Решение №01-10/2528 о признании жалобы обоснованной в части от 24 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/33-269/2020

22.07.2020                                                                                                          г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: <…>

при участии представителей заказчика – <…><…> без участия заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «Алнико» на положения аукционной документации заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Поставка электронного оборудования (информационные терминалы) для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (реестровый номер извещения 0147200000920000235).

Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 07.07.2020 Заказчиком – Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка электронного оборудования (информационные терминалы) для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (реестровый номер извещения 0147200000920000235).

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 755 244,80 руб.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 15.07.2020 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок – 16.07.2020; дата проведения аукциона – 17.07.2020.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.07.2020 №0147200000920000235-0 было подано 2 заявки участников №107892819, №107893522. Заявка участника №107893522 была отклонена аукционной комиссией на основании пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 20.07.2020 №0147200000920000235-1 заявка единственного участника признана соответствующей, заказчику необходимо заключить государственный контракт с ООО «Смартком».

Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.

2. Согласно доводу жалобы, заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики к товару, не указанные в КТРУ, без обоснования необходимости использования таких дополнительных характеристик.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом, согласно пункту 6 Правил использования КТРУ заказчик в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Информационный терминал должен иметь следующее описание согласно Каталогу товаров, работ, услуг (далее — КТРУ), размещенного на Официальном сайте ЕИС (код позиции КТРУ  26.20.16.140-00000003):

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Возможность акустического сопровождения

(характеристика не является обязательной для применения)

Да

 

Нет

 

Возможность подключения к сети передачи данных

(характеристика не является обязательной для применения)

Да

 

Нет

 

Наличие принтера

(характеристика не является обязательной для применения)

Да

 

Нет

 

Размер диагонали

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 10  и  < 17

Дюйм (25,4 мм)

≥ 17  и  < 19

Дюйм (25,4 мм)

≥ 19  и  < 22

Дюйм (25,4 мм)

≥ 22  и  < 32

Дюйм (25,4 мм)

≥ 32  и  < 42

Дюйм (25,4 мм)

≥ 42  и  < 55

Дюйм (25,4 мм)

≥ 55  и  < 65

Дюйм (25,4 мм)

≥ 65  и  < 75

Дюйм (25,4 мм)

≥ 75  и  < 85

Дюйм (25,4 мм)

≥ 85

Дюйм (25,4 мм)

Разрешение экрана, Мпиксель

(характеристика не является обязательной для применения)

≥ 0.7

 

≥ 1

 

≥ 2

 

Тип исполнения

(характеристика является обязательной для применения)

Напольное

 

Настенное

 

Указание дополнительных характеристик запрещено Нет

 

Установлено, что техническое задание сформировано заказчиком с установлением, в том числе, характеристик, не указанных в КТРУ. Например, требования к характеристикам блока питания тип 1, 2 (мощность, разъемы, количество вентиляторов и т.д.), материнской плате и процессору (частота, количество ядер, порты, тип ОЗУ и т.д.), термопринтеру (ширина бумаги, плотность бумаги, скорость печати и т.д.), программному обеспечению.

На довод заявителя об отсутствии в техническом задании характеристик, указанных в КТРУ, заказчик представил следующие опровержения:

  • Тип исполнения (настенный или напольный, согласно КТРУ 26.20.16.140-00000003) указан в техническом задании с расшифровкой особенностей требования (показатели «возможность напольного крепления» и «тип напольного крепления»);
  • требования к разрешению экрана (не менее 1280 x 1024 мегапикселей) также указаны в техническом задании;
  • требование к возможности подключения к сети передачи данных указано в документации в силу наличия требования к наличию порта LAN;
  • требование к возможности акустического сопровождения также указано в документации в силу наличия требования к наличию встроенной звуковой карты;
  • требование к наличию принтера содержится в техническом задании, однако не ограничивается просто требованием к его наличию или отсутствию, а дополняется описанием необходимых характеристик, требуемых в силу специфики использования информационного терминала в лечебно-профилактических учреждениях.

Также, представитель заказчика пояснил, что указанные в жалобе дополнительные требования и характеристики информационного терминала были включены в техническое задание в силу специфики планируемого использования информационных терминалов в лечебно-профилактических учреждениях региона. В частности, требования к специфике программного обеспечения обусловлены необходимостью обеспечения совместимости с региональной информационно-аналитической медицинской системой (РИАМС) «Промед», а требования к наличию двух блоков питания – с необходимостью обеспечить бесперебойность работы информационных терминалов в лечебно-профилактических учреждениях региона.

На заседании заказчиком также представлено обоснование использования ряда дополнительных характеристик.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что Заказчик в техническом задании неправомерно указал дополнительные характеристики информационного терминала, не использованные в КТРУ, без соответствующего обоснования своих потребностей.

При отсутствии обоснования к установленным дополнительным характеристикам товара, заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Комиссией Магаданского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения, поскольку потребности заказчика в установлении дополнительных характеристик к товару не изменились, что фактически не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона.

3. В жалобе заявитель указывает следующее: «заказчик требует «Предустановленное программное обеспечение: - лицензионное программное обеспечение - Средство защиты информации от несанкционированного доступа (СЗИ от НСД)» и на 8 страницах описывает функционал конкретного СЗИ от НСД, используя это, как «защиту тендера», т.к. данное СЗИ уже закреплено за единственным поставщиком.

Для соответствия нормам 44-ФЗ у данного программного обеспечения существуют множество различных аналогов и эквивалентов, таких как ruToken, eToken, Dallas lock, SafeNet и др. Однако их невозможно предложить по совокупности всех параметров, т.к. в этом же разделе указаны завышенные требования к уровням защищенности, а именно:

 «СЗИ должно допускать использование в следующих информационных системах:

•        автоматизированные системы - до класса 1Г (включительно);

•        государственные информационные системы – до 1 класса защищенности (включительно);

•        информационные системы персональных данных – до 1 уровня защищенности персональных данных (включительно);

•        автоматизированные системы управления производственными и технологическими процессами – до 1 класса защищенности (включительно)»

Хотя сведения о здоровье относят ко 2 уровню контроля, а предметом закупки является информационный терминал, в котором содержатся только персональные данные, что является 4-м уровнем».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчиком было получено разъяснение от производителя программного обеспечения – ООО «Код безопасности» - о том, что данный продукт находится в свободной продаже и не закреплен ни за одним из поставщиков.

Кроме того, по мнению представителя заказчика, данные о здоровье граждан относятся именно к первой категории обрабатываемых персональных данных (персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни) и к первому классу информационных систем обработки персональных данных (информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных). В связи с этим, требования к уровням защищенности в техническом задании на поставку информационных терминалов не являются завышенными.

Комиссия Магаданского УФАС пришла к выводу, что участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе. Кроме того, в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявителем не представлено доказательств о том, что содержащиеся в аукционной документации требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктов 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Алнико» на положения аукционной документации заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Поставка электронного оборудования (информационные терминалы) для медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (реестровый номер извещения 0147200000920000235) обоснованной в части нарушения заказчиком ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5,6 Правил использования КТРУ.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5,6 Правил использования КТРУ.

         3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

         4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны