Решение №01-10/907 По инициативе Магаданского УФАС России от 4 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-10/01-2019                     

                                                                                                             г.Магадан

 

Резолютивная часть решения оглашена  «26» марта 2019 года

              В полном объеме решение изготовлено  « 29 » марта   2019 года

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <<…>>,<<…>>,<<…>>,<<…>>,

рассмотрев   дело  № 03-10/01-2019  по признакам  нарушения  Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения     «Сусуманская  районная больница» <<…>>   нарушения    пункта 1 части 1 статьи  10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

       Основанием для возбуждения и рассмотрения дела №03-10/01-2019  о нарушении антимонопольного законодательства явился результат  расследования  Магаданским  УФАС  России,  по собственной  инициативе,   материалов  МОГБУЗ «Сусуманская районная больница».

        В действиях учреждения были установлены  признаки  нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются  или  могут  являться  ущемление  интересов  других  лиц (хозяйствующих  субъектов) в сфере  предпринимательской  деятельности  либо  неопределенного  круга  потребителей, в том  числе следующие  действия   по :

-установлению, поддержанию  монопольно высокой цены  на услугу  по проведению  медицинского  осмотра  предрейсового (послерейсового)  водителей   транспортных  средств  в  размере  147,29 руб. в 2017 году, в размере 190,85 руб. в  2018году.

       Приказом  Магаданского УФАС России от 04.02.2019 №01-12/11 возбуждено дело  № 03-10/01-2019  и  создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением №22 от 18.02.2019 дело №03-10/01-2019 назначено к рассмотрению на 05 марта 2019года.  Определением № 39 от 05.03.2019  рассмотрение дела отложено в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела № 03-10/01-2019. Рассмотрение дела определением назначено на 26 марта 2019года.

        26.03.2019 оглашена резолютивная часть решения Комиссии Магаданского УФАС России.

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив  представленные в материалы  дела  документы и информацию, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом  которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской  деятельности либо неопределенного круга  потребителей.

Магаданским  УФАС  России  в соответствии  с  Порядком  проведения  анализа  состояния  конкуренции  на  товарном  рынке,  утвержденным  приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа) и  Административным  регламентом   Федеральной   антимонопольной  службы по  исполнению  государственной  функции  по  установлению  доминирующего  положения  хозяйствующего  субъекта  при  рассмотрении  заявлений, материалов, дел  о нарушении  антимонопольного  законодательства  и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345,  проведен  анализ   и оценка  состояния  конкуренции на рынке платных  медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей  транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) на территории г.Сусуман,  п.Мяунджа  Сусуманского  городского  округа  Магаданской  области  за период  2017, 2018 гг., по результатам которого составлен  аналитический  отчёт  от  26 февраля  2019 года.

      В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, при анализе состояния конкурентной среды на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от юридических и физических лиц, продавцов, покупателей товара (услуг), материалы, запрошенные в рамках рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

       Для оценки состояния конкурентной среды на вышеуказанном рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

- продуктовых границ товарного рынка;

- географических границ товарного рынка;

- состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

- объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

- барьеров входа на товарный рынок;

- уровня концентрации товарного рынка.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка.

Предметом  данного  исследования  является  товарный  рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в географических  границах  г. Сусуман,  п. Мяунджа  Сусуманского  городского округа Магаданской области.

 Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых  (послерейсовых), продавцов услуг, потребителей услуг;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Закона о защите конкуренции  на изучаемом рынке.

        Временной интервал исследования товарного рынка, с учетом целей исследования, определен разделом II Порядка.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей рассматриваемого товарного рынка и доступности информации.

Согласно пункту 2.2 Порядка, проводимый анализ носит ретроспективный характер, исследование ограничивается изучением характеристик рынка платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых), которые сложились до момента проведения исследования.

Пунктом 9 статьи 5 Закон о защите конкуренции определено - наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка  определен  периодом 2017 –2018гг.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

На  основании  пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера  обращения  товара (в том числе иностранного производства),  который  не  может  быть  заменен  другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности, либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность, отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено, в

соответствии с пунктом 3.4 Порядка, на основе:

- нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность; 

- лицензий;

- договоров, заключенных в отношении услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) МОГБУЗ «Сусуманская районная больница».

Нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1991 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018), Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 27.12.2018), Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказ Министерства здравоохранения России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении департамента здравоохранения администрации Магаданской области»  и др.

На основании статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица (в том числе при аренде транспортных средств) и индивидуальные предприниматели (в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение обязательных медицинских осмотров в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинские осмотры  предрейсовые (послерейсовые) включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих обязательному лицензированию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")».

Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области 26 апреля 2018 года была выдана лицензия   <<…>> на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») МОГБУЗ «Сусуманская районная больница», в том числе и на оказание платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых).

Согласно вышеуказанной лицензии, МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» организует проведение медицинских осмотров  предрейсовых (послерейсовых) водителей-сотрудников организаций, с которыми заключены соответствующие договоры.

В соответствии с пунктом 1.1 договора на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых осмотров водителей от 01.2018 г. № 13, заключенного МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» (Исполнитель) с <<…>>, Исполнитель обязуется производить медицинский осмотр перед выездом на объект, (предрейсовый) медицинский осмотр работников Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги в порядке и сроки, определенные настоящим Договором.

В соответствии с пунктом 1.1 договора на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств для нужд филиала <<…>> в Сусуманском районе в 2017 году от 26 мая 2017 года № 08549/223фз, заключенного <<…>> (Заказчик) с МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» (Исполнитель), Исполнитель  принимает  на себя  обязательство  организовывать и проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств Заказчика, а Заказчик принимает на себя обязательства оплачивать услуги в порядке и на условиях настоящего договора.

В  соответствии  с пунктом 1.1 договора на предоставление платных медицинских услуг от 24.11.2017 г. № <<…>>,  заключенного МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» (Исполнитель) с <<…>> <<…>> (Заказчик),  Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по проведению периодических, первичных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников в соответствии с техническими заданиями (Приложение № 1,2 к настоящему договору), а Заказчик обязуется  оплачивать  услуги  Исполнителя  в  порядке,  размере и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

На  основании  вышеизложенного, предварительные продуктовые границы  рынка  определены как медицинские услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых).

При выявлении свойств товара (услуг), определяющих выбор покупателя, согласно пункту 3.5 Порядка, анализировалось следующее:

1) функциональное назначение товара (услуги);

2) применение товара (услуги);

3) качественные и технические характеристики;

4) цена;

5) условия реализации.

1.Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара (услуги) и его потребительские свойства.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров, в том числе, являются:

– предрейсовые, предсменные медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

– послерейсовые, послесменные медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров направлено на выявление из числа лиц, задействованных в сфере грузопассажирских перевозок и выполнении услуг вождения спецтехники тех, чье здоровье противоречит правилам и показаниям, общепринятым для доступа к выполнению обязательств водителей.

2. Применение товара: предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств используются для контроля общего состояния здоровья водителей транспортных средств, определения годности их в профессиональной деятельности и для обеспечения безопасности дорожного движения.

Предрейсовые и послерейсовый медицинские осмотры водителей транспортных средств повышают безопасность на дороге, защиту населения при оказании услуг перевозок.

3. Качественные и технические характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств является обязательным, и проводятся в течение всего времени работы водителя, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые осмотры проводятся в течение всего времени работы водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Согласно пункту 10 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1)сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

- количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

- определения наличия психотропных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

По  результатам  осмотра  медработник  выносит заключение о наличие или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и  заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием признаков). При отсутствии негативных признаков медработник, проводивший медицинский осмотр (предрейсовый), заполняет путевой лист, дающий разрешение на выезд водителя. На документе должен быть проставлен штамп, отметка о том, что прохождение медицинского осмотра (предрейсового) выполнено по всем правилам и противопоказаний к работе не обнаружено. Штамп имеет законную силу в том случае, если подписан лицом, проводившим предрейсовый медицинский осмотр. К необходимым реквизитам путевого листа помимо штампа и подписи медработника, проводившего освидетельствование, относится дата и время осмотра водителя. Такие же отметки должны иметь место после того, как произведен послерейсовый медицинский осмотр.

О результатах медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) сообщается руководителю организации.

В случае, если в ходе медосмотра выявлены состояния и заболевания, препятствующие работе, водитель не допускается к управлению транспортным средством или отстраняется от работы, в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса РФ (часть третья) от 30.12.2001 № 297-ФЗ.

Предприятие не имеет право допускать к исполнению обязанностей тех лиц, чей  предрейсовый  медицинский  осмотр  дал негативные результаты. К таким результатам относится выявление любого заболевания, которое нарушает внимательность и бдительность водителя (повышение артериального давления, головная боль, повышенная температура тела и т.д.). Запрещено принимать смену водителю, у которого выявлено подозрение на алкогольное опьянение или доказано наличие алкоголя в крови.

Данные, полученные при осмотре водителей транспортных средств, заносятся в журнал предрейсового и (или) послерейсового медицинского осмотра.

 4. Цены: устанавливаются учреждением на основании перечня платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями с 01.01.2016 года, а также перечня платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями с 01.01.2018 года, утвержденных  приказами по МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» от 08.02.2017 № 53 и от 15.03.2018 № 111 соответственно.

5. Условия реализации.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств не входят в перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», от 08.12.2017 № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», следовательно, являются платными медицинскими услугами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор).

Платные медицинские услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых ( послерейсовых) оказываются на основании списка, представленного заказчиками (в соответствии с Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров") в рамках заключенных договоров на оказание медицинских услуг.

Согласно пункту 3.6 Порядка, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

- анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, основной вид деятельности МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» соответствует коду 86.10 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) (далее – ОКВЭД), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 10.07.2018).

В соответствии с ОКВЭД, платным медицинским услугам по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых) соответствует:

- раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг»;

- класс 86 «Деятельность в области здравоохранения»;

- подкласс 86.1 «Деятельность больничных организаций».

Эта группировка, в том числе, включает:

- деятельность лечебно-профилактических организаций, включая деятельность районных, городских и областных больниц, специализированных больниц и т.д.

Определение взаимозаменяемых товаров (услуг), согласно пункту 3.7 Порядка, основано на фактической замене товаров (услуг) приобретателем или готовность приобретателя заменить товар (услугу) другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

 Определение продуктовых границ товарного рынка основано на сплошном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров (услуг), составляющих одну товарную группу.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка, при выявлении взаимозаменяемых товаров (услуг) использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы готовы заменить платные медицинские услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых), если цена на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

На основании вышеизложенного,  продуктовые  границы исследуемого  рынка  определены  как  платные  медицинские услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых).

Пунктом 4.1 Порядка установлено, что процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную  возможность приобрести  товар, и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, согласно пункту 4.2 Порядка, проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, с официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/), местом нахождения МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» является субъект Российской Федерации (регион) – Магаданская область, наименование населенного пункта – г. Сусуман.

Одно из требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям. При намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес, либо сведения о новых работах (услугах) (пункт 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291).

Согласно приложению № 1 к лицензии № <<…>> от 25.04.2018, выданной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области, на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам  предрейсовым (послерейсовым), МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу: Российская Федерация, 686314, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Больничная, д. 65.

В соответствии с приложением № 2 к лицензии № <<…>> от 26.04.2018, выданной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области, на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам предрейсовым  (послерейсовым)  МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу: Российская Федерация, 686314, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Советская, д. 6 (поликлиническое отделение).

На основании приложения № 5 к лицензии № <<…>> от 26.04.2018 г., выданной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области, на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам предрейсовым  (послерейсовым), МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу: Российская Федерация, 686314, Магаданская область, Сусуманский район, п. Мяунджа, ул. Октябрьская, д. 18-а (врачебная амбулатория).

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территорий г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа.

 При выявлении условий обращения товара (услуги), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара (услуги) приобретателем (приобретателями), на основании пункта 4.3 Порядка, учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара (услуги) приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территориях г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа имеется исполнитель платных медицинских услуг по медицинским осмотрам водителей транспортных средств предрейсовым (послерейсовым), обеспечивающий потребности рассматриваемых групп приобретателей – МОГБУЗ «Сусуманская районная больница». С учетом транспортных и командировочных расходов цены на платные медицинские услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых), оказываемые на каких-либо других территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа, следовательно, заказывать данные услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях, становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка, на основании пункта 4.5 Порядка, осуществлено следующими методами:

- методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- методом «теста гипотетического монополиста».

Исходя из информации, предоставленной приобретателями платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых), географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территорий г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа.

В соответствии с пунктом 2.1 договора на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств для нужд филиала <<…>> в Сусуманском районе в 2017 году от 26 мая 2017 года № 08549/223фз, заключенного <<…>> (Заказчик) с МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» (Исполнитель), предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств проводится в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Письмом министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-02 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств проводится по адресу: г. Сусуман, ул. Советская, д. 6 строго по путевым листам.

В соответствии с пунктом 1.1 договора на предоставление платных медицинских услуг от 24.11.2017 г. № 1123/23-2017, заключенного МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» (Исполнитель) с <<…>> (Заказчик), периодические, первичные, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры работников Заказчика проводятся в медицинских учреждениях на территории г. Сусуман, п. Мяунджа Магаданской области.

Из вышеизложенного следует, фактические районы продаж представлены границами г. Сусумана и п. Мяунджа Сусуманского городского округа Магаданской области.

Согласно пункту 4.6 Порядка, в результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара (услуги) о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами г. Сусуман  и  п. Мяунджа  Сусуманского городского округа Магаданской области, и в каком количестве (объеме), Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров  предрейсовых  (послерейсовых), если  цены  на указанные услуги в пределах г.Сусуман и п.Мяунджа долговременно (дольше 1 года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними (укажите наименование организации – исполнителя)?». Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на указанные услуги, оказываемые в пределах г. Сусуман, не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемые услуги на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях). Кроме того, из ответов приобретателей были установлены фактические потребители указанных услуг на территории п. Мяунджа, также не готовые получать рассматриваемые услуги на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы территорий г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) определены географическими границами г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа Магаданской области.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых) относятся  медицинские организации – юридические лица, независимо от организационно правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и предоставляющие платные медицинские услуги потребителям.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать (приобрести), либо заказывающие (приобретающие) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителей (физических лиц), а также физические лица.

Согласно  информации,  представленной  Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области  в адрес антимонопольного  орган  установлено,  что единственным  хозяйствующим субъектом, выполнявшим  на  территориях  г. Сусуман  и  п. Мяунджа Сусуманского городского округа платные  медицинские  услуги по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых), и имеющим лицензию №  <<…>>, является МОГБУЗ «Сусуманская районная больница».

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых), согласно Пункту 5.3 Порядка, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация): Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сусуманская районная больница» – ул. Больничная, д. 65, г. Сусуман, Магаданская область, 686314.

При  определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» по оказанию платных медицинских услуг.

На  основании  пункта 6.1 Порядка,  расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых) в 2017 – 2018гг. в  натуральном и стоимостном выражении в географических  границах  г. Сусуман и п. Мяунджа  Сусуманского  городского округа Магаданской области.

Объемы рынка продаж (оказания) платных медицинских услуг (по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) в географических границах г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за период 2017-2018гг. представлены в таблице.

 

 

 

 

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем рынка оказания предрейсовых и послерейсовых мед. осмотров водителей т/с  (шт.)

 

 

Доля, %

Объем рынка оказания предрейсовых и послерейсовых мед. осмотров водителей т/с  (руб.)

 

 

 

Доля,%

2017 г.

МОГБУЗ «Сусуманская районная больница»

<<…>>

100

<<…>>

100

Всего:

<<…>>

100

<<…>>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

2018 г.

МОГБУЗ «Сусуманская районная больница»

<<…>>

100

<<…>>

100

Всего:

<<…>>

100

<<…>>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

Из представленных данных, на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в географических границах г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа в период 2017 года единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (<<…>>; <<…>> равным <<…>>), рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в географических границах  г. Сусуман и п. Мяунджа  Сусуманского  городского  округа  можно  охарактеризовать  высоким уровнем концентрации.

Из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых) в географических границах г. Сусуман и п. Мяунджа Сусуманского городского округа в период 2018 года единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» с долей 100%.

<<…>>.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период 2017 - 2018гг. на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка.

Проведенный анализ рынка платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным.

 На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции  Комиссия  Магаданского УФАС России  по  рассмотрению дела  № 03-10/01-2019  приходит к выводу  о том, что в соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона  о защите  конкуренции  МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» занимает доминирующее положение на рынке  платных  медицинских услуг  по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в период 2017 -  2018гг с  долей  более  50%  в географических  границах  г. Сусуман,  п. Мяунджа Сусуманского  городского округа Магаданской области. 

 

2.  Для  квалификации  действий  хозяйствующего  субъекта  по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона  о защите  конкуренции  необходимо установить  не только  наличие   доминирующего  положения  хозяйствующего субъекта на товарном  рынке,  но и факт  превышения в цене  суммы  необходимых для производства  и реализации  такого товара расходов  и прибыли и цены, которая сформировалась  в условиях  конкуренции  на  сопоставимом товарном рынке.

В силу  нормы  пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите  конкуренции монопольно высокой   ценой товара  является цена, установленная занимающим   доминирующее  положение   хозяйствующим  субъектом,  если эта цена превышает  сумму  необходимых  для  производства  и реализации  такого товара расходов  и  прибыли  и цену,  которая  сформировалась  в условиях  конкуренции  на товарном  рынке,  сопоставимом  по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок,  государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно - тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории  Российской Федерации или за ее пределами.

Пунктом  1 части  1 статьи 10 Закона о защите  конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего  доминирующее  положение  хозяйствующего  субъекта,  результатом   которых   являются  или могут являться недопущение, ограничение,  устранение  конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности  либо неопределенного  круга потребителей,  в  том числе  следующие  действия (бездействие) -  установление,  поддержание  монопольно высокой цены товара.

Письмом  от 11.12.2018 №01-10/3491 у учреждения были  запрошены информация  и  документы, по  результатам  рассмотрения   которых,   установлено  следующее.

МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница»  является  правопреемником всех  прав и обязанностей Магаданского  областного государственного бюджетного  учреждения  здравоохранения  «Сусуманская центральная районная больница»,  переименованного  в соответствии с Постановлением Правительства Магаданской области от 30.01.2014 №49-пп «О переименовании областных государственных учреждений», действует  на  основании Устава, утвержденного приказом министра здравоохранения  и демографической  политики Магаданской области  от 25.02.2014 № 173.

 Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области,   которое  осуществляет  функции   учредителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  и  Магаданской  области (пункт 1.3 раздела 1 Устава).

Согласно  пункту 3.4  раздела 3  Устава  МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница»  учреждение  сверх  установленного  государственного задания,  а также в случаях,  определенных  действующим  федеральным законодательством, в пределах  установленного  государственного  задания, вправе  выполнять  работы,  оказывать услуги,  относящиеся к его основным видам  деятельности,  предусмотренные  настоящим  Уставом,  для  граждан и юридических  лиц  за  плату и  на  одинаковых  при  оказании  одних  и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством. 

Согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных  медицинских услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, вступившим в силу с 01.01.2013, платные медицинские услуги  предоставляются медицинскими  организациями  на основании   перечня  работ (услуг),  составляющих  медицинскую  деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Учреждение  имеет  лицензию на осуществление медицинской деятельности № <<…>> от 26.04.2018, выданную Министерством здравоохранения  и демографической  политики Магаданской области.

 Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными  законами, иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

 Порядок  определения  цен  (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые  медицинскими  организациями,  являющимися  бюджетными и казенными  государственными (муниципальными)  учреждениями, устанавливается  органами, осуществляющими  функции и  полномочия  учредителей.

Департаментом  здравоохранения  Магаданской области  издан приказ  №104 от 05.03.2013 «О Порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги,  предоставляемые  медицинским организациям, являющимися  бюджетными и казенными государственными учреждениями,  находящимися  в  ведении  департамента  здравоохранения  Магаданской области» (далее - Порядок»).

 В  Учреждении  платные  медицинские  услуги  оказываются  в порядке и на условиях, закреплённых  в  Положении   о предоставлении платных медицинских услуг  населению МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» (далее - Положение),  утвержденном  приказом  главного врача Учреждения № 11 от 09.01.2018.

Приказом  главного врача  МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» от 08.02.2017 №53 цены (тарифы)  на оказание платных медицинских  услуг от 10.02.2016  признаны  действующими  на 2017. Согласно перечню  платных  медицинских услуг, осуществляемых  за счет личных  средств  граждан и по договорам  с  организациями, стоимость  1 услуги  по проведению  медицинских  осмотров  водителей транспортных средств предрейсовых, (послерейсовых)  установлена в размере 147,29руб.

Приказом главного врача  МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» от 15.03.2018 №111 утверждены  новые цены (тарифы) на медицинские услуги», предоставляемые МОГБУЗ «Сусуманская  РБ» на 2018год, где стоимость 1 услуги  по проведению медицинских  осмотров  водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых)  установлена  в размере 190,85рублей.

Учреждение  письмом от 05.06.2018 №457  в адрес  антимонопольного органа  направило   калькуляцию  стоимости  проведения одного  медицинского осмотра водителей транспортных средств предрейсовых  (послерейсовых) на 2017-2018гг., согласно которой  в  расчет  цены  услуги включены статьи затрат: заработная плата,  начисление на з/п, износ оборудования, расходы на оплату медикаментов, накладные расходы, рентабельность.

 

Калькуляция стоимости  проведения одного  медицинского осмотра водителей  транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) на 2017год                                                                                       представлена в таблице №1.

<<…>>

                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Исследовав  представленные затраты, включенные в цену услуги на 2017год  установлено:

1.По статье затрат «Заработная плата»

<<…>>

2. По статье  затрат «Износ оборудования»

 <<…>>

4.Накладные расходы.

Учреждением   произведен  расчет коэффициента накладных расходов включенных в цену услуги предрейсового осмотра водителей транспортных средств по формуле  f=(Sахп+Jучр+Kучр)/(Sучр-Sахп), исходя из плана финансово-хозяйственной деятельности  больницы  от 16.01.2017. Доля накладных расходов в себестоимости платной услуги составила  <<…>>%. 

Вышеуказанный расчет  цены определен учреждением на основании  приказа   Департамента   здравоохранения   администрации  Магаданской области   от 05.04.2012 № 210 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения от 23.01.2012 №54».  В  приложении  к приказу установлен порядок определения платы за оказание  услуг (выполнение работ), относящихся  к основным видам  деятельности  государственных  бюджетных  учреждений,  подведомственных  департаменту здравоохранения, для  граждан и юридических лиц.

Однако,  приказом №104 от 05.03.2013 «О Порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги,  предоставляемые  медицинским организациям, являющимися  бюджетными и казенными государственными учреждениями,  находящимися  в  ведении  департамента  здравоохранения  Магаданской области»  приказы №54от 23.01.2012, №210 от 23.01.2012 признаны утратившими силу (далее - Порядок).

Действие приказа №104 от 05.03.2013 распространено  на правоотношения возникшие с 01.01.2013года.

Пунктом  2  Порядка   определено,  что учреждение   самостоятельно  определяет цены на медицинские услуги.

В соответствии    с пунктом  3  Порядка   при  определении  цен (тарифов) на  медицинские  услуги  из  расчётно-нормативных  затрат  на  содержание  имущества  исключаются  расходы  на коммунальные услуги  (расходы на отопление,  потребление  электрической  энергии,  холодного и горячего водоснабжения),   так   как  расходы   на оплату  коммунальных услуг  в целом  по государственному   учреждению  в  полном объеме  финансируются  из средств областного бюджета.

Таким образом, из пункта 3 Порядка следует, что затраты, которые финансируются  из средств  бюджета  исключаются  из  расходов,  включаемых в цену.

Однако,  учреждение   при  расчете  коэффициента  накладных  расходов  в цене  услуги  на 2017,  2018 гг.  включает  суммы   статей  затрат  исходя,  из плана  финансово - хозяйственной  деятельности  учреждения от 16.01.2017, 28.12.2017:  «прочие выплаты», «услуги связи», «транспортные услуги», «услуги  по содержанию имущества», «прочие услуги», «прочие расходы»,  которые оплачиваются  за счет средств  бюджета и средств ОМС (приложение  учреждения № 1).  Следовательно, включая  эти  затраты в тарифы платных медицинских услуг, Учреждение дважды их компенсирует,  получая денежные средства из бюджета и с получателя услуги.

Расчет коэффициента накладных расходов  произведен согласно ПФХД от 16.01.2017г  на 2017год

                                                                                                                                                                                                                             

<<…>>                                                                                                                              

                                                                                                                                     

Из таблицы №1 следует, что включение учреждением в цену услуги   завышенных расходов в размере <<…>> по статьям затрат : заработная плата,  отчисления  на соц. нужды,  суммы накладных  расходов  в  2017году  привело к увеличению  прибыли <<…>> и соответственно цены <<…>>.

В соответствии с пунктом 4 Порядка цены (тарифы) на медицинские услуги   устанавливаются с учетом покрытия  издержек учреждений на оказание  данных  услуг,  при  этом предусматриваемая  рентабельность  не может превышать 20%.  При   установленной   учреждением   цене на услугу в размере 147,29руб., и необходимых затратах по расчету антимонопольного органа в размере 60,27руб., плановая рентабельность, включенная в цену услуги составила 144,4% (<<…>>.), (<<…>>), т. е. превысила на 124,4% рентабельность установленную Порядком.

Таким образом, первое условие монопольно высокой цены -  установленная   учреждением в 2017году году цена на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) превысила сумму необходимых расходов и прибыли, подтверждается материалами дела.

 По такому же принципу учреждением произведен расчет цены услуги на 2018год.

Калькуляция  стоимости  проведения  медицинского  осмотра водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) на 2018год                                                                                       представлена в таблице №3.

         <<…>>                                                                                                              

 

Исследовав  представленные затраты, включенные в цену услуги  на 2018год установлено:

1.По статье затрат «Заработная плата»

<<…>>

Заработная  плата  врача - терапевта  <<…>>,  согласно  таблицы «тарификация  учреждения  на 2018год», выплачивается  из  средств  территориальной  программы  ОМС, также  учреждению предоставляются субсидии на выполнение  госзадания,  однако  заработная плата  включена  учреждением  в цену услуги  одного  осмотра  водителя  транспортных  средств предрейсового  (послерейсового) в полном  размере.

 

Расчет коэффициента накладных   расходов  произведен согласно ПФХД от 28.12.2017 на 2018год    <<…>> .   

 

 

Из таблицы № 3 следует, что включение учреждением в цену услуги   завышенных  расходов  <<…>> по статьям затрат : заработная плата,  отчисления  на соц. нужды,  суммы накладных  расходов  в  2018году  привело к увеличению прибыли <<…>>. и соответственно цены <<…>>.

При  установленной  учреждением   цене на услугу в размере 190,85руб. и  необходимых затратах <<…>>., плановая рентабельность, включенная в цену услуги составила 132,03% (<<…>>),(<<…>>), т. е. превысила на 112,0% рентабельность установленную Порядком. Не произведя оценку экономической обоснованности затрат и прибыли, включенных в цену услуги на 2017 год, учреждение необоснованно увеличило цену услуги с 01.01.2018.

Таким образом, установленная  учреждением в 2018году году цена на услугу по проведению одного  медицинского осмотра водителей  транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых)  превысила  сумму необходимых  расходов и прибыли. 

Согласно  информации,  представленной  учреждением в  адрес  антимонопольного органа  письмом от 15.01.2019 № 32, больница  не ведет учет фактических расходов по статьям затрат по видам платных услуг.

В 2017 году  вознаграждения  медицинскому персоналу  за оказанные услуги  по проведению  медицинских  осмотров  водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых)  произведены  учреждением  в размере <<…>>руб.

При  оказании  медицинских  осмотров  водителей транспортных средств предрейсовых  (послерейсовых) в  количестве  10253услуг,  фактические затраты  на 1 услугу  по статье  заработная плата  составили <<…>> (<<…>>).<<…>>В 2018 году  вознаграждения  медицинскому персоналу  за оказанные услуги  по проведению  медицинских  осмотров  водителей транспортных предрейсовых  (послерейсовых)  произведены учреждением в размере <<…>>руб.

При  оказании  услуг по медицинским  осмотрам  в количестве  9585услуг,  фактические затраты на 1 услугу по статье «заработная плата» составили <<…>> (<<…>>) <<…>>.

 Таким  образом,  включение  МОГБУЗ «Сусуманская   районная больница» в цену  услуги  по проведению  медицинских осмотров  водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых)  расходов по заработной плате в полном объёме  врача-терапевта выполняющего  платные  медицинские  осмотры   во  время  основной  рабочей   деятельности,  повторное   включение в расчет накладных расходов  статей затрат оплачиваемых из бюджета субъекта, бюджета  фонда  ОМС  согласно ПФХД на 2017, 2018гг  является  экономически   необоснованным  и  свидетельствует  о завышении  расходов и прибыли, необходимых  для оказания услуги, нарушении пункта 1 части  1статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите  конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются или могут являться  ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской  деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  действия (бездействие) по установлению, поддержанию  монопольно высокой цены товара.

 На основании вышеизложенного, цена на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых  (послерейсовых) в период 2017-2018года  превышает  необходимые для их оказания  расходы  и прибыль, результатом  указанных  действий  являются  или могут  являться  ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере  предпринимательской  деятельности  либо неопределенного  круга потребителей.

На основании  данного вывода, определены  признаки монопольно высокой  цены по критерию ее несоответствия сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов  и прибыли.

 В  силу  нормы  пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно  высокой  ценой  товара  является цена, установленная занимающим  доминирующее  положение   хозяйствующим  субъектом,  если эта  цена  превышает  сумму  необходимых  для  производства  и реализации  такого товара  расходов  и  прибыли  и цену,  которая  сформировалась  в условиях  конкуренции на товарном  рынке,  сопоставимом  по составу покупателей или продавцов  товара, условиям обращения товара, условиям  доступа  на  товарный  рынок,  государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

С учетом  того,  что  антимонопольное  законодательство  предусматривает  два метода  определения  монопольно высокой цены услуги:

-затратный метод,

-метод  сопоставимых  рынков  (для определения  сопоставимой  цены товара на  сопоставимых рынках) антимонопольным органом  проведено  исследование  на  предмет  выявления  сопоставимых  цен  на товарном  рынке платных медицинских услуг в части проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых ( послерейсовых)  близких  по условиям  оказания  услуг  к  Сусуманскому городскому  округу   Магаданской  области сформулированным   в статье  6  Закона о защите конкуренции в границах  территорий  РФ.

 При  применении  метода  сопоставимых  рынков необходимо найти и  рассмотреть  такой  товарный рынок, который  будет, сопоставим по критериям, установленным  статьей  6 Закона о защите конкуренции:

-по составу покупателей  или продавцов товара,

-условиям обращения товара,

-условиям доступа на товарный рынок,

-государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При  этом товарный рынок должен  находиться в состоянии конкуренции.

Для  исследования  критерия  сопоставимости товарного рынка  по количеству покупателей  товарного  рынка  города  Сусуман  Магаданской области  были  определены  населенные пункты  схожие по численности населения   (4899 чел).

Исходя  из информации,  представленной   УФАС  по  Хабаровскому  краю  в  адрес  антимонопольного  органа  село  Троицкое  Нанайского  района  Хабаровского  края  с  численностью  4677 чел.  сопоставимо  по составу покупателей  с  численностью  города  Сусуман (4899 чел.). Услуги  по  проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) осуществляет  1 учреждение – КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница».

Согласно   прейскуранта  платных медицинских услуг, стоимость медицинского осмотра водителей транспортных средств  предрейсового (послерейсового) составляет 49 руб. 

С  учетом   того, что  на товарном  рынке  по оказанию  услуги в селе Троицкое Нанайского района Хабаровского края действовало одно учреждение - КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница»  цена, установленная  учреждением  на услугу  не  является  сформированной в условиях конкуренции, и  не может  быть признана  сопоставимой  в соответствии  со статьей 6 Закона о защите конкуренции.

Исходя  из информации,  представленной  УФАС по Сахалинской  области    в адрес  антимонопольного  органа,   село Троицкое Анивского городского  округа  Сахалинской  области  с численностью города (4938 чел.)  сопоставима  с численностью  города  Сусуман  Магаданской области (4899 чел.). Лицензия   на право  проведения  предрейсовых (послерейсовых)  осмотров  водителей  транспортных  средств  выдана одному учреждению - ГБУЗ «Анивская центральная районная больница им. В.А. Сбиркина». С 01.12.2017 утвержден прейскурант  цен,  согласно  которому  стоимость  медицинского осмотра водителей транспортных  средств предрейсового  (послерейсового)  составляет 178 руб., которые   проводятся  медицинским  персоналом  в здании ГБУЗ «Анивская ЦРБ».

В амбулатории,  расположенной  в  с.Троицкое  Анивского района медицинские осмотры  водителей  транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых)  с 2017 года  по  настоящее  время,  несмотря на наличие лицензии,  не проводятся.  

 С учетом  того,  что на  товарном  рынке  по оказанию  услуги в селе Троицкое  Анивского городского округа Сахалинской области действовало одно учреждение - ГБУЗ «Анивская центральная районная больница им. В.А. Сбиркина», которое услугу с 2017 года на данной территории не  оказывало, медицинские осмотры  проводились на территории города Анива, численность которого 9445 человек,  не  сопоставима  с численностью города Сусуман Магаданской области,  следовательно,  товарный рынок  не  сопоставим с городом Сусуман  Магаданской области по составу продавцов и покупателей, и цена на услугу  не может  быть признана  сопоставимой, в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции.

Также  для  исследования  критерия  сопоставимости  товарного рынка  по количеству покупателей  с городом Сусуман (4899чел.) Магаданской области  был  определен  населенный пункт –  поселок Сокол МО «Город Магадан» (4806чел.), схожий  по численности  населения. На территории поселка  Сокол МО «Город Магадан» услуги  по  проведению медицинских осмотров  водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) оказывало одно учреждение «МОГБУЗ «МСЧ «Авиамедицина».  Цена,  установленная  учреждением  на услугу не является  сформированной  в условиях конкуренции.

Для  исследования  критерия  сопоставимости   товарного рынка  по количеству  покупателей  схожих  с  поселком  Мяунджа  (числ. 1618) определен поселок Эвенск Магаданской области с числ.1471.  Из  ответа  от 04.02.2019  №166   Магаданской   ОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница»   по запросу   Магаданского  УФАС  России от 01.02.2019 № 01-10/271  следует,  что у учреждения  отсутствует  лицензия,   предусматривающая   выполнение  услуги  по  проведению  медицинских  осмотров  водителей  транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в 2017-2018году.

По условиям   обращения  медицинских услуг  в  части проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств   предрейсовых (послерейсовых) товарный   рынок  города Сусуман  Магаданской области  нельзя   признать  сопоставимым  с товарными  рынками   Дальневосточного  округа  и  других  территорий РФ,  поскольку  издержки (затраты) в цене услуг, не сравнимы с  издержками  в  цене  услуг   других регионов, иные затраты на электроэнергию,  теплоэнергию, водоотведение,  материалы,  иные размеры районных  коэффициентов  и  процентных  надбавок   к заработной плате, а зачастую их отсутствие в регионах РФ.

По условиям доступа на товарный рынок платных медицинских услуг Сусуманский  городской округ   Магаданской области -  изолированная территория РФ, в которой отсутствует  железная  дорога,  территория удалена от покупателей из ЦРС. Транспортные издержки при оказании услуги приводят  к тому,  что  нельзя  расширить  географию  потребителей  за  счет других  регионов  РФ,  невозможно   увеличить  объемы  оказываемых услуг.  С учетом отдаленности  территории от других  регионов  РФ  цена  услуги  будет  не конкурентная, в том  числе  и  за  счет  больших  транспортных издержек. В других же регионах  РФ  у  продавца  есть  возможность  оказывать услугу  в соседних областях, следовательно, товарный  рынок  в части проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых (послерейсовых) ограничен  только  территорией  города Сусумана, поселка Мяунджа Магаданской области,  что  нельзя  сказать  о других территориях РФ.

 В результате проведенного анализа установлено отсутствие сопоставимого рынка, как за пределами  города  Сусумана, поселка Мяунджа  Магаданской области, так и за пределами Российской Федерации.

 Следовательно, в отсутствие сопоставимых рынков, отсутствуют и сопоставимые цены на реализацию услуг.                

 На основании данного вывода, монопольно высокая цена  определена по критерию ее несоответствия сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов  и прибыли (затратный метод).

  В отсутствие сопоставимых цен, применяя затратный метод, предусмотренный  статьей 6 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что цены на услугу по проведению  медицинских осмотров водителей транспортных  средств  предрейсовых  (послерейсовых),    применяемые  МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» в 2017 в размере 147,29руб.,  в 2018году  190,85руб.  являются монопольно высокими.

04.03.2019 (вх. 03/861) в  адрес Магаданского УФАС России  представлено ходатайство  МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» в котором просит рассмотреть дело №03-10/01-2019 без представителей медицинского  учреждения.

        Рассмотрев собранные в отношении МОГБУЗ «Сусуманская районная больница» материалы, Комиссия Магаданского УФАС России 05.03.2019 приняла Заключение об обстоятельствах дела №03-10/01-2019. 

       Заключение об обстоятельствах дела №03-10/01-2019 отправлено почтовым сообщением  в адрес учреждения, получено адресатом 20.03.2019, о чем указано в отчете об отслеживании отправления (почтовый идентификатор 80083634069663 )

и зарегистрировано в учреждении по входящим номером  288 от 21.03.2019года.

        Возражений, пояснений на факты, установленные Комиссией в заключении, а так же на сделанные в нем выводы в Магаданское УФАС России от МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» не поступило.

        26.03.2019 (вх.03/1202) в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница» о том, что рассмотрение дела № 03-10/01-2019, назначенное на 26.03.2019 рассмотреть в отсутствие представителей учреждения.

        Таким образом, исследовав все материалы дела, изучив имеющиеся в нем  доказательства, обсудив письменные пояснения учреждения, Комиссия  Магаданского УФАС России  по  рассмотрению  дела № 03-10/01-2019  приходит  к  выводу о том,  что  действия  МОГБУЗ «Сусуманская  районная больница»  занимающего  доминирующее  положение  на  рынке   платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных  средств  предрейсовых (послерейсовых)  в период  2017- 2018года  по  установлению,   поддержанию   монопольно  высокой  цены  на услугу  по проведению  медицинских  осмотров  водителей  транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых)   в размере  147,29руб. в 2017году,   190,85руб. в 2018 году, превышающие необходимые расходы и прибыль,  свидетельствуют о нарушении пункта  1 части  1 статьи 10 Закона  о  защите конкуренции.

      Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Установить,  что  в соответствии  с частью 1 статьи 5 Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сусуманская   районная  больница» занимало  доминирующее  положение на рынке   платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных  средств  предрейсовых (послерейсовых)  в  период  2017-2018года с долей более 50% в географических границах  г.Сусуман, п.Мяунджа  Сусуманского городского округа Магаданской области;

 

2. Признать   злоупотреблением   доминирующим  положением действия МОГБУЗ «Сусуманская   районная  больница» по установлению, поддержанию монопольно высокой  цены на услугу  по проведению  медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых)   в размере 147,29руб.  в 2017году,  190,85руб.  в 2018 году,  результатом  которых  являются ущемление интересов  других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

 

3.Выдать МОГБУЗ «Сусуманская районная  больница» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем  товарном  рынке: для чего сформировать цену на услугу  по проведению  медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых) на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания данной услуги;

 

4.Выдать предписание МОГБУЗ «Сусуманская  районная  больница» об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, для чего:

4.1.довести  до сведения  потребителей  услуги  содержание  настоящего решения, в частности  сообщить о неправомерности  действий МОГБУЗ «Сусуманская  районная  больница»  по  установлению, поддержанию монопольно высокой  цены на услугу  по проведению  медицинских  осмотров  водителей  транспортных  средств    предрейсовых  (послерейсовых)   в размере 147,29руб. в  2017 году,  190,85руб. в  2018году,  путем  размещения   информации  на стенде  учреждения   (либо на официальном сайте в сети Интернет)  сроком  на 1 месяц  со дня размещения;

4.2.ознакомить сотрудников,  обеспечивающих  расчеты  по установлению цен на услугу  по проведению  медицинских осмотров водителей транспортных средств  предрейсовых  (послерейсовых), в целях  недопущения в дальнейшем выявленного нарушения;

 

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  направить  материалы  дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии  с  КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                              <<…>>

   

Члены Комиссии :                                                                       <<…>>

         

                                                                                         <<…>>                                           

 

                                                                                                  <<…>>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны