Решение №01-10/2544 обоснована в части нарушения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактно... от 27 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/65-271/2020

23.07.2020                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

<…>

<…>

при участии представителей заказчика – <…>, <…>, представителя заявителя <…>, рассмотрела жалобу ООО «Компания Киль-Омск» на положения аукционной документации заказчика – ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» при проведении электронного аукциона «Поставка стерилизатора плазменного низкотемпературного для нужд «Магаданский родильный дом» (реестровый номер извещения 0347300027820000018).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 06.07.2020 Заказчиком – ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка стерилизатора плазменного низкотемпературного для нужд «Магаданский родильный дом» (реестровый номер извещения 0347300027820000018).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 810 000,00 руб.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 16.07.2020 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 16.07.2020; дата проведения аукциона – 17.07.2020.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.07.2020 №0347300027820000018-4 на основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе заказчику необходимо заключить контракт с ООО «ДЕЛЬРУС-РЕГИОН».

Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.

2. По мнению заявителя, на два абсолютно разных запроса на разъяснения положений документации (от 10.07.2020 17:36 № 871027 и от 10.07.2020 года в 21:48 № 871147) получены «шаблонные» ответы без ответа по существу и содержательных разъяснений на задаваемые вопросы, где с предметом запроса, указан участник такого аукциона. Заявитель также полагает, что текст разъяснений заказчика содержит толкования, отсутствующие в Законе о контрактной системе.

В соответствии с ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно запросу на дачу разъяснений № 871027 от 10.07.2020, ООО «Компания Киль-Омск» просит дать заказчика разъяснения по факту соответствия характеристик, указанных в техническом задании заказчика лишь одному производителю, указания в техническом задании объектов, не являющихся составной частью оборудования.

В соответствии с запросом № 871147 от 10.07.2020 ООО «Компания Киль-Омск» просит разъяснить:

1. применение дополнительных характеристик, не указанных в КТРУ;

2. в Техническом задании документации указаны следующие технические характеристики товара:

 

Система повышения концентрации стерилизующего средства с целью эффективной стерилизации длинных полых изделий

Наличие

Просим разъяснить данный пункт, каким образом будет контролироваться концентрация стерилизующего средства при повышении его концентрации и время цикла должно увеличиться.

3. В Техническом задании указаны следующие технические характеристики товара:      

 

Система безопасности оператора при закрывании двери

Наличие

Просим разъяснить данный пункт, если тип двери распашной, а не автоматическая слайдовая и оператор ее закрывает сам?

4. В Техническом задании указаны следующие технические характеристики товара:      

 

Тип стерилизатора

настольный

 

Тип двери

Распашной

 

Масса, кг, не более

200

 

Почему устанавливаются требования настольный с распашной дверью, что мешает использовать стерилизатор напольный с вертикальной слайдовой дверью?

А также иные вопросы по установленным в техническом задании характеристикам.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что разъяснения на запросы № 871027 от 10.07.2020, № 871147 от 10.07.2020 опубликованные заказчиком на сайте ЕИС, фактически не содержат ответов на указанные вопросы, а сводятся к тому, что потребность заказчика в приобретении товара с конкретными функциями не свидетельствует об ограничении конкуренции. Кроме того, в разъяснениях указан участник аукциона от которого поступил указанный запрос.

На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что запрос № 871027 поступил 10.07.2020 в 17:36, запрос № 871147 поступил 10.07.2020 года в 21:48. 10.07.2020 – пятница, запросы поступили в конце дня, за пределами рабочего времени, заказчик не успел сформулировать соответствующий ответ на запрос за короткий срок.

Комиссия, оценив доводы, приходит к выводу о том, что заказчиком даны несоответствующее разъяснения аукционной документации, кроме того, указание в разъяснениях участника запроса недопустимо.

На основании изложенного, заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.

Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Запросы заявителя сводятся к несогласию с установленными заказчиком характеристиками, и, как следствие, ограничению количества участников закупки. На заседании комиссии представителем заказчика фактически даны ответы на вопросы, указанные в запросах на дачу разъяснений. Установленные в техническом задании характеристики в полной мере соответствуют потребностям заказчика, кроме того, представителем заказчика доказан факт соответствия характеристикам технического задания как минимум двух стерилизаторов. Следовательно, установленные заказчиком характеристики стерилизатора не ограничивают участников закупки.

Комиссией Магаданского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения, поскольку на заседании комиссии заказчиком даны пояснения, в которых обоснована потребность в установлении определенных характеристик товара, а также опровергнут довод заявителя об ограничении конкуренции. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что установленное нарушение не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона.

3. Заявитель полагает, что заказчиком не применен КТРУ, неправомерно указаны дополнительные характеристики при отсутствии их обоснования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом, согласно пункту 6 Правил использования КТРУ заказчик в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что позиция 32.50.12.000-00000009 «Стерилизатор плазменный» включена в КТРУ 19.03.2019. Однако, описание товара, конкретные характеристики по данной позиции в КТРУ отсутствуют.

Таким образом, заказчик фактически установил не дополнительные характеристики сверх КТРУ, а характеристики в соответствии со своими потребностями. Довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы, технические характеристики, указанные в аукционной документации, особенно расходные материалы к высокотехнологичному дорогостоящему оборудованию, являются избыточными, а технические параметры в совокупности (в неизмененном виде) сводят выбор на рынке стерилизационного оборудования к единственно возможному варианту производителя стерилизующего средства и стерилизатора.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Представитель заявителя, в подтверждении своих доводов, представил сводную таблицу по следующим стерилизаторам: STERRAD NX, ДГМ (DGM) 3-40, HMTS-30E, LK/MJG-50 LAOKEN, Steriplaz-50, PEHO-S30, Пластер-50, PS-60, а также сведения из Единого реестра свидетельств о государственной регистрации о зарегистрированных на территории Российской Федерации стерилизующих средствах.

Представитель ООО «Компания Киль-Омск» также пояснил, что, у заказчика есть возможность приобрести более технологичное оборудование, включая отечественные стерилизаторы, при внесении изменений в ряд характеристик технического задания.  Использование характеристик, указанных заказчиком в техническом задании, предполагает покупку дорогостоящего оборудования, что ведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Также представитель заявителя уточнил, что ООО «Компания Киль-Омск» готова поставить напольный стерилизатор с характеристиками схожими с техническим заданием заказчика.

На заседании Комиссии представитель заказчика представил сводную таблицу по стерилизаторам плазменным низкотемпературным ДГМ 3-40 (АО «ТЗМОИ», Россия) и DGM Z-40 («Шаньдун Синхуа Медикал Инструмент Ко., Лтд», КНР), регистрационные удостоверения на данные медицинские изделия, подтверждающие их соответствие характеристикам, установленным заказчиком в техническом задании.  Также представитель заказчика пояснил, что к поставке необходим именно настольный стерилизатор, ввиду ограниченного пространства в помещении.

Комиссия Магаданского УФАС пришла к выводу, что документы, представленные заявителем на заседании комиссии, фактически не подтверждают указанный в жалобе довод.

Вместе с тем, заказчиком документально подтверждено соответствие как минимум двух стерилизаторов установленным в техническом задании показателям. Кроме того, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающее требованиям документации об аукционе.

Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара, а фактически устанавливает такие технические характеристики, которые ему необходимы для реализации своих целей и задач.

Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Компания Киль-Омск» на положения аукционной документации заказчика – ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» при проведении электронного аукциона «Поставка стерилизатора плазменного низкотемпературного для нужд «Магаданский родильный дом» (реестровый номер извещения 0347300027820000018) обоснованной в части довода о нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

         3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

         4. Передать материалы для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны