Решение №01-10/1261 о признании жалобы необоснованной от 25 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-101/2022

 

23.05.2022                                                                                                             г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

<…>

<…>

 

при участии представителей ОГБУ Магаданский областной эксплуатационный центр» (далее – Заказчик) –  <…><…>, представителя участника закупки ООО «Максимум» - <…>, без участия ООО «Алертком», извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 60» (реестровый номер извещения 0347200010622000004).

Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к частникам закупки.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. 05.05.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 60» (реестровый номер извещения 0347200010622000004).

Начальная (максимальная) цена контракта (далее- НМЦК) - 27 968 560,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок – 18.05.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 18.05.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 20.05.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 №ИЭА1  на  участие в закупке подано 3 заявки участников. Все заявки признаны соответствующими установленным требованиям.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в соответствии со статьёй 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), объект выполнения работ, представленный в электронном аукционе № 0347200010622000004 не относится ни к одной категории объектов, перечисленных в указанной статье, и, соответственно пункты Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 (далее - Приказ №624) со знаком «*» не относятся к данной закупке. Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования противоречат законодательству РФ не соответствует положениям, предусмотренным Законом о контрактной системе и приводят к ограничению конкуренции участников закупки.

На заседании Комиссии, представитель Заказчика не согласился с указанными доводами Заявителя по основаниям, изложенных в возражениях на жалобу (исх.№544 от 18.05.2022). По мнению Заказчика, в составе аукционной документации размещено положительное заключение государственной экспертизы, в котором указано – «Капитальный ремонт» и указанное заключение выдано в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства №145 от 05.03.2007.

Согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.08.2012 № 00-02-05 «О стандартах СРО разработанных НОСТРОЙ», пунктом 10 Перечня установлено, что инженерные сети зданий и сооружений внутренние, системы охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и управления доступом, системы охранные телевизионные, монтажные, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию отнесены в соответствии с требованиями Технического регламента согласно пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Рассмотрев довод жалобы, заслушав представителей сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.

1) В соответствии п.3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно извещению по электронному аукциону с реестровым номером 0347200010622000004 объектом закупки является выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 60.

НМЦК составляет 27 968 560,00 руб.

Согласно документации заказчика, размещенной на сайте Единой информационной системы, Заказчиком разработана проектная документация по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании (Приложение № 1.2).

Заказчиком опубликован протокол обоснования НМЦК на основании сводного сметного расчета и локальной ресурсной сметы (Приложения №2.4-2.5).

Также, Заказчиком в извещении, документации о закупке (Приложение №4) установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению  Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №2571) «работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)».

В составе документации, опубликованной заказчиком на сайте ЕИС, приложено также положительное заключение государственной экспертизы (Приложение №2.6), в котором работы определены как «капитальный ремонт» и указанное заключение выдано в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 2 Постановления Правительства №145 от 05.03.2007.

На заседании Комиссии представители заказчика подтвердили, что объект закупки относится к капитальному ремонту.

Согласно пункту 14.2, статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно Приказу Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм, положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения», а именно пункта 2 Приложения № 9, Положения ВСН 58—88р содержится перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте. В указанный Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, включено, в том числе, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Пунктом 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, установлено, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов, они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) установлены дополнительные требования к участникам отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Приложению (далее – Приложение к Постановлению № 2571).

Пунктом 10 Приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличие у участника закупки опыта выполнения работ: «Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта».

На основании вышеизложенных норм законодательства, Заказчиком определен вид работ как капитальный ремонт объекта капитального строительства, разработана проектная документация. Также Комиссией установлено, что заказчиком в извещении установлены соответствующие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 Постановления №2571.

2) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом СРО обязано выполнять требования статьи 55.4, статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункта 1 статьи 3.3 ФЗ № 372 от 03.07.2016 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В связи с изложенной нормой, Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 не применяется для целей саморегулирования (данная позиция согласуется с решением Верховного суда Российской Федерации от 22.03.2021 №АКПИ 21-35).

В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации (решение №ГКПИ 13-7), указанный Перечень находи свое применение к незавершенным объектам капитального строительства и объектам капитального строительства незавершенных объектов капитального строительства. В рассматриваемом случае объект капитального ремонта эксплуатируемым зданием и работы, проводимые на нем, регламентируются в рамках пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ.

В силу части 12.2 статьи 48 в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Таким образом, работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре относятся к капитальному ремонту и для их производства необходимо наличие членства в СРО.

Вместе с тем, Заказчиком в Приложении №4 «Требования к содержанию и составу заявки» установлено:

«Участник закупки предоставляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: на основании ФЗ от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»  действующую выписку из реестра членов СРО по форме, утв. Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 (согласно ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи)».

Таким образом, заказчиком соблюдены требования по установлению требований к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством. Довод жалобы признан необоснованным.

3. По мнению Заявителя, от выбранного кода зависит, какие нормативно-правовые акты, принятые во исполнение требований Закона о контрактной системе, будут использоваться в данной закупке.

Заявитель также полагает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки при выбранном ОКПД2 – Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации.

Заявитель приводит сравнительную таблицу, из письма Министерства регионального развития РФ от 15 июня 2010 года 24099-РП/08, в котором указана тождественность видов работ между утратившим силу приказом № 274 и действующим приказом №624. По мнению Заявителя, ни один из кодов ОКДП2 не является продолжением иерархии ОКПД2 43.21 или 43. В связи с чем, заявитель полагает, что они не могут применяться в настоящей закупке, так как Заказчик установил ОКПД2 43.21.10.140 – Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации. Содержание работ должно совпадать с присвоенным заказчиком ОКПД2, а также требованиям по этим работам согласно Законодательству. ОКПД2 в настоящей закупке не соответствует предъявляемым требованиям.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что приказом МЧС России от 12.10.2020 №756 утверждены типовой контракт на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно приложению №1, а также информационная карта типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно приложению №2.

Согласно приложению №1 Приказа №756 от 12.10.2020 типовой контракт должен содержать, в том числе, вид работ, согласно ОКПД2.Согласно подпункта «б» пункта 2 приложения №2 Приказа №756 от 12.10.2020:

 

 

Показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта:

 

наименование товара, работы, услуги;

Работы по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

код (коды) предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);

код (коды) предмета контракта по ОКПД2: 43.21; 43.29.

по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2);

код (коды) предмета контракта ОКВЭД2: 84.25.1

по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

код (коды) предмета контракта по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 43.21.10.000-00000001 - 43.21.10.000-00000004

На основании изложенного Заказчик полагает, что им применена обязательная типовая форма контракта, а также во исполнение отраслевых нормативных требований Заказчиком применен ОКПД2, который соответствует объекту закупки и применение которого допускается по условиям типового контракта.

Комиссией установлено, что согласно письму Минэкономразвития России от 17.02.2016 №Д28и-344, письму ФАС России от 13.03.2019 №ИА/19176/19, при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2 исходя из предмета закупки. При этом ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.

При осуществлении контрольных мероприятий контрольный орган в сфере закупок самостоятельно устанавливает наличие или отсутствие нарушений при выборе способа осуществления закупки исходя из фактического предмета закупки, а также положений документации о закупке, заявок участников и всех обстоятельств дела.

Кроме того, ссылки Заявителя на Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, признаются несостоятельными, поскольку используемый заказчиком ОКПД2 43.21.10.140 - Работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации отсутствует в КТРУ, а к кодам КТРУ 43.21.10.000-00000001 - 43.21.10.000-00000004 Работы электромонтажные, в КТРУ отсутствуют характеристики, обязательные к применению.

Рассмотрев документы и пояснения представленные в материалы дела, Комиссией Магаданского УФАС России в действиях Заказчика не установлены нарушения положений Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Алертком» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 60» (реестровый номер извещения 0347200010622000004) необоснованной.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны