Решение №МР/3288/22 о результатах проверки от 27 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/99-275/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

22.12.2022                                                                                        г. Магадан

 

На     основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) с участием представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» (далее – Заказчик), <…> (дов. № 66/14 от 20.12.2022), без участия представителей Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области, уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика при проведении электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (реестровый номер извещения 0347100003122000024).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» в связи с поступлением информации от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 09.12.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (реестровый номер извещения 0347100003122000024).

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 170 216,17 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.12.2022 09:00. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 19.12.2022. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.12.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0347100003122000024 от 19.12.2022 на участие в закупке поступила одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником ООО «Охранное агентство «Кираса».

На момент проведения проверки контракт не заключен.

2. Согласно заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области в опубликованном Заказчиком извещении о проведении закупки имеются разночтения между объектом закупки, определенным в положениях извещения, в предмете контракта, установленном в проекте государственного контракта, в отношении вида закупаемых охранных услуг. Кроме того, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам о наличии лицензии на конкретные виды охранной деятельности.

В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, проект контракта.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

В отношении контрактов на оказание охранных услуг типовые условия установлены Приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг», приложением № 1 к которому является Типовой контракт на оказание охранных услуг (далее – Типовой контракт).

Приложением № 2 к Приказу Росгвардии № 149 установлены показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в частности, по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 80.10.12 - услуги охраны.

Учитывая, что Заказчиком при размещении закупки был выбран код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 80.10.12.200, Заказчик обязан руководствоваться формой и условиями типового контракта.

Согласно Типовому контракту в пункте 1.1 раздела 1 «Предмет контракта» должен быть указан вид услуги (виды услуг), предусмотренный (предусмотренные) статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности).

Пунктом 1.1 проекта государственного контракта установлено, что по настоящему Договору Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Договором, согласно Спецификации (приложение № 1 к настоящему Договору) и Техническому заданию (приложение № 2 к настоящему Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

Комиссия отмечает, что в данном пункте проекта контракта не установлены виды охранной услуги, предусмотренные частью 3 Закона об охранной деятельности.

Вместе с тем, представитель Заказчика пояснила, что целью рассматриваемого аукциона была закупка двух видов охранных услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (пункт 2 статьи 3 Закона об охранной деятельности);

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности).

Оказание двух видов охранных услуг (по пунктам 2 и 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности) следует также из расчета начальной (максимальной) цены контракта, приложенной к извещению.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоответствии положений проекта государственного контракта Типовому контракту.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные правила использования каталога товаров, работ, услуг (далее Правила КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 4 Правил КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 7 Правил КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В силу изложенного при описании объекта закупки Заказчик имеет право указать в качестве кода КТРУ код ОКПД2 только при отсутствии соответствующей объекту закупки позиции КТРУ.

В рассматриваемой закупке объекту закупки соответствует, в частности, позиция КТРУ 80.10.12.000-00000002, обязательная для применения с 02.11.2022.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неиспользовании информации, предусмотренной правилами КТРУ.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Из системного толкования данного положения Правил КТРУ, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что указание в извещении об осуществлении закупки информации о позиции КТРУ, значениях характеристик позиции служит целям описания объекта закупки, его функциональных, технических и качественных характеристик и является одним из предусмотренных законодательством способов такого описания.

Вместе с тем, Заказчиком в извещении не применена позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки и его характеристикам.

Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит частная охранная деятельность.

В соответствии со статьей 11.2 Закона об охранной деятельности лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Таким образом, при закупке услуг частной охраны Заказчик обязан установить требование к участникам о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности. При этом лицензированы должны быть конкретные виды охранных услуг, закупаемые Заказчиком.

Вместе с тем, в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению (электронный документ в составе извещения о проведении закупки) установлено следующее требование (подпункт «л» пункта 1) к участникам о предоставлении подтверждения соответствия участника положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом - лицензия по осуществлению частной охранной деятельности (пункт 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, Заказчик не установил требование о наличии лицензии на осуществление конкретных видов охранных услуг, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности, вопреки тому, что данные виды услуг являются объектом закупки.

В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

В силу частей 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий. После 1 января 2022 г. сведения обо всех (в том числе о ранее выданных) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о неправомерности требования о предоставлении составе заявки лицензии по осуществлению частной охранной деятельности в виде документа (копии). В действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что извещение не содержит электронного документа, содержащего описание объекта закупки. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что описание объекта закупки содержится в приложении «Техническое задание» к проекту государственного контракта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения закупки и не привело к ограничению конкуренции среди потенциальных участников закупки.

Изучив заявку единственного участника закупки ООО «Охранное агентство «Кираса», Комиссия установила, что в составе заявке участником предоставлена копия лицензии на осуществление охранной деятельности, включающая право лица на оказание обоих видов закупаемых охранных услуг. Данные о наличии лицензии № 49/17-0020, номер ЕРУЛ Л056-00106-49/00026627 подтверждаются записью в реестре лицензий, доступном на сайте лицензирующего органа - Федеральной службы войск Национальной гвардии, rosguard.gov.ru.

Таким образом, решение аукционной комиссии о допуске участника к проведению закупки правомерно – участник соответствует требованиям законодательства.

В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571).

Согласно позиции 34 Приложения к Постановлению № 2571 оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) требует наличия опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 2571 позиция 34 приложения может не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

НМЦК рассматриваемой закупки составляет 2 170 216,17 рублей, следовательно, Заказчик был обязан установить требование к участникам о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта. Вместе с тем, данное требование установлено не было.

Таким образом в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссией также установлено, что по данным реестра контрактов, заключенных заказчиками, ООО «Охранное агентство «Кираса» 07.12.2020 заключило Гражданско-правовой договор на оказание охранных услуг (охрана зданий) № 78/44фз с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» на сумму 1 387 781,36 рублей. Исполнение данного договора подтверждено актами сдачи-приемки оказанных услуг.

Таким образом, участник соответствует требованиям Постановления № 2571 в отношении наличия опыта работ.

3. Внеплановой проверкой не установлены иные нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Заказчика – Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области», при проведении электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (реестровый номер извещения 0347100003122000024) нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что они не повлияли на результат проведения закупки.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны