Решение б/н О признании жалобы ИП <<...>> необоснованной и выявленных в ... от 18 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-169/2023

 

16.08.2023                                                                                                            г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

председатель комиссии:

при участии представителей Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Заказчик) «…» (дов. № 121 от 15.08.2023), Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – Уполномоченное учреждение) «…» (дов. № 39 от 29.06.2023) и представителя участника закупки ООО «Максимум» «…» (дов. № 6/10 от 10.01.2023), без  участия индивидуального предпринимателя «…» (далее – Заявитель), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ «Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ГБУЗ «Магаданский областной центр охраны материнства и детства» (реестровый номер извещения № 0847500000923001441).

Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

 

                                                      УСТАНОВИЛА:

 

  1. 03.08.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ «Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ГБУЗ «Магаданский областной центр охраны материнства и детства (реестровый номер извещения № 0847500000923001441).

Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) – 13 989 820,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок – 11.08.2023 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 11.08.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 15.08.2023.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0847500000923001441 от 15.08.2023 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано четыре заявки участников с идентификационными номерами 114728121, 114745739, 114762721, 114747141, три из которых признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, заявка участника № 114728121 отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным № 114745739, с ценовым предложением 12800685,30 руб. (двенадцать миллионов восемьсот тысяч шестьсот восемьдесят пять рублей 30 копеек).

  1. Согласно доводу жалобы, Уполномоченным учреждением, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571).

Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения по данной жалобе, в соответствии с пунктом 15 Постановления № 2571 для выполнения работ по текущему ремонту установлены вышеназванные дополнительные требования к участникам закупки. При этом предметом закупки является выполнение работ по модернизации автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), которые согласно классификатору видов  экономической деятельности, относятся к коду 43.21 по ОК 029-2014: «Производство электромонтажных работ», эта группировка включает: монтаж электропроводки и электроарматуры, пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации.

Таким образом, монтаж систем АУПС, СОУЭ является отдельным выделенным видом работ, для выполнения которых требуется специальное разрешение (лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), поэтому законодатель не требует применения Постановления № 2571.

Указанные работы не относятся к текущему ремонту здания и не сопряжены со строительными работами, а представляют собой обособленный и самостоятельный вид монтажных работ, результатом которого будет являться вновь установленная система АУПС и СОУЭ, не связанная с текущим ремонтом самого здания.

Рассмотрев довод жалобы, пояснения сторон, по результатам проведения внеплановой проверки действий Уполномоченного учреждения, Заказчика, Комиссия установила следующее.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, описанием объекта закупки и техническим заданием, объектом закупки является «Выполнение работ «Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ГБУЗ «Магаданский областной центр охраны материнства и детства».

Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Пунктом 21 статьи 2 Закона № 384-ФЗ система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения» инженерная система (здания или сооружения) - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.), обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.09.2021 № 37970-ОД/08 системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Законом № 384-ФЗ относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, и, соответственно, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при капитальном ремонте.

Следовательно, система пожарной сигнализации относится к системам инженерно-технического обеспечения, которые являются составной частью здания, в свою очередь, замена и восстановление систем пожарной сигнализации относится к замене систем инженерно-технического обеспечения здания.

Таким образом, законодательством определен указанный вид работ к капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В составе приложений к извещению о проведении электронного аукциона в ЕИС Уполномоченным учреждением размещены сметные документации на модернизацию автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» объектов: акушерский корпус, гинекологический корпус, центр охраны здоровья семьи и репродукции, женская консультация. Перечисленные сметные документации составлены на «строительство объектов капитального строительства».

Также в составе приложений к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона в ЕИС размещены положительные заключения государственной экспертизы Магаданского областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы» по каждому из объектов (№ 49-1-1-2-029796-2022 от 16.05.2022, № 49-1-1-2-029792-2022 от 16.05.2022, № 49-1-1-2-030245-2022 от 17.05.2022, № 49-1-1-2-029795-2022 от 16.06.2022), в которых модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ОГБУЗ «Магаданский родильный дом» объектов поименована как объект капитального строительства, вид работ – капитальный ремонт.

Кроме того, в Извещении в разделе «Финансирование за счет бюджетных средств» указан код вида расходов 243.

В соответствии с Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» по элементу вида расходов «243 Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Следовательно, согласно наименованию объекта закупки, техническому заданию и сметной документации, положительному заключению, в совокупности с вышеизложенными нормами законодательства, Комиссия критично относится к возражениям представителя Уполномоченного органа, что закупаемые работы не относятся капитальным.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» установлены дополнительные требования к участникам отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Приложению (далее – Приложение к Постановлению № 2571).

Пунктом 10 Приложения к Постановлению № 2571 установлено следующее:

«Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта): наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Пунктом 3 Постановления № 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок», позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

НМЦК закупки составляет – 13 989 820,00 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

На основании части 5 статьи 31 при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, Уполномоченное учреждение при формировании извещения о проведении электронного аукциона должно было установить требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению № 2571.

Наличие требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, вопреки доводам Уполномоченного учреждения, не освобождает от обязанности установления дополнительных требований о наличии опыта выполнения работ в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления № 2571.

В ходе рассмотрения довода жалобы, Комиссия установила, что Заявитель указывает на необходимость установления дополнительных требований о наличии опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 15 Приложения к Постановлению № 2571 «Работы по текущему ремонту зданий, сооружений».

В соответствии с данным пунктом требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем, указанное требование, учитывая объект закупки, не должно быть установлено в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона. Следовательно, довод жалобы признается необоснованным.

Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия указывает на необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению № 2571. Извещение о проведении электронного аукциона указанного требования не содержит, что является нарушением части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП).

3. В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки, Комиссией Магаданского УФАС России установлено следующее.

Извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

Как установлено ранее, объектом закупки является Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ГБУЗ «Магаданский областной центр охраны материнства и детства».

НМЦК закупки составляет 13 989 820,00 рублей.

Согласно части 5 статьи 31 при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона должен установить требование к участникам рассматриваемой закупки о членстве в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, Комиссия установила, что указанное требование в извещении Заказчиком не установлено, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

                                                              РЕШИЛА:

 

1.       Признать жалобу ИП «…» на действия Уполномоченного учреждения – Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика - Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Выполнение работ «Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) объектов ГБУЗ «Магаданский областной центр охраны материнства и детства» (реестровый номер извещения № 0847500000923001441) необоснованной.

2.       Признать в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3.       Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4.       Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны