Решение №ВС/1169/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО "БМЦ" на положения из... от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/42-91/2023

 

18.05.2023 г. Магадан
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…> при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «БМЦ» (далее – ООО «БМЦ», Заявитель) <…> (дов. № 003 от 20.02.2023), Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – МОГКУ «Центр закупок Магаданской области», Уполномоченное учреждение) <…> (дов. б/н от 17.05.2023), Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Министерство, Заказчик) <…> (дов. № 35 от 28.02.2023) рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования (ИВЛ, ультразвуковое, эндоскопическое, лабораторное оборудование) для лечебных учреждений Магаданской области в 2023 году» (реестровый номер извещения № 0847500000923000621).

Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на неустановление в извещении о проведении электронного аукциона всех обязательных требований к участникам закупки, в частности, о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), а также Заявитель полагает, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком нарушен принцип обеспечения добросовестной конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 04.05.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования (ИВЛ, ультразвуковое, эндоскопическое, лабораторное оборудование) для лечебных учреждений Магаданской области в 2023 году» (реестровый номер извещения № 0847500000923000621).

Максимальное значение цены контракта: 28 000 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.05.2023 08:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта – 12.05.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 16.05.2023.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 на участие в закупке подана одна заявка участника с идентификационным номером 114200483, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

2. Согласно доводу жалобы Уполномоченным учреждением, Заказчиком в извещении, приложении к извещению о проведении электронного аукциона неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении конкурентной закупки должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.

Извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования (ИВЛ, ультразвуковое, эндоскопическое, лабораторное оборудование) для лечебных учреждений Магаданской области.

На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99) лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).

Во исполнение вышеуказанного, Уполномоченным учреждением, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о соответствии участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: наличие лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона № 99.

Требование о подтверждении соответствия указанному требованию также установлено в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Вместе с тем, как указывает Заявитель, в перечне медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию (Приложение № 1 к Техническому заданию) содержится также оборудование, относящееся к источникам ионизирующего излучения. Следовательно, в силу пункта 39 пункта 1 статьи 12 Закона № 99 Уполномоченным учреждением, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона должно быть установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Рассмотрев указанный довод и проанализировав Техническое задание, являющееся приложением к извещению о проведении электронного аукциона, установленные Уполномоченным учреждением, Заказчиком требования, Комиссия приходит к следующему выводу.

Перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и (или) ремонту (Приложение № 1 к Техническому заданию) содержит 245 единиц медицинский изделий.

В ходе заседания Комиссии установлено, что из них:

- 243 медицинских изделий не относится к источникам ионизирующего излучения;

- 2 медицинских изделия относятся к источникам ионизирующего излучения (пункт 9.1 Перечня «Магнитно-резонансный томограф» – на указанный пункт ссылается и Заявитель, и представители Заказчика, Уполномоченного учреждения; пункт 1.1 Перечня «Аппарат ИВЛ «Фаза-11» портативный с кислородным смесителем и увлажнителем «Термо» - на указанный пункт ссылается Заявитель, представитель Заказчика отрицает отнесение указанного оборудования к источникам ионизирующего излучения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что основным видом работ, являющегося объектом рассматриваемого электронного аукциона, является техническое обслуживание медицинского оборудования, не относящегося к источникам ионизирующего излучения.

Применительно к рассматриваемому аукциону лицензия на использование источников ионизирующего излучения является дополнительной и необходима только для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения - в количестве двух единиц из 245 единиц общего числа медицинского оборудования.

В соответствии с разъяснительным письмом Минфина РФ от 21.02.2018 № 24-02-03/11100, следует, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию в силу статьи 313, пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данная позиция также отражена в пункте 4 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2020 года), пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.

В случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки (Письмо ФАС России от 02.08.2019 № ДФ/67066/19).

Положениями проекта контракта не ограничено право Исполнителя привлекать к оказанию услуг субподрядчиков, обладающих разрешительными документами для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения (подпункт «а» пункта 3.1 проекта государственного контракта).

Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с отсутствием рассматриваемых требований в извещении о проведении электронного аукциона. Не подтверждено наличие объективных препятствий для участия Заявителя в закупке, а также для исполнения контракта, с объявленными условиями в оспариваемой части. Довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

3. Согласно доводу жалобы, формирование объекта закупки произведено с нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в техническом задании требуется выполнить работы по техническому обслуживанию и ремонту видов медицинского оборудования, которые не имеют технологической и функциональной взаимосвязи, являются различными по своему назначению, не участвуют в едином цикле оказания медицинских услуг населению.

Кроме того, Заявитель указывает на пункты технического задания, в соответствии с которыми Исполнитель должен иметь специалистов по всем видам медицинского оборудования, указанному в перечне (приложение № 1 к Техническому заданию) – пункт 5.1; а контрольно-измерительное и технологическое испытательное оборудования должно обеспечивать проведение всех видов работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования, указанного в перечне медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию – пункт 6.1.

Объединение в один лот функционально и технологически не связанных услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, влечет за собой ограничение конкуренции ввиду сокращения числа участников закупкам, которые смогут обслужить весь перечень представленного оборудования.

Также Заявитель отмечает, что подобное формирование лота приводит к увеличению цены контракта, размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, что влечет за собой отказ от участия в закупке потенциальных хозяйствующих субъектов ввиду отсутствия финансовой возможности внесения сумм, увеличенных из-за объединения услуг в один лот.

Рассмотрев указанный довод, Комиссия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание, исходя из целей осуществления закупки.

Объектом рассматриваемого электронного аукциона является техническое обслуживание медицинского оборудования различного вида и назначения.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что объектом рассматриваемой закупки является именно техническое обслуживание, то есть один определенный вид услуги.

Медицинское оборудование, в отношении которого требуется техническое обслуживание, подпадает под действие одной лицензии - техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).

Кроме того, техническое обслуживание медицинского оборудования в соответствии с техническим заданием относится к одному товарному рынку, закупается для удовлетворения потребностей лечебных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области; услуга является однородной, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.

Заказчик, осуществляющий закупку для своих подведомственных учреждений, определяет контроль над качеством исполнения оказываемых услуг (работ), устанавливает единую ответственность для Исполнителя услуг (работ).

Комиссия установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «БМЦ» на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика - Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования (ИВЛ, ультразвуковое, эндоскопическое, лабораторное оборудование) для лечебных учреждений Магаданской области в 2023 году» (реестровый номер извещения № 0847500000923000621) необоснованной.

 

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны