Решение №01/10-2669 о признании жалобы обоснованной в части от 11 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/64-134/2019

 

06.09.2019                                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при участии представителя Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Заказчик) <…> (дов. б/н от 05.09.2019), без участия представителей ООО «Регион-Сервис» (далее – Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона «Поставка и ввод в эксплуатацию высокотехнологичного лабораторного медицинского оборудования, с целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению Магаданской области» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на нарушения в аукционной документации требований Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 02.09.2019 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка и ввод в эксплуатацию высокотехнологичного лабораторного медицинского оборудования, с целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению Магаданской области» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта 288 248 943,46 рубля.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 13.09.2019 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.09.2019; дата проведения электронного аукциона - 16.09.2019 09:15.

 

2. Согласно доводу жалобы Заказчиком неверно выбраны коды ОКПД2 предназначенных к закупке товаров, в результате чего Заказчик неправомерно включил в один лот все товары закупки и не установил национальный режим для части таких товаров. Также, по мнению Заявителя, данные действия привели к ограничению конкуренции в виде необоснованного объединения в один лот не связанных между собой товаров, что повысило цену контракта и размеры обеспечения.

3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки указывается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1).

Пунктом 2(2) Постановления Правительства № 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него.

Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минфина №126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу.

Пунктом 3 Приказа Минфина № 126н установлено, что для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.

Согласно разделу 3 аукционной документации «Описание объекта закупки» к закупке предназначено 30 наименований товаров. Заказчиком все позиции объекта закупки отнесены к одному коду ОКПД2 - 26.51.53.120. В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) данный код имеет расшифровку «Анализаторы жидкостей», уточняющих кодов не имеет.

Товары с данным кодом ОКПД2 не включены в Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ). Также товары с данным кодом ОКПД2 отсутствуют в перечне № 1 Постановления Правительства № 102 и в приложении к Приказу Минфина № 126н.

Комиссия Магаданского УФАС рассмотрела отдельные позиции наименований товаров, предназначенных к закупке, на предмет их соответствия указанным Заказчиком в описании объекта закупки кодам ОКПД2 и установила следующее.

Позиция № 14 в Разделе 3 аукционной документации «Описание объекта закупки»: «Полуавтоматический биохимический анализатор», код по ОКПД2 – 26.51.53.120.

Согласно Перечню № 1 Постановления Правительства № 102 к товарам с кодом ОКДП2 26.51.53.190 относятся следующие виды медицинских изделий:

  • Амплификаторы детектирующие для обеспечения исследований методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени;
  • анализаторы белка в моче;
  • анализаторы билирубина;
  • анализаторы биохимические полуавтоматические;
  • анализаторы свертывания крови;
  • гемоглобинометры;
  • глюкометры индивидуальные.

Комиссия полагает, что данный товар должен относиться к коду ОКПД2: «26.51.53.190: Приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие, не включенные в другие группировки».

Позиция № 18 в Разделе 3 аукционной документации «Описание объекта закупки»: «Анализатор факторов свертываемости крови с принадлежностями», код по ОКПД2 – 26.51.53.120.

Комиссия полагает, что данный товар должен относиться к коду ОКПД2: «26.51.53.190: Приборы и аппаратура для физического или химического анализа прочие, не включенные в другие группировки».

Оба указанных товара, согласно коду ОКДП2, включены в перечень № 1 Постановления Правительства № 102. Следовательно, в отношении этих товаров Заказчиком должны были быть установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок в соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Также в силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе об этих ограничениях должно быть указано в извещении о проведении аукциона, а согласно требований пункта 6 части 5 статьи 66 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в требованиях ко второй части заявок должно быть предусмотрено предоставление документов в соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, указанные товары не должны быть предметом одного контракта (одного лота) вместе с товарами, не указанными в перечне № 1 Постановления Правительства № 102.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии признал, что в описании объекта закупки для части позиций следовало применять иные коды ОКПД2, в том числе включенные в перечень № 1 Постановления Правительства № 102 и в приложение к Приказу Минфина №126н.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматриваются нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 3 приказа Минфина № 126н, пункта 2(2) Постановления Правительства № 102.

Указанные нарушения образуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В ответ на довод Заявителя об ограничении числа участников закупки путем укрупнения лота представитель Заказчика пояснил, что закупаемые товары и услуги по вводу их в эксплуатацию, обучению сотрудников и сопровождению являются единым комплексом лабораторного медицинского оборудования, требующимся Заказчику в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению Магаданской области.

Согласно положениям статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения/объединения лотов, в частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.

Однако, подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным поставщикам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Комиссия установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что объединение Заказчиком лабораторного медицинского оборудования в рамках одного контракта (одного лота) привело к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Регион-Сервис» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка и ввод в эксплуатацию высокотехнологичного лабораторного медицинского оборудования, с целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению Магаданской области» (реестровый номер <...> ) обоснованной в части нарушений Заказчиком части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 3 приказа Минфина № 126н, пункта 2(2) Постановления Правительства № 102.  
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 3 приказа Минфина № 126н, пункта 2(2) Постановления Правительства № 102.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны