Решение №01-10/3395 О признании жалобы необоснованной от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/64-380/2021

23.12.2021                                                                                        г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения «Дирекция единого заказчика Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области» (далее – Заказчик) и представителей ООО «Стигматранс» (далее – Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения аукционной документации Заказчика при проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0847500000421000060).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на отсутствие в составе аукционной документации проекта сметы контракта и расчета начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) с применением индексов инфляции на период строительных работ.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 09.12.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0847500000421000060).

Начальная (максимальная) цена контракта 387 007 790, 00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 17.12.2021 09:00; дата проведения электронного аукциона - 17.12.2021.

В соответствии с протоколом о признании несостоявшимся электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности от 17.12.2021 № 0847500000421000060, на участие в аукционе не подано ни одной заявки.

2. Согласно первому доводу жалобы Заявитель указывает, что в документации об электронном аукционе отсутствует в полном объеме проектно-сметная документация, что ограничивает количество участников закупки ввиду невозможности сформировать предложение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки руководствуется, в том числе следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.

Согласно ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Объектом данной закупки является «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа».

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что состав проектно-сметной документации описан в положительном заключении государственной экспертизы (№ 49-1-1-2-058412-2021 от 08.10.2021) из которой следует, что Заказчик разместил проектно-сметную документацию в полном объеме.

Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства (ч. 1, 12.2 ст. 48 ГрК РФ) следует, что законом не предусмотрена обязанность заказчика разрабатывать проектную документацию в полном объеме. Составление проектной документации в полном объеме, в данном случае, является правом, а не обязанностью заказчика.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно второму доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в составе аукционной документации отсутствует проект сметы контракта и расчет НМЦК с применением индексов инфляции на период строительных работ.

1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе о том, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение части 7 статьи 110.2 приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждены Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Порядок определяет оформление заказчиком результата определения НМЦК в виде протокола (пункт 7 Порядка) с установлением рекомендуемого образца такого протокола (Приложение № 1 к Порядку), а также предусматривает осуществление НМЦК в виде проекта сметы контракта (пункты 29, 30 Порядка) с установлением рекомендуемого образца такого проекта (Приложение № 6 к Порядку).

Комиссия Управления обращает внимание на то, что статья 110.2 Закона о контрактной системе, посвящена особенностям заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, то есть положения статьи 110.2 Закона о контрактной системе не распространяют свое действие на контракты, предметом которых выступает капитальный ремонт.

Из изложенного следует, что при закупке иных видов работ (например, работ по капитальному ремонту) заказчик может использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, а также протокол определения начальной (максимальной) цены контракта, однако отсутствие сметы контракта и использование сметы, разработанной проектной организацией и выступающей обоснованием НМЦК, а также оформление обоснования начальной (максимальной) цены контракта не в виде протокола не будет являться нарушением Закона о контрактной системе.

Комиссия обращает внимание на то, что в составе документов, размещенных в ЕИС, опубликована сметная документация (сметы), обоснование НМЦК, протокол определения начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно довод жалобы, в части отсутствия проекта сметы контракта, является необоснованным.

2) Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 декабря 2019 г. № 841/пр (далее - Приказ № 841/пр) определен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Методика).

Согласно подпункту а) пункта 20 Приказа № 841/пр НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации, прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Порядок проведения такой проверки определен Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы российской федерации, средств юридических лиц, созданных российской федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов" (далее - Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).

В силу пункта 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 (далее - Положение) проверка достоверности сметной стоимости должна осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта, так и при проведении капитального ремонта.

Согласно пунктам 24, 25 Положения результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия.

В архивном файле, размещенном на официальном сайте ЕИС - Обоснование цены контракта (Раздел 8 Аукционной документации) содержится файл Excel – «НМЦК СОШ Сусуман» где указано, что расчет НМЦК сделан на основании положительного заключения государственной экспертизы № 49-1-1-2-058412-2021 от 08.10.2021.

Кроме того, заключение государственной экспертизы № 49-1-1-2-058412-2021 от 08.10.2021 включено в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, что подтверждает получение положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости (раздел 4 Положительного заключения государственной экспертизы), размещенном в ЕИС – Раздел 8 Аукционной документации.

В письменном пояснении (вх. № 4257 от 22.12.2021), представленном в материалы дела, Заказчик указывает на необоснованность доводов жалобы Заявителя, так как протокол обоснования НМЦК Заказчиком составлен в соответствии с Приказом № 841/пр и Методики составления сметы контракта, предметом которой являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. «Раздел 8 Обоснование НМЦК» аукционной документации содержит вложенные файлы: протокол обоснования НМЦК; расчет НМЦК с применением индексов фактической и прогнозной инфляции; положительное заключение государственной экспертизы.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации.

В отношении неприменения индексов, учитывающих инфляцию периода строительства, Комиссия Управления сообщает, что в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем доводы в части расчета НМЦК контракта при проведении закупки не относятся к компетенции Комиссии Магаданского УФАС России.

На основании изложенного, Комиссией Магаданского УФАС России принято решение об оставлении довода жалобы в данной части без рассмотрения.

Ссылка заявителя на письмо ФАС России от 09.03.2016 №АЦ/14427/16 в данном случае является несостоятельной, по основаниям, указанным выше.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Стигматранс» на положения аукционной документации Заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения «Дирекция единого заказчика Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области» при проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сусумана» Сусуманского городского округа» (реестровый номер извещения 0847500000421000060)  необоснованной.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны