Решение №МР/1274/23 по результатам проведения внеплановой проверки в отношении О... от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/24-97/2023 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

«30» мая 2023 г. г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения от общества о ограниченной ответственностью «Забота» (далее – ООО «Забота», Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <…> при участии представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее – Заказчик, ОСФР по Магаданской области) <…> (дов. № 5566-34/38-23Д от 02.02.2023), без участия представителей ООО «Забота», извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, провела внеплановую проверку в отношении действий Заказчика при осуществлении закупок с единственным поставщиком – акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (далее - АО «Московское ПрОП»):

- на поставку двухкомпонентных дренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки дренируемые, двухкомпонентных недренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки недренируемые (государственный контракт № 19/9207-23 от 24.03.2023);

- на поставку однокомпонентных дренируемых калоприемников со встроенной плоской пластиной (государственный контракт № 20/9207-23 от 24.03.2023);

- на поставку подгузников для взрослых (государственный контракт № 21/9207-23 от 24.03.2023).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Постановление № 1576), в связи с поступлением информации от ООО «Забота» о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением № 1576 Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.05.2023 в Магаданское УФАС России от Прокуратуры Магаданской области в порядке подведомственности поступило для рассмотрения обращение ООО «Забота» в части нарушения законодательства о закупках, выразившихся в заключении ОСФР по Магаданской области контрактов с единственным поставщиком в отсутствие конкурентных процедур, и ограничении конкуренции.

Рассмотрев указанное обращение, по результатам проведения внеплановой проверки действий Заказчика, Комиссия установила следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определен перечень случаев, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 (далее – Постановление № 339) установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 339 акты, предусмотренные пунктом 1 указанного постановления, подготавливаются, в том числе, на основании протокола заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума), которое содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд.

Распоряжением Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р (далее – Распоряжение № 402-р) в соответствии подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 339 АО «Московское ПрОП» определено единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников).

На основании вышеуказанных актов 24.03.2023 между ОСФР по Магаданской области и АО «Московское ПрОП» заключены следующие государственные контракты:

- на поставку двухкомпонентных дренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки дренируемые, двухкомпонентных недренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки недренируемые (государственный контракт № 19/9207-23);

- на поставку однокомпонентных дренируемых калоприемников со встроенной плоской пластиной (государственный контракт № 20/9207-23);

- на поставку подгузников для взрослых (государственный контракт № 21/9207-23).

Как указывает Заявитель, из доклада заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, по итогам которого издано Распоряжение № 402-р, следует, что право на закупку изделий региональными отделениями СФР у единственного поставщика предполагается использовать в случае невозможности приобретения таких изделий конкурентными способами у поставщиков на внутреннем рынке или при существенном повышении цен на поставляемую продукцию данными поставщиками.

Учитывая, что цены государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком - АО «Московское ПрОП» на поставку абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) значительно выше, чем цены, которые предлагаются иными поставщиками, в том числе Заявителем, а заключение указанных контрактов происходит в условиях, когда у заказчика имеется реальная возможность проведения конкурентных процедур, ООО «Забота» полагает, что Заказчиком неправомерно заключены рассматриваемые контракты.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с позицией Заявителя и дал пояснения в соответствии с письменным отзывом (вх. № 1944-ЭП/23 от 29.05.2023), в котором указывает, что для решения вопроса о выборе способа определения поставщика осуществлены расчеты начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в результате которых сделан вывод о том, что стоимость по предложению единственного поставщика АО «Московское ПрОП» в соответствии Распоряжением № 402-р ниже средней стоимости, рассчитанной на основании анализа рынка.

Копии расчета и анализа представлены в материалы дела.

В связи с этим, а также в целях исключения рисков срыва обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, формирования резерва таких изделий, минимизации рисков перерыва в обеспечении инвалидов, связанных в том числе с конкурентными способами закупок, целесообразным являлось заключение контрактов с единственным поставщиком, определенным Распоряжением № 402-р. Учитывался также имеющийся опыт осуществления закупок, свидетельствующий об отсутствии выраженного интереса поставщиков к поставкам технических средств реабилитации в Магаданскую область. Отсутствие интереса поставщики объясняют особенностями Магаданской области - ее отдаленностью от центральной части страны, внутренним территориальным делением области и расстояниями между г. Магаданом и населенными пунктами в районах области, их труднодоступностью и ограниченной транспортной сетью. Все это приводит к высокой стоимости доставки и сложностям исполнения условий типового контракта, в частности, обязанностей по доставке товаров получателям в населенные пункты районов области и по заявкам, по организации пунктов выдачи товара и склада для обеспечения хранения товара, при этом оснащенных видеокамерами, и др., что также влечет существенные дополнительные расходы.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что действующее законодательство, на основании которого были заключены рассматриваемые государственные контракты с единственным поставщиком – Закон № 46-ФЗ, Постановление № 339, Распоряжение № 402-р, не содержит требований по дополнительному обоснованию Заказчиком выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определение единственного поставщика, в рассматриваемом случае - АО «Московское ПрОП», в целях осуществления закупки для нужд Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации установлено нормативным актом - Распоряжением Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р в соответствии с установленным порядком.

Довод Заявителя о завышении цен, при заключении государственных контрактов с АО «Московское ПрОП», опровергается фактическими обстоятельствами дела.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика по заключению государственных контрактов, являющихся предметом настоящей проверки, нарушения законодательства о контрактной системе не установлены.

2. В соответствии с доводом, указанном в обращении, Заказчик не исполняет требования действующего законодательства в части размещения информации о заключении и исполнении государственных контрактов в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Согласно 4 статьи 15 Закона № 46-ФЗ информация о контрактах, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи, включается в соответствующий реестр контрактов, заключенных заказчиками, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе.

При этом, информация и документы, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при осуществлении указанных закупок не размещаются на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 46-ФЗ при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются положения частей 13 и 14 статьи 94 Закона о контрактной системе.

При этом, документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Закона о контрактной системе, не размещаются на официальном сайте.

Согласно пункту 9 статьи 3 Закона о контрактной системе ЕИС - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС.

Согласно пункту 3 Положения о единой информационной системе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.

Таким образом, официальный сайт является частью единой информационной системы, обеспечивающей представление такой информации в сети «Интернет».

При этом размещение информации в ЕИС возможно без размещения такой информации на официальном сайте.

Учитывая изложенное, информация о заключении и исполнении контракта в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ размещается в ЕИС, но при этом не публикуется на официальном сайте и не является общедоступной.

Заказчиком предоставлены скриншоты с личного кабинета Заказчика о размещении информации о заключении государственных контрактов от 24.03.2023 № 19/9207-23, № 20/9207-23, № 21/9207-23 в реестре контрактов.

Таким образом, Заказчиком в указанной части соблюдены требования действующего законодательства.

 

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

в действиях Заказчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области при осуществлении закупок с единственным поставщиком – акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» на поставку двухкомпонентных дренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки дренируемые, двухкомпонентных недренируемых калоприемников в комплекте: адгезивные пластины, плоские и мешки недренируемые (государственный контракт № 19/9207-23 от 24.03.2023); на поставку однокомпонентных дренируемых калоприемников со встроенной плоской пластиной (государственный контракт № 20/9207-23 от 24.03.2023); на поставку подгузников для взрослых (государственный контракт № 21/9207-23 от 24.03.2023) нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны