Решение №01-10/197 о признании жалобы необоснованной от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/54.3-17/2022

25.01.2022                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

<…>

<…>

при участии представителя Заказчика – <…>, без участия Заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «Ростелематика» на положения конкурсной документации заказчика – Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка документов транспортного планирования Магаданской области и документов транспортного планирования Магаданской городской агломерации в рамках реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги» (реестровый номер 0147200000321000013).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при установлении заказчиком критерий оценки заявок в конкурсной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 17.12.2021 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка документов транспортного планирования Магаданской области и документов транспортного планирования Магаданской городской агломерации в рамках реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги» (реестровый номер 0147200000321000013).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 012 500,00 руб.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок – 21.01.2022 12:00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 26.01.2022 11:00; дата подачи окончательных предложений - 28.01.2022; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 28.01.2022 11:00.

2. Согласно доводу жалобы, заказчиком неправомерно установлен критерий оценки «Опыт участников по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера» в части предоставления контрактов, заключенный исключительно в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на момент размещения закупки) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) (действовавшее на момент размещения закупки), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Пунктом 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии извещением конкурсной документации к поставке необходимо 5 протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии.

В пункте 41 раздела 11 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме» конкурсной документации установлено, что оценка заявок (предложений) по критерию «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» осуществляется следующим образом:

«Подтверждением опыта является информация о контракте (договоре) заключенном за период с 01.01.2018 года по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, включенная в Реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – Реестр контрактов) в соответствии со статьей 103 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.

Представление в составе заявки участника открытого конкурса копий контрактов (договоров) не требуется. Заказчик проверяет сведения об исполненном контракте (договоре) в Реестре договоров посредством Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru)».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в конкурсной документации в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также соответствует объему услуг, предусмотренному техническим заданием конкурсной документации. Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в соответствии с Законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Кроме того, при установлении требования о предоставлении контрактов, заключенных в соответствии с законом 223-ФЗ, исключается возможность проверки заказчиком исполнения обязательств по данным контрактам.

Комиссия Магаданского УФАС России, установила, что критерии и порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» не противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 1085. Заказчик самостоятельно определяет, что относится к опыту сопоставимости по характеру и объему, а также самостоятельно устанавливает величины предельно необходимых минимальных или максимальных количественных значений качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в закупке как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.

Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.

3. Согласно доводу жалобы, заказчиком неправомерно предъявляются требования о зачете контрактов (договоров), исполненных без штрафных санкций.

В Конкурсной документации заказчиком установлено, в том числе, следующее требование по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема»: «Все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к участнику открытого конкурса в электронной форме неустоек (штрафов, пеней)».

Из пояснений заказчика следует, что наличие штрафных санкций по исполненным контрактам свидетельствует о недобросовестном исполнении контракта (договора) участником закупки. Отсутствие штрафных санкций позволяет Заказчику оценить профессионализм участника закупки. Таким образом, заказчик полагает, что требование о представлении копий исполненных контрактов без штрафных санкций по выполненным работам, сопоставимых по характеру и объёму предмету открытого конкурса, является законным и обоснованным.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.

Законодательство о контрактной системе предоставляет заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.

Требование о предоставлении участниками контрактов (договоров), исполненных без штрафных санкций, в качестве подтверждения опыта работ связано с тем, что заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также позволяет с достоверностью установить факт надлежащего исполнения участником закупки обязательств по контрактам.

Кроме того, указанный критерий является одним из показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участника закупки», наравне с иными показателями, а потому не может признаваться решающим при определении лучших условий исполнений контракта.

Данный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.

Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта работы в выполнении государственных контрактов без применения штрафов (пеней) не ограничивает его право на участие в конкурсе.

Таким образом, установление Заказчиком одного из показателей («опыт участника») нестоимостного критерия оценки «квалификация участника закупки» с раскрытием его содержания, является правомерным, и не противоречит положениям пунктам 10, 27 Правил.

Следовательно, довод жалобы признан необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Ростелематика» на положения конкурсной документации заказчика – Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка документов транспортного планирования Магаданской области и документов транспортного планирования Магаданской городской агломерации в рамках реализации Национального проекта «Безопасные качественные дороги» (реестровый номер 0147200000321000013) необоснованной.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны