Решение №ВС/2058/23 по результатам проведения проверки от 28 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/99-171/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

23.08.2023                                                                                        г. Магадан

 

На     основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) с участием представителя Магаданского областного государственного казённого учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – Уполномоченное учреждение) <…> (дов. № 39 от 20.12.2022), представителя ООО «ВПИ» (далее – Заявитель) <…>, имеющего право действовать от имени лица без доверенности, без участия представителей Магаданского областного государственного казённого учреждения «Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса» (далее – Заказчик), уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении действий Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство линии освещения на автомобильной дороге «Автоподъезд к поселку Снежная Долина» км 0+000 – км 4+863 в Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000923001373).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» в связи с поступлением информации от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.07.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство линии освещения на автомобильной дороге «Автоподъезд к поселку Снежная Долина» км 0+000 – км 4+863 в Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000923001373).

Начальная (максимальная) цена контракта: 6 451 544,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.08.2023 08:00. Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок: 11.08.2023. Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта: 14.08.2023. Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 16.08.2023. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 17.08.2023.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке № 0847500000923001373 от 10.08.2023 на участие в закупке поступило четыре заявки, все из которых были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке № 0847500000923001373 от 16.08.2023 все заявки также были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0847500000923001373 от 17.08.2023 по результатам оценки и сопоставления заявок победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером 114667618.

На момент проведения проверки контракт не заключен.

2. Согласно заявлению ООО «ВПИ» общество имело намерение принять участие в рассматриваемом конкурсе. Изучив положения извещения о проведении закупки, общество 02.08.2023 посредством электронной торговой площадки обратилось к Заказчику за разъяснениями положений извещений. 07.08.2023 Заказчик, Уполномоченное учреждение разместили в ЕИС разъяснение положений извещения на основании указанного запроса. В данном разъяснение было указано, что по трем из четырех пунктов запроса Заказчик принял решение о внесении изменений в извещение. Вместе с тем, изменения в извещение о проведении закупки внесены не были, в результате чего Заявитель не принял участие в закупке на прежних условиях извещения. Кроме того, полагая, что оспариваемые положения извещения будут изменены Заказчиком, Заявитель также пропустил срок обращения в контрольный орган с жалобой. ООО «ВПИ» считает спорные положения извещения нарушающими действующее законодательство и создающими ограничения конкуренции.

Рассмотрев обращение ООО «ВПИ», материалы дела, пояснения Уполномоченного учреждения, Комиссия установила следующее.

В отношении довода Заявителя о невнесении изменений в извещение, несмотря на выраженное намерение Заказчика, Уполномоченного учреждения внести такие изменения на основании поступившего запроса разъяснений Комиссия указывает следующее.

В силу части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен.

Таким образом, внесение изменений в извещение о проведении закупки является правом заказчика, а не его обязанностью, даже в случае поступления запроса разъяснений положений извещения от потенциального участника закупки.

Уполномоченное учреждение в отношении данных обстоятельств пояснило, что Заказчиком был пропущен срок на внесение изменений, предусмотренный частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе – не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Конкурс был проведен на действующих условиях осуществления закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки содержится в электронном документе «Задание на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство линии освещения на автомобильной дороге «Автоподъезд к поселку Снежная Долина» км 0+000 – км 4+863 в Магаданской области».

Пунктом 9.2 данного задания установлено следующее требование к изысканиям и обследованиям: «Выполнить инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания района прохождения трассы, а при необходимости и другие виды инженерных изысканий в объеме, необходимом для принятия обоснованных проектных решений».

Приложение № 1 к проекту государственного контракта, являющегося частью извещения о проведении закупки, содержит аналогичное требование (пункт 9.2).

Статьей 47 Градостроительного кодекса Россий Федерации установлены требования к проведению инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Частью 6 данной статьи определено, что виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Виды и порядок проведения инженерных изысканий установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 20), которым предусмотрено выполнение инженерно-экологических изысканий.

Вместе с тем, в описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным учреждением не установлена потребность в выполнении инженерно-экологических изысканий. Также в числе локальных смет в составе извещения не предусмотрена смета на выполнение инженерно-экологических изысканий.

Комиссия в данных обстоятельствах полагает, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением нарушены требования законодательства по порядку проведению инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, при описании объекта закупки в извещении о проведении конкурса нарушены требования законодательства о контрактной системе.

В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 10.19 приложения № 1 к проекту государственного контракта предусмотрено следующее требование к составу и объему работ, содержанию проектной документации, техническим решениям: «Без дополнительной оплаты получить в органах государственной экспертизы «Положительное заключение» на достоверность определения сметной стоимости объекта строительства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, в соответствии с письмом Минстроя России от 26.02.2020 № 6470-ИФ/09 «О разъяснении порядка проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства». По требованию экспертизы представлять пояснения, документы и обоснования, вносить в проектную документацию по результатам рассмотрения у экспертизы изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию».

Данный пункт также был предметом запроса разъяснение положений извещения со стороны Заявителя.

Кроме того, Заявитель указал на отсутствие сметного расчета, подтверждающего стоимость государственной экспертизы.

Данные обстоятельства, согласно пояснениям представителя Заявителя, ввели его в заблуждение в отношении состава требуемой к прохождению государственной экспертизы.

Как следует из разъяснений положений извещения пункт 10.19 приложения № 1 к проекту государственного контракта регламентирует порядок оплаты в случае получения исполнителем отрицательного заключения государственной экспертизы и необходимости повторного прохождения. Также Заказчиком указано, что прохождение экспертизы требуется в полном объеме: проектной документации, результатов инженерных изысканий и в части достоверности определения сметной стоимости.

Комиссией установлено, что пунктом 1.2 проекта государственного контракта предусмотрено, что работы включают в себя выполнение Подрядчиком инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий (в том числе в части достоверности определения сметной стоимости).

Также необходимость прохождения государственной экспертизы в полном объеме следует и из других положений проекта контракта, например, из пунктов 5.1.2, 9.19.

В расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком установлена стоимость государственной экспертизы 184 168 рублей без расшифровки составляющих данной стоимости.

Вместе с тем, доказательств необходимости сметного расчета, подтверждающего стоимость государственной экспертизы, Заявителем не приведено.

Также Комиссия указывает, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, антимонопольный орган не обладает полномочиями и компетенцией по осуществлению данного контроля.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика в отношении установления требований к прохождению исполнителем государственной экспертизы.

Подкритерием оценки заявок участников «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», «Количество специалистов» критерия «Квалификация участников закупки» установлено следующее: «Перечень специалистов, оцениваемых по показателю, необходимых для, оказания услуг, являющихся объектом закупки. Наличие у участника закупки в штате специалистов с высшим профильным образованием по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», со стажем работы не менее 10 лет».

При этом в качестве подтверждающих документов участником должны быть предоставлены следующие документы: «Перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, представляемых участниками закупки в составе заявки на участие в ней в отношении каждого заявленного специалиста:

 - трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

 - информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная Кодексом, иным федеральным законом информация.

 - копия дипломов о высшем профессиональном образовании по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»

 Подтверждающие документы представляются участниками закупки в составе заявки в отношении каждого заявленного специалиста. К оценке принимаются только вышеуказанные документы.

При непредставлении подтверждающих документов по данному показателю, детализирующего показатель оценки, участнику закупки выставляется – 0 баллов».

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок рассмотрения определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия в отношении данных обстоятельств указывает, что установление Заказчиком, Уполномоченным учреждением порядка оценки и сопоставления заявок, предусматривающим оценку по подкритерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» лишь по наличию сотрудников одной специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» не отвечает принципу запрета ограничения конкуренции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Состав работ, требующийся от исполнителя, предусматривает выполнение различных видов инженерных изысканий, проектирования, определения сметной стоимости строительства. Данные работы могут выполняться специалистами в области геодезии, сметного дела, проектного дела со специализацией в области промышленного и гражданского строительства, горного дела, маркшейдерского дела, а также специалистов с квалификацией инженера по специальности «Автомобильные дороги» (без специализации по аэродромам) и иных специалистов.

Представитель Уполномоченного органа затруднился дать пояснения, по какой причине извещением установлено требование о приеме к учету только сотрудников со специальностью «Автомобильные дороги и аэродромы». Также он указал, что оценка и сопоставление заявок проходило в точном соответствии с данными требованиями, сведения о специалистах иных специальностей, представленные в составе заявок участниками, к учету не принимались.

Комиссия полагает, что установленное ограничение носит искусственный, необоснованный характер и является фактором, ограничивающим конкуренцию при проведении рассматриваемой закупки, таким образом являясь неправомерным.

В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения установлены нарушения части 2 статьи 8 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Внеплановой проверкой не установлены иные нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казённого учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – Магаданского областного государственного казённого учреждения «Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса», при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство линии освещения на автомобильной дороге «Автоподъезд к поселку Снежная Долина» км 0+000 – км 4+863 в Магаданской области» (реестровый номер извещения 0847500000923001373) нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать Уполномоченному учреждению, Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны