму о подаче оферты от 25.09.2019 №128 «Техническое предложение» заявки участника не представлена информация о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих, что не позволяет определить на базе какого оборудования (контроллеры, программное обеспечение, насосы, конструктив шкафов, устройства плавного пуска, КИП, кабельная продукция и т.д.) с какими характеристиками предполагается решать поставленные задачи, а также не соответствует условиям п. 4.6.3 подраздела 4.6 Приложения № 1 к Документации о закупке - Технических требований.

Разъяснения, представленные Участником, не могут быть приняты к сведению для снятия замечания, так как отсутствие указанной информации в заявке Участника не соответствует условиям п. 4.6.3 подраздела 4.6 технических требований документации о закупке».

 

В письменном возражении на жалобу организатор торгов АО «РусГидро Снабжение» указывает, что в техническом предложении общества не указана информация о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих, что не позволяет определить на базе какого оборудования (контроллеры, программное обеспечение, насосы, конструктив шкафов, устройства плавного пуска, КИП, кабельная продукция и т.д.) и с какими характеристиками предполагается решать поставленные задачи.

Комиссией Магаданского УФАС России был задан вопрос представителям Заказчика о том, отсутствие какой именно конкретной информации о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих послужило основанием для отклонения заявки Участника по рассматриваемому основанию.

Представители Заказчика пояснили, что таким основанием послужило отсутствие указания в составе заявки на согласие на разработку рабочих чертежей в ходе выполнения договора.

Комиссия полагает данный довод представителей Заказчика неосновательным по следующим причинам.

Пунктом 4.6.4 Технических требований установлено, что поставляемый Товар должен сопровождаться технической документацией. Согласно пункту 6.2.1 в состав технической документации гидропривода, в частности, входят рабочие чертежи.

В своем письме о подаче оферты Участник принял установленные документацией о закупке требования, том числе и указанные требования о разработке и предоставлении рабочих чертежей. Кроме того, в вышеуказанном ответе на запрос дополнительной информации Участник прямо подтвердил намерение исполнить требования к предоставлению и составу технической документации.

На заседании Комиссии представители Заказчика затруднились назвать какую-либо еще конкретную информацию о конструкции и параметрах оборудования, составе и основных характеристиках отдельных составляющих, отсутствие которой стало основанием для отклонения заявки Участника.

В то же время, в жалобе Участника также не содержится достаточных доказательств неправомерности такого отклонения.

 

4. Согласно доводу жалобы организатор торгов АО «РусГидро Снабжение» нарушил антимонопольное законодательство при проведении рассматриваемых торгов, что выразилось в создании преимущественных условий для одного из участников конкурса – АО «Опытный завод Гидромонтаж». По мнению заявителя, данный участник обладал сведениями об объекте, для которого закупалось оборудование, доступ к этому объекту, а также принимал участие в подготовке закупочной документации.

Участник указывает, что АО «Опытный завод Гидромонтаж» проводил работы на объекте – Усть-Среднеканская ГЭС, по договору, заключенному в 2018 году. Кроме того, в составе закупочной документации имеются сведения, которые свидетельствуют от том, что закупочная документация была подготовлена с участием другого участника конкурса - АО «Трест Гидромонтаж», который, по мнению Участника, является аффилированной компанией с АО «Опытный завод Гидромонтаж», так как учредителем АО «Опытный завод Гидромонтаж» является АО «Трест Гидромонтаж».

 

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4.  участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 

Данный довод жалобы указывает на нарушение Заказчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.

На основании вышеизложенного Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о необходимости передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях ООО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова», АО «Трест Гидромонтаж» (ИНН 7734047608) нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

5. Заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу о правомерности отклонения закупочной комиссией Заказчика заявки Участника на участие в торгах.

Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТЕХПРОМ-Нефтегазовые Системы» на действия заказчика – ООО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на проектирование, изготовление, поставку гидропривода для нужд АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» (лот № 37-НС-2019-УСГЭС) (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях ООО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова», АО «Трест Гидромонтаж» (123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 37, ИНН 7734047608) нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны