Решение б/н о выявлении нарушений от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №049/06/99-383/2021 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

28.12.2021                                                                                                         г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Приказом Магаданского УФАС России №01-12/106 от 23.12.2021 «О проведении внеплановой документарной проверки» (далее – Приказ) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

<…>

при участии представителя Заявителя – <…>представителей Заказчика – <…><…>провела внеплановую проверку в отношении государственного заказчика – Магаданского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» (далее – ФБУ «ТФГИ»)при проведении открытого конкурса в электронной форме «Оказание услуг по круглосуточной охране зданий, помещений учреждения и прилегающих территорий» (реестровый номер извещения 0347100009921000001).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Постановление №1576), в связи с поступлением информации от РООР «Магадан» о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением №1576 Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 21.12.2021 в Магаданское УФАС России от РООР «Магадан» (вх.№02/4242) поступила информация о нарушении ФБУ «ТФГИ» законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по круглосуточной охране зданий, помещений учреждения и прилегающих территорий» (реестровый номер извещения 0347100009921000001).

16.12.2021 Заказчиком в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по круглосуточной охране зданий, помещений учреждения и прилегающих территорий» (реестровый номер извещения 0347100009921000001).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 126 240,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме – 18.01.2022 10:00. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 18.01.2022 14:30. Дата подачи окончательных предложений - 20.01.2022. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 20.01.2022 15:30.

2. По мнению РООР «МАГАДАН», заказчиком неправомерно установлено требование к лицензии (исходя из подвида закупаемых услуг).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пп.33 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охране) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Приказом №455 от 22.09.2021 Федерального агентства по недропользованию утвержден перечень объектов (территорий) территориальных органов и подведомственных организаций Федерального агентства по недропользованию, подлежащих антитеррористической защите. В данном перечне присутствует, в том числе, производственное здание ФБУ «ТФГИ». На основании изложенного, к производственному зданию ФБУ «ТФГИ» установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Комиссией Магаданского УФАС России при изучении документации по рассматриваемой закупке установлено следующее.

Предметом закупки, согласно положениям извещения, конкурсной документации Заказчика, является оказание услуг по круглосуточной охране зданий, помещений учреждения и прилегающих территорий.

Согласно Пункту 3 Раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации «исполнитель должен иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности, в соответствии с действующим законодательством РФ, на следующие виды охранных услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимах на объектах». 

Указанные виды охранной деятельности соответствуют пунктам 2, 6 статьи 3 Закона об охране.

Вместе с тем, при установлении обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности, предмету закупки фактически соответствует вид лицензии, установленный в пункте 7 статьи 3 Закона об охране:

«охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закон».

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. По мнению РООР «МАГАДАН», Заказчик неверно определил начальную максимальную цену контракта (НМЦК).

Исходя из смысла статьи 99 Закон о контрактной системе законодатель, регулируя связанную с контролем в сфере закупок деятельность государственных органов, предусматривает разные виды контроля в зависимости от его объекта.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Таким образом, в компетенцию контрольного органа в сфере закупок не входят полномочия по оценке обоснования НМЦК.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в органы внутреннего финансового контроля для проверки на предмет соблюдения правил определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

4. По мнению Заявителя, Заказчик установил условия исполнения заказа, не связанные с предметом проводимой закупки.

Кроме того, по мнению Заявителя, критерии оценки участников №№ 4, 6, 7, 8, 10 – не связаны с предметом проводимой закупки и введены Заказчиком исключительно для ограничения конкуренции в проводимой закупке и искусственном снижении количества потенциальных участников.

Как указано ранее,  согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 3 Раздела 2.1 конкурсной документации определено содержание критерия «Квалификация участника закупки» и варианты баллов:                                                                                       

 

1. Количество оказанных аналогичных услуг (круглосуточная охрана отдельно стоящих, многоэтажных зданий и     прилегающих территорий) за прошедший год – 2-5 шт.  – 5                                                                                                                                                                                                                    6-9 шт.  – 10                                                                                                                                                                                              10 и более – 15                                                                                                                  2. Опыт работы организации, связанный с предметом договора – 2-5 лет  – 5                                                                                                                                                                                                                                            6-9 лет  – 10                                                                                                                                                                                                             10 лет и более – 15                                                                                  3. Наличие возможности установки и обслуживания видеосистем и охранно-пожарной сигнализации (да/нет) – 10 / 0

4. Наличие у сотрудников охраны соответствующей квалификации (да/нет) – 10 / 0

5. Наличие группы быстрого реагирования (да/нет) – 10 / 0

6. Наличие страхования ответственности охранной организации (да/нет) – 10 / 0

7. Наличие централизованного наблюдения за охранной сигнализацией подконтрольных объектов (да/нет) – 10 / 0

8. Наличие в дежурной смене обученного специалиста по обслуживанию лифтов (да/нет) – 10 / 0

9. Наличие огнестрельного оружия (да/нет) – 5 / 0

10. Наличие дежурного автомобиля (да/нет) – 5 / 0

 

 Вместе с тем, Разделом 5 «Техническое задание» конкурсной документации установлены обязанности исполнителя при предоставлении услуг специализированной и сторожевой охраны, в том числе:

17. Обеспечивать в ночное время на постоянном дежурстве патрульную машину, возглавляемую старшим охранником;

18. Обеспечить наличие группы быстрого реагирования.

Таким образом, пункт 17 Технического задания аналогичен пункту 10 критериев участников закупки, пункт 18 Технического задания аналогичен пункту 6 критериев участников закупки.

Следовательно, обязательные требования, установленные в техническом задании конкурсной документации с которыми участник закупки соглашается при подаче заявки одновременно являются и критериями оценки участников.

В действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика - Магаданского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» при проведении открытого конкурса в электронной форме «Оказание услуг по круглосуточной охране зданий, помещений учреждения и прилегающих территорий» (реестровый номер извещения 0347100009921000001) нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы дела в органы внутреннего финансового контроля для проверки на предмет соблюдения правил определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны