Решение №01-10/1424 о признании жалобы обоснованной от 14 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3-112/2022

08.06.2022                                                                                        г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, (далее – Комиссия) c участием представителя АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» (далее – Заказчик) <…> (дов. № 74/2022 от 01.06.2022), представителя ООО «Строительная компания «ПИК» (далее – Заявитель) <…> (дов. от 01.06.2022) рассмотрела жалобу ООО «Строительная компания «ПИК» (вх. № 01/1678 от 30.05.2022) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования и материалов, выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ по устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования в рамках строительства объекта «дом народного творчества и досуга в п. Сеймчан» (лот № 0400-кс дох-2022-усгс) (реестровый номер извещения 32211362138).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон   о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы «База решений и правовых актов» https://br.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка проведения закупочной процедуры.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 04.05.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку оборудования и материалов, выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ по устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования в рамках строительства объекта «дом народного творчества и досуга в п. Сеймчан» (лот № 0400-кс дох-2022-усгс) (реестровый номер извещения 32211362138).

Начальная (максимальная) цена договора: 34 352 351,62 рубль.

Дата начала срока подачи заявок: 04.05.2022. Дата и время окончания подачи заявок: 19.05.2022 в 16:00 (Мск+7). Дата рассмотрения первых частей заявок: 26.05.2022 (в первой редакции извещения); 24.05.2022 (в актуальной редакции извещения). Дата проведения аукциона: 27.05.2022 (в первой редакции извещения); 25.05.2022 (в актуальной редакции извещения). Дата подведения итогов: 07.06.2022 (в первой редакции извещения); 31.05.2022 (в актуальной редакции извещения).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 77/1 от 24.05.2022 на участие в закупке было подано две заявки, обе были признаны соответствующими требованиям закупочной документации. Также данным протоколом закупочная комиссия решила перенести следующие сроки этапов проведения закупки: дата рассмотрения первых частей заявок – на 24.05.2022; дата и время проведения аукциона – на 25.05.2022 09:00 (Мск); дата окончания рассмотрения вторых частей заявок – на 02.06.2022; дата подведения итогов закупки – на 03.06.2022.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 25.05.2022 в процедуре 32211362138 в аукционе принял участие только участник закупки с номером 840239.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 77/2 от 30.05.2022 вторая часть заявки участника с номером 840239 была признана соответствующей требованиям документации, вторая часть заявки участника с номером 840172 (ООО «Строительная компания «ПИК») не рассматривалась в связи с тем, что данный участник не сделал ценового предложения. Также данным протоколом закупочная комиссия решила перенести следующие сроки этапов проведения закупки: дата окончания рассмотрения вторых частей заявок – на 30.05.2022; дата подведения итогов закупки – на 31.05.2022.

Согласно итоговому протоколу № 77/3 от 31.05.2022 победителем закупки был признан участник ООО «Тотал-Трейд» с ценовым предложением 34 152 351,62 рубль, не включая НДС.

2. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно перенес срок проведения аукциона. По мнению Заявителя, в силу требований части 11 статьи 4 Закона о закупках в случае внесения изменений в извещение о проведении закупки Заказчик обязан продлить срок подачи заявок, что Заказчиком сделано не было. Заявитель указывает, что перенос даты проведения аукциона с 27.05.2022 на 25.05.2022 не позволил ООО «Строительная компания «ПИК» принять участие в аукционе по причине того, что в период проведения аукциона должностное лицо, ответственное за подачу ценовых предложений, находилось в отъезде без возможности доступа к участию в торгах.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В силу части 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Комиссией установлено, что первоначальной редакцией извещения о проведении закупки были определены следующие сроки проведения этапов закупки:

  • дата начала срока подачи заявок: 04.05.2022;
  • дата и время окончания подачи заявок: 19.05.2022 в 09:00 (Мск);
  • дата рассмотрения первых частей заявок: 26.05.2022;
  • дата и время проведения аукциона: 27.05.2022 в 09:00 (Мск);
  • дата рассмотрения вторых частей заявок: 06.06.2022;
  • дата подведения итогов: 07.06.2022.

Впоследствии Заказчиком было принято решение об изменении в извещении и в документации о закупке следующих сроков этапов проведения закупки:

  • дата рассмотрения первых частей заявок: 24.05.2022;
  • дата и время проведения аукциона: 25.05.2022 в 09:00 (Мск);
  • дата рассмотрения вторых частей заявок: 02.06.2022;
  • дата подведения итогов: 03.06.2022.

 Заказчик разместил в ЕИС вторую редакцию извещения и документации о закупке, содержащие указанные изменения, а также уведомление о внесении изменений 24.05.2022 в 10:00 (Мск+7). Заказчик также разместил в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок, содержащий решение о внесении изменений в сроки, 24.05.2022 в 10:04 (Мск+7).

Таким образом, протокол рассмотрения первых частей заявок был опубликован на два дня раньше, чем было предусмотрено первоначальной версией извещения. Этим же протоколом был перенесен сам срок рассмотрения первых частей и дата проведения аукциона также перенесена на два дня раньше.

В дальнейшем Заказчик повторно сократил сроки проведения этапов закупки в части срока рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов закупки.

Заказчик в своих письменных пояснениях и в устных пояснениях представителя Заказчика на заседании Комиссии указал следующее.

В соответствии с пунктом 4.10.1 документации о закупке процедура аукциона проводится в дату и время, указанные в пункте 1.2.20. Организатор по согласованию с Заказчиком вправе, при необходимости, изменить данный срок, официально разместив информацию об этом.

В силу пункта 4.4.2 документации о закупке после окончания срока подачи заявок допускается изменение только в части установленных Документацией о закупке сроков:

а) рассмотрения первых частей заявок (пункт 1.2.19);

б) проведения процедуры аукциона (пункт 1.2.20);

в) рассмотрения вторых частей заявок (пункт 1.2.22);

г) подведения итогов закупки (пункт 1.2.23).

Возможность изменения сроков проведения аукциона предусмотрена пунктом 7.11.4.6 Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - Положение о закупке), в соответствии с которым в случае необходимости в любое время после окончания приема заявок, в соответствии с пунктом 7.4.8, и до начала проведения аукциона Организатор закупки по согласованию с Заказчиком может изменить дату или время проведения аукциона. Данное решение оформляется решением закупочной комиссии, принятым не менее чем двумя членами закупочной комиссии, включая члена закупочной комиссии от закупочного подразделения.

Таким образом, по мнению Заказчика, закупочная комиссия имела право принять решение о переносе срока проведения аукциона и внести соответствующие изменения в извещение о закупке.

Кроме того, Заказчик указывает, что в соответствии с пунктом 4.2.2 документации о закупке участники обязаны самостоятельно отслеживать официально размещенные разъяснения и изменения извещения, документации о закупке, а также информацию о принятых в ходе проведения закупки решениях Организатора.

Заказчик полагает, что информация о внесении изменений была им своевременно размещена, все участники имели равные возможности ознакомиться с ними и принять участие в аукционе в новую дату. Изменения были внесены после истечения срока подачи заявок, касались только переноса срока проведения аукциона и рассмотрения заявок. Таким образом, принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации действиями Заказчика нарушены не были. Также Заказчик не согласился с наличием в своих действиях нарушения части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, представитель Заказчика затруднилась ответить на вопрос об объективных причинах переноса срока проведения аукциона на два дня назад с учетом срока выполнения работ (180 дней с даты подписания договора – пункт 7.2.2 Технического задания), сославшись лишь на наличие возможности такого переноса в целях сокращения сроков проведения закупки.

Согласно доводам жалобы и пояснениям представителя Заявителя перенос срока проведения аукциона лишил участника возможности подать ценовое предложение по следующим основаниям.

Ценовые расчеты на момент проведения аукциона не были готовы, так как, подавая заявку, участник ориентировался на первоначальный срок проведения аукциона. Должностное лицо, уполномоченное на подачу ценовых предложений - директор ООО «Строительная компания «ПИК», 25.05.2022 находилось в отъезде без доступа к техническим средствам, позволяющим принять участие в аукционе. Кроме того, между новой датой проведения аукциона и размещением соответствующего изменения в извещение было всего около суток, что не оставляло Заявителю времени для подготовки к участию в аукционе в новую дату.

Заявитель не отрицает того, что он получил информацию о внесении изменений в извещение, но при данных обстоятельствах не имел возможности для подачи ценовых предложений.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон, Комиссия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Закон о закупках не устанавливает предельного срока, при наступлении которого внесение указанных изменений не допускается.

В рассматриваемой закупке Заказчик после окончания срока подачи заявок, в отсутствии обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, перенес срок проведения аукциона на два дня назад. При этом извещение об этом опубликовал лишь за 30 часов до проведения аукциона в новую дату.

В данных обстоятельствах внесение изменений в извещение в части переноса даты проведения аукциона может содержать признаки действий, направленных на нарушение принципов, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона о закупках, запретов, установленных частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Участники закупки вправе рассчитывать на неизменность таких существенных условий проведения закупки как дата и время проведения аукциона, на которые они соглашаются, подавая заявки на участие. В случае же изменения срока проведения аукциона на более ранний срок может быть нарушен принцип информационной открытости закупки, так как участники не могут ожидать и предвидеть подобных изменений, при таких обстоятельствах срок проведения аукциона приобретает свойство неопределенности.

При этом создаются возможности нарушения принципов равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации, так как при известной (или перенесенной вперед) дате проведения аукциона участники находятся в равных условиях, однако при переносе на более ранний срок готовность участников к подаче ценовых предложений может оказаться различной по независящим от них обстоятельствам.

Также возникают риски создания отдельным участникам преимущественных условий участия в торгах.

Аналогичной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письме № 24-04-07/85101 от 29.09.2020.

Комиссия отмечает, что частью 11 статьи 4 Закона о закупках не установлено исключений для выполнения требований о переносе срока окончания подачи заявок при внесении изменений в извещение о закупке в зависимости от того, были ли такие изменения внесены до или после окончания срока подачи заявок.

Заказчик внес 24.05.2022 изменения в извещение в отношении срока проведения аукциона, а также еще одно изменение в извещение 30.05.2022. Вместе с тем, срок подачи заявок Заказчиком продлен не был.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Строительная компания «ПИК» на действия Заказчика – АО «Усть-СреднеканГЭСстрой», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования и материалов, выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ по устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования в рамках строительства объекта «дом народного творчества и досуга в п. Сеймчан» (лот № 0400-кс дох-2022-усгс) (реестровый номер извещения 32211362138) обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 11 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны