Решение б/н Решениепо делу №02-9/07-2009 в отношении ООО "Профилактическ... от 9 апреля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
 
31 августа 2009 года                                                                            г. Магадан
 
Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре­нию дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии: <...>
, рассмотрев дело № 02-9/07-2009 по признакам нарушения ООО «Профилактическая Дезинфекция» (685000, г. Магадан, ул. Якутская,     д. 53, кор.1) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  с участием представителя ООО «Профилактическая Дезинфекция» <...> по доверенности № б/н от 03.06.2009,
 установила:         
В Магаданское УФАС России поступили заявления от ООО «Алекон» и других хозяйствующих субъектов о повышении тарифов и установлении различных тарифов для хозяйствующих субъектов на услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, осуществляемые ООО «Профилактическая Дезинфекция».  По результатам рассмотрения заявлений установлено следующее.
Общество зарегистрировано в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области в ЕГРЮЛ 24.06.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084910001945.
В соответствии с Уставом ООО «Профилактическая Дезинфекция» (далее – Общество), утвержденным решением единственного участника № 1 от 18.06.2008, основным видом деятельности Общества является деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации Общество начало проводить во втором полугодии 2008 года, с 01.07.2008г. и заключает договоры на их оказание по настоящее время.
Магаданским УФАС России 10.06.2009 проведен анализ состояния конкуренции на рынке слуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в географических границах Магаданской области в 2007-2008 г.г. и I квартале 2009 года (далее – анализ).
В соответствии с анализом, на рынке дезинфекции, дезинсекции и дератизации (далее – дезинфекции) за указанный период присутствовали: ООО «Профилактическая Дезинфекция» (с 1 июля 2008 года), ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» (далее – Центр гигиены), ООО «Медсервис» (далее – Медсервис). Деятельность Медсервиса по дезинфекции в 2009 году прекращена. Деятельность по дезинфекции Центра гигиены,занимавшего доминирующее положение на рынке услуг по дезинфекции в 2008 году, прекращена с 01.12.2008 года. В 1 квартале 2009 года на данном рынкеустановлены признаки доминированияООО «Профилактическая Дезинфекция» с долей  более 50%.
Обществом в адрес ООО «Алекон» было направлено дополнительное соглашение от 01.06.2009 к договору № 148, заключенному Обществом с ООО «Алекон», которым значительно увеличена стоимость услуг с 1 июня 2009 года.
Аналогичные дополнительные соглашения направлены в адрес  других хозяйствующих субъектов, заключивших с Обществом договор на оказание услуг по дезинфекции.
Новые тарифы на услуги, оказываемые Обществом, утверждены Приказом от 15.04.2009 № 01-т с 01.06.2009 ООО «Профилактическая Дезинфекция». Тарифы установлены с применением различного уровня рентабельности услуг предприятия для различных категорий потребителей (бюджетных учреждений и коммерческих организаций) в размере 15% и 50%.
Согласно информации, предоставленной Обществом (вх. № 02-1260 от 18.05.2009), причины повышения тарифов на услуги с 01.06.2009, установленных Приказом от 15.04.2009 № 01-т, Общество объясняет  увеличением стоимости дезинфекционных материалов,  а также стоимости прямых и косвенных накладных расходов (зарплата работников, компенсационные выплаты за вредность и т. д.). Как следует из объяснения Общества установление различной стоимости услуг обусловлено тем, что для бюджетных учреждений, стоимость услуг установлена ниже за счет рентабельности предприятия, тем самым, снижены расходы бюджетного финансирования.
 Согласно калькуляции стоимости работ (услуг) 1 м² обрабатываемой площади Обществом, сумма затрат, включаемых в себестоимость услуг (расходы и начисления на оплату труда, материальные затраты, накладные расходы, себестоимость) для бюджетных учреждений и коммерческих организаций установлена одинаковая.
В ходе анализа представленных Обществом материалов и документов, имеющихся в материалах дела, установлено следующее.
Тарифы формируются на основании расчета стоимости услуг по дератизации (дезинфекции) 1 кв.м. обрабатываемой площади. В основу расчета расценок положены затраты на оплату труда основных специалистов, начисления на оплату труда, стоимость материалов (сырья), накладные расходы, рентабельность. В калькуляцию стоимости работ (услуг) 1 кв.м. обрабатываемой площади включена разбивка для бюджетных учреждений и коммерческих организаций. В 2008г. и за 5 месяцев 2009 года данной разбивки не было и стоимость работ (услуг) Обществом бралась со всех хозяйствующих субъектов без разбивки.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.06.2009, направленным Обществом к договору № 148, заключенному Обществом с ООО «Алекон», стоимость услуг за 1 кв. м с 1 июня 2009 года составила: по дератизации объекта – первичная обработка в размере 3,85 руб., повторная обработка – в размере 3,60 руб.; по дезинсекции объекта – первичная обработка в размере – 5,15 руб.,  повторная обработка – 4,13 руб.
Сравнение стоимости услуг по дератизации и дезинсекции в различных субъектах Дальневосточного федерального округа показывает большой разброс в тарифах, но при этом тарифы Общества «не выбиваются» из общих значений.
Так, например, в республике Саха (Якутия) стоимость услуги за 1 кв.м. по дератизации составляет 3,80 руб., по дезинсекции – от 5,41 руб. до 20,63 руб. в зависимости от обрабатываемой площади; в Приморском крае дератизация – 2,0-2,8 руб., дезинсекция – 8,0 руб.; в Камчатском крае дератизация – 0,79-3,19 руб., дезинсекция – 3,56 руб.; в Хабаровском крае дератизация – 3,2 руб., дезинсекция – 8,3 руб.
В письме Общества от 18.05.2009 № 21, представленном в адрес Магаданского УФАС, указано, что «оказание услуг по дератизации и дезинфекции в прежних ценах не предоставляется возможным, из-за резкого увеличения стоимости дезинфекционных материалов, а также транспортных расходов по доставке на территорию города Магадана (об. 1)».
Согласно уведомлению налоговой службы от 21.11.2008 № 3913 «О возможности применения упрощенной системы налогообложения», Общество с 2009 года перешло на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы», в связи с чем, по сообщению Общества, книга учета доходов и расходов за первое полугодие в соответствии со ст. 346.23 НК РФ отсутствует, отчетность в налоговую службу предоставляется по истечению финансового года (налогового периода).
В соответствии с пояснениями, представленными Обществом по запросу управления, экономическое обоснование размеров рентабельности, включенных в калькуляцию стоимости работ (услуг) за 1 квадратный метр обрабатываемой площади, не проводилось. В подтверждение установленной себестоимости оказываемых Обществом услуг представлено экономическое обоснование.
  
Таким образом, Обществом экономически не обосновано установление различных цен на один и тот же товар, путем применения различного уровня рентабельности услуг предприятия для различных категорий потребителей,  что указывает на признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с названной статьей запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
 
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что среди контрагентов, пользующихся услугами Общества, имеются как организации пищевой промышленности и торговли продуктовыми товарами, так и учреждения бюджетной и непроизводственной сферы. Поскольку технология предоставления услуг в названных организациях различная, то соответственно и различны затраты на производство этих услуг, а, следовательно, различны цены на предоставление этих услуг. В связи с эти, после проведенного анализа заключенных ранее договоров, приказом от 27 апреля 2009 года № 02-т был отменен приказ от 15.04.2009 № 01-т и при расчете цены услуги установлен единый уровень рентабельности в размере 33% от себестоимости, и рекомендовано работникам Общества, договариваясь с контрагентами о заключении договора на предоставление услуг по дезинфекции и дератизации применять уровни рентабельности не менее минимального (15%) и не более максимального (50%).
Кроме этого, представитель Общества обосновал установление уровня рентабельности в указанном размере инфляционными процессами в Российской Федерации и в мире в целом. Также указал, что на установление названного уровня рентабельности повлияло существенное увеличение стоимости продуктов питания, используемого в качестве приманки, а также стоимость тепло и энергоносителей.
По мнению представителя Общества спорные правоотношения, возникшие при исполнении условий договоров, заключенных между поставщиком услуги и их потребителями, имеют гражданско-правовой характер, не могут влиять на конкуренцию на товарном рынке или ущемлять интересы других хозяйствующих субъектов.
 
Вместе с тем, имеющие в деле документы, представленные ООО «Алекон» и другими хозяйствующими субъектами, свидетельствуют о том, что Обществом направлены контрагентам для заключения дополнительные соглашения к действующим договорам на оказание услуг по дезинфекции, которыми повышена стоимость услуг с 01.06.2009, расчет которой произведен с применением уровня рентабельности не среднего 33%, а  максимального - 50%.
 На заседании Комиссии при обсуждении вопроса о порядке установления доминирующего положения ООО «Профилактическая дезинфекция» на рынке оказываемых услуг представителем ответчика было заявлено ходатайство о предоставлении возможности Обществу определить его положение на рынке данных услуг самостоятельно и представить Комиссии результат исследования рынка услуг.
По результатам рассмотрения ходатайства Комиссией было определено отложить рассмотрение дела и предоставить возможность для самостоятельного исследования Обществом состояния конкуренции на рынке услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в географических границах Магаданской области.  
Из информации, представленной Обществом (исх. б/н от 25.08.2009) в адрес Магаданского УФАС, следует, что Общество не имеет возможности доказать отсутствие своего доминирующего положения на рынке оказываемых услуг, в связи с чем в добровольном порядке устанавливает единую цену для всех потребителей услуг, начисляя при этом 25% рентабельности на себестоимость оказываемых услуг. С этой целью руководством общества издан приказ от 21.08.2009 № 03-т «Об утверждении тарифов по оказываемым услугам, пунктом 2 которого ранее изданный приказ от 27.04.2009 № 02-т признан утратившим силу. Представитель Общества пояснил, что всем контрагентам будет направлено Извещение о проведении перерасчета услуг.
 
Исследовав представленные документы, Комиссия приходит к выводу, что согласно Приложению к Приказу от 21.08.2009 № 03-т калькуляция стоимости работ (услуг) 1 кв. м обрабатываемой площади установлена с применением уровня рентабельности 25% и составляет: по дератизации объекта – первичная обработка в размере 3,21 руб., повторная обработка – в размере 3,00 руб.; по дезинсекции объекта – первичная обработка в размере – 4,3 руб.,  повторная обработка – 3,44 руб.
Пунктом 4 названного Приказа предусмотрено проведение перерасчета   стоимости предоставленных услуг контрагентам, заключившим договоры на оказание услуг по ценам, превышающим рентабельность более 25%.
Исходя из вышесказанного, Комиссия делает вывод, что  нарушение ООО «Профилактическая Дезинфекция», выраженное в экономически не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, путем установления различного уровня рентабельности услуг предприятия для различных категорий потребителей, прекращены в добровольном порядке до принятия решения по делу.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотре­нию дела о нарушении антимонопольного законодательства,
        
       РЕШИЛА:
 
          1. Установить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.2. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России № 5 от 17.01.2007, положение ООО «Профилактическая Дезинфекция» является доминирующим на рынке услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации в географических границах Магаданской области с долей более 50%.
 2. Признать действия ОАО «Профилактическая Дезинфекция», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, выраженные в экономически не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, путем установления различного уровня рентабельности услуг предприятия для различных категорий потребителей, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
       3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства прекратить производство по делу № 02-9/07-2009, возбужденное в отношении ООО «Профилактическая дезинфекция» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
 
      
 

 

 

                                                                                                     

 

 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны