Решение №01-10/1312 Решение от 23 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/33-132/2020

23.04.2020 г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…> при участии представителя Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории Сусуманского городского округа (далее – Заказчик) <…> (руководитель управлении), без участия заявителя, извещенного должным образом, рассмотрела жалобу ООО «Контракт» на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона «Ремонт муниципального (пустующего) жилищного фонда Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0147300002120000009).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

УСТАНОВИЛА:

1. 09.04.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Ремонт муниципального (пустующего) жилищного фонда Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0147300002120000009).

Начальная (максимальная) цена контракта 4 245 000,00 рубля.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 17.04.2020 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 17.04.2020; дата и время проведения аукциона – 20.04.2020 10:47.

На основании протокола рассмотрения первых частей заявок от 17.04.2020 № 13 на участие в электронном аукционе подано три заявки участников, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.

2. Согласно доводу жалобы, Заказчик указал неверный срок окончания предоставления заказчиком разъяснений участникам закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.

Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, в данном случае, учитывая, в том числе приведенные выше положения ГК РФ, для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе; (2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).

Иными словами, согласно закону дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.

Согласно аукционной документации срок предоставления разъяснений положений документации составляет период с 09.04.2020 10:00 по 13.04.2020 15:59. Согласно положениям аукционной документации датой окончания срока подачи заявок является 17.04.2020 09:00. Опираясь на нормы законодательства, Комиссия приходит к выводу, что сроком окончания направления участниками закупки запроса на предоставление разъяснений положений документации является 13.04.2020 23:59, следовательно, дата окончания предоставления разъяснений положений документации должна быть установлена заказчиком 15.04.2020 23:59.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации. Довод жалобы нашел подтверждение. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Жалобы, указывающие на ограничение права направления участниками закупки запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в Магаданское УФАС России не поступали, следовательно, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное правонарушение не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона.

3. Согласно доводу жалобы, в документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3.1 аукционной документации заказчиком определен перечень информации, которая должна содержаться в первых частях заявок на участие в электронном аукционе.

При этом из сметной документации следует, что при выполнении работ используются материалы, однако заказчиком не определено, что указанные материалы являются товарами, поставка которых является предметом договора подряда. Перечень и объемы работ в составе локального сметного расчета предназначены для определения нормативной потребности в материально-технических ресурсах в физических объемах измерения, являющейся основанием для дальнейшего определения сметной стоимости выполнения работ.

Таким образом, из документации о закупке и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определена приемка и оплата указанных товаров, что свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке материалов в качестве товара.

Следовательно, довод Заявителя об отсутствии в аукционной документации описания объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов признается Комиссией необоснованным.

4. Согласно доводу жалобы описание объекта не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в аукционе и выполнения работ, в частности, в локальном сметном расчете указан следующий перечень и объем работ: «Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 10 км». По мнению Заявителя такое положение аукционной документации ограничивает участников в возможности применения видов техники с иными характеристиками.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом рассматриваемой закупки является выполнение ремонтных работ жилищного фонда. Как говорилось ранее, перечень и объемы работ в составе локального сметного расчета предназначены для определения нормативной потребности в материально-технических ресурсах в физических объемах измерения, являющейся основанием для дальнейшего определения сметной стоимости выполнения работ. Нормативная потребность в строительных машинах для выполнения требуемого объема работ не является основанием или требованием для применения подрядчиком именно указанных в нормативе видов машин, а служит для оценки нормативных объемов и стоимости применения строительных машин для выполнения работ.

Довод Заявителя не находит своего подтверждения.

5. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно указал разные идентификационные коды (далее – ИКЗ) закупки в извещении и в проекте контракта.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе ИКЗ указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в извещении указан ИКЗ: 203490510113049050100100140024339244, отличный от ИКЗ, указанного в иных частях аукционной документации, в том числе в проекте контракта: 203490510113049050100100140014339244.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что довод заявителя обоснован. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона.

6. Согласно доводу жалобы, в аукционной документации заказчиком не указана информация о моменте начала отсчета срока приемки выполненных работ.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.

Согласно пункту 5.4 проекта муниципального контракта не позднее 3 (трех) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 5.11. Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных Работ (этапа) по Контракту на предмет соответствия их объема и качества требованиям, изложенным в Контракте. При этом пункт 5.11 в проекте муниципального контракта отсутствует.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что требование о предоставлении Подрядчиком соответствующих документов указано в пункте 5.1 проекта контракта. Вышеуказанная неверная ссылка в проекте контракта допущена вследствие технической ошибки.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что довод заявителя не обоснован, так как в проекте контракта установлен перечень документов, которые необходимы к предоставлению для определения момента начала отсчета срока приемки выполненных работ. В данном случае допущенная техническая ошибка не образует нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

7. На основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее.

Как уже отмечалось, согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие обязанность заказчика установить требование к составу заявки о предоставлении участником исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.

Конкретные показатели товара, соответствующе значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), указание наименования страны происхождения товара можно требовать в заявке в отношении поставляемого товара только в случаях, предусматривающих поставку товара (оборудования), который будет поставлен на бухгалтерский баланс заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Заказчиком предъявлено требование о предоставлении в составе первой части заявки следующей информации:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При этом, разделом 5 проекта контракта установлен порядок только к приемке выполненных работ без установленного порядка приемки поставляемого товара.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено незаконное требование о предоставлении в составе первых частей заявок конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссией Магаданского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранение выявленного нарушения, так как аукционной комиссией заказчика заявки участников рассматривались в соответствии с нормами действующего законодательства, без учета нарушений, установленных в аукционной документации, что не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона.

8. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Согласно части 7 названной статьи указанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Согласно материалам, представленным заказчиком, 17.04.2020 были рассмотрены заявки и подписан протокол №13 рассмотрения первых частей аукционных заявок. В связи с отключением интернета, и отсутствием его на территории Сусуманского городского округа в указанный срок до 23:59 17.04.2020 заказчиком не был размещен вышеуказанный протокол в единой информационной системе.

Указанные действия заказчика нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на положения аукционной документации заказчика – Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории Сусуманского городского округа при проведении электронного аукциона «Ремонт муниципального (пустующего) жилищного фонда Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0147300002120000009) обоснованной в части нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 67, части 3 статьи 66, пункта 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны