Решение б/н Решение по делу №03-10/16 в отношении ОТШ РОСТО (ДОСААФ) от 5 декабря 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

24  декабря 2008 года                                                                       г. Магадан

 

 

 

        Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии – зам. руководителя управления Отменная Л.А., Члены Комиссии:

Кашу Е.В.            - главный специалист-эксперт управления,

Калинина Л.Б.     - вед. специалист-эксперт управления,

Черданцева В.В.  - специалист-эксперт управления,

в присутствии  представителей  <...>, <...>, рассмотрев дело № 03-10/16 о нарушении негосударственным  образовательным учреждением начального профессионального образования Магаданской объединенной  технической школы Магаданского областного  совета Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая  организация - РОСТО  (ДОСААФ) (г. Магадан, ул. Потапова, дом 5,корп.1) части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Установила:

 

          Магаданским УФАС России на основании приказа от 08.10.2008 № 01-12/124 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства негосударственным  образовательным  учреждением начального профессионального образования Магаданской объединенной  технической школы Магаданского областного  совета Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая  организация - РОСТО  (ДОСААФ) далее – «Школа», в результате которого  установлены признаки нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите  конкуренции). 28 ноября 2008 года приказом УФАС России № 01-12/136 в отношении Школы возбуждено дело по признакам нарушения  части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

         Школа осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного  Постановлением Бюро Правления Центрального совета РОСТО (ДОСААФ), протокол №46 от 01.12.2003.

          Учредителем Школы является Общероссийская общественная  организация – «Российская оборонная спортивно- техническая  организация – РОСТО (ДОСААФ) г. Москва. Контроль и руководство деятельностью  Школы  осуществляет Магаданский областной совет  Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ).

          Основными видами деятельности Школы являются : профессиональная подготовка граждан по военно-учетным  специальностям по заказу Министерства Обороны РФ, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение  квалификации граждан, оказание  платных образовательных услуг, в том числе: по подготовке водителей транспортных средств   как физическим лицам, так и юридическим лицам. Школа является некоммерческой организацией, то есть  целью ее деятельности не является получение прибыли.

          По итогам работы за 2007 год Школа получила прибыль от платной образовательной деятельности в размере 139,4 тыс. рублей,  рентабельность 2,5%, в том числе по категории «В,С» убыток составил 108.1 тыс. руб., после уплаты налогов результатом стал убыток в размере 33,9 тыс. рублей. Таким образом, повышение тарифов на категорию «ВС» с 01.02.2008 года  с 17 до 22 тыс. руб. и  на категорию «В» с 11 до 14 тыс.руб. ( плановая рентабельность 7%), можно признать объективным.    

         Финансовые результаты за 1 квартал 2008 года  свидетельствуют о том, что повышение Школой тарифов на платные образовательные услуги с 1 февраля 2008 года не обеспечило учреждению безубыточное оказание услуг.  Убытки от  оказания платных образовательных услуг за 1 кв.2008г.- 219.6 тыс. руб., в том числе, от обучения по категории «В,С» -18.3 тыс. руб. С учетом повышения с 1 апреля 2008г. заработной платы сотрудникам школы, наличия убытков по оказанию услуг обучения, у Школы были основания уже в апреле  повысить стоимость обучения как по категории «В», так и по категории «В,С», чего  руководство Школой,  однако, не сделало.  Причиной не повышения стоимости обучения в этот период является, по мнению Комиссии, отсутствие повышения   тарифов со стороны  конкурентов: УПЦ «Набат» и НОУ «Автошкола». В результате, прибыль по итогам 6 мес.2008г. получена  Школой всего в размере  27.2 тыс. руб., рентабельность 1.1%, а после уплаты единого налога убытки составили  48.6 тыс. руб.

          С   01 июля 2008 года Школа вслед за  указанными конкурентами      ( НОУ «Автошкола»  тариф  с 10.06.08 -18 (19) тыс. руб., УПЦ «Набат» тариф  с 15.06.08-18 тыс. руб.)   повысила тарифы на категорию «В»  на 2 тыс. руб., до 16 тыс. руб., повышение составило 14,3% к предыдущей цене и превышало уровень роста цен в г. Магадане  за этот период на 4    %.  В то же время,  несмотря на убыточность, стоимость услуги по категории «ВС» осталась прежней и составила 22 тыс. руб.  У конкурентов  с февраля (Автошкола), марта ( Набат)  тариф  на категорию «ВС» составлял 24 тыс.руб., то есть на 2 тыс. руб. больше, чем в Школе, и в этот период времени не повышался.

          В результате июльского повышения стоимости платных образовательных услуг по категории «В»  в 3 кв.2008г. Школой получена прибыль в размере 459.5 тыс. руб., в том числе по категории «В,С» убытки достигли  126 тыс. руб.,  несмотря на это, рентабельность образовательных услуг составила 31.3% при  включенной в расчет  тарифа с 3 кв.2008г. рентабельности 2%. Прибыль  от оказания платных образовательных услуг нарастающим итогом за 9 мес. составила 487,3 тыс. руб., а рентабельность   12.3%.

          Несмотря на получение значительной для Школы  прибыли от образовательных услуг  за 3 кв. и по итогам 9 мес. 2008г. от подготовки специалистов категории «В», Школой с 17 октября 2008 года  повышается   стоимость обучения  на категорию « В»  с ростом к декабрю 2007года  на 63.6% -до 18тыс. руб. (с рентабельностью уже 15.7%), которая  продолжает оставаться ниже тарифа конкурентов на 2 тыс. руб. (с 01.09.08-20 тыс. руб.), на категорию на «В,С»-  с ростом  к декабрю  на 53%,  то есть на 10,6% меньше,   в результате  стоимость обучения установлена в размере 26 тыс. руб. или на уровне НОУ «Автошкола».  За этот период времени рост цен в г. Магадане составил  всего 15.1  %, то есть в 4  раза меньше.  В  стоимости обучения по категории «В,С» учтено повышение  цен на моторное топливо, рост заработной платы на 16.1%, включая  апрельское повышение  Единой тарифной сетки по оплате труда. Вместе с тем, в новом тарифе процент административно-хозяйственных расходов  немотивированно снижен  по отношению к прямым затратам с 39.2% до 30.7 %. В указанный тариф, по- прежнему, не закладывается  ни рентабельность, ни отчисления вышестоящей организации. На вопрос членов Комиссии, какова реальная стоимость обучения по подготовке специалистов категории «В,С » представитель Школы назвала сумму  «около 30 тыс. руб.».    

           Таким образом, динамика установления Школой тарифов на обучение водителей   в сравнении со структурным изменением  стоимости оказываемой услуги в результате инфляционных процессов,  результаты ее финансовой деятельности на момент  повышения тарифа  по категории «В,С» до 26 тыс. руб. и по категории «В» до 18 тыс. руб., свидетельствующие об отсутствии необходимости повышения тарифов именно в этот период времени, не повышение Школой тарифа по категории «В,С» с апреля по июль 2008г., повышение  с 17.10.08  убыточного тарифа по категории «В,С»  в размере  меньшем, чем прибыльный тариф по категории «В», необоснованное занижение в расчете тарифа на 26 тыс. руб. отдельных статей затрат, несмотря на фактический рост этих затрат по сравнению с началом года ,  указывают на  то, что при установлении стоимости услуги в размере  26 тыс.руб.,   действие Школы не являлось  следствием обстоятельств,  в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем рынке, а  обусловлено размером тарифа, установленного НОУ «Автошкола». 

              Школа и НОУ «Автошкола» являются конкурентами на рынке оказания услуг по подготовке водителей  автотранспортных средств. Согласно части 7 статьи 4 Закона о конкуренции, конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них, исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Поскольку  цены (тарифы) являются одним из главных   критериев  востребованности товара, услуги на рынке,   повышение цены на товар (услугу) у отдельного субъекта рынка  по законам рыночных отношений  может повлечь  переток покупателей к другим продавцам, реализующим товар (услугу) по более дешевым ценам.    

            Отсутствие существенного изменения спроса  на услугу, динамика действий   Школы и  НОУ «Автошкола» по подготовке водителей,  рост стоимости услуги подготовки водителей по категории «В,С» Школой за 7 мес. на 53%, Автошколой на 44.5% при инфляции   в г. Магадане в  несколько раз меньше роста цены на услугу за этот период,  до единой       цены - 26 тыс. руб., необоснованное повышение рентабельности некоммерческих организаций, не являющейся целью их  деятельности, соответствует  интересам каждого хозяйствующего субъекта, повышающего стоимость обучения, только при условии, что другие участники рынка поддержат это повышение. Таким образом ,Школа и НОУ «Автошкола» имели обоюдный интерес в повышении стоимости обучения на водителя транспортных средств. Тот факт, что у каждого названного субъекта собственные, отличающиеся друг от друга, условия формирования затрат, размер прибыли, численность работников, размер  и условия оплаты труда,  технические условия оказания услуги,  отдаленность Школы от центра г. Магадана, по сравнению с НОУ «Автошкола», которая до установления последней цены учитывалась Школой  в качестве  фактора, уменьшающего стоимость услуги, указывает на отсутствие  самостоятельного, вне зависимости друг от друга,  формирования и установления  цен на услугу  в едином размере в один и тот же промежуток времени, что предполагает,  что их  действия  заранее известны каждому из них. 

          Указанные доводы подтверждаются письменными и устными пояснениями заместителя начальника Школы  по ФЭР <...> , имеющимися в материалах дела, из которых следует, что  «формирование  стоимости обучения по категориям «В» и «ВС» происходит «по фактической себестоимости, т.е. заработная плата преподавателя и мастера по вождению, налоги, стоимость ГСМ, общехозяйственные расходы, отчисления в вышестоящую организацию. Если возможно,  нам шли.рю цены в городе, делаю пониже. чимость обучения.ета РОСТОсть ГСМ, общехозяйственные расходы, отчисления в вышестоящуюто закладывается рентабельность на категорию «В». Категория «ВС» чаще всего у нас убыточная. Приходится подстраиваться под рыночные цены в городе.  Я просчитала затраты и смотрю, могу ли я их полностью включить, учитывая отдаленность и плохую техническую базу. Я не могу сделать цены выше, чем в других школах, даже если затраты превышают стоимость обучения. Я ориентируюсь на наши затраты и смотрю цены в городе, делаю тариф пониже, чтобы к нам шли»; и пояснениями директора НОУ «Автошкола» Тимофеева  на заседании Комиссии  Магаданского  УФАС по делу № 03-10/17   10.12.2008г. : « этот рынок отслеживается, на то, он и рынок. Уж в ценах-то мы  ориентируемся здесь в г. Магадане очень хорошо».

           При повышении тарифа категории «В,С» Школа и НОУ «Автошкола» учитывали, что их действия по повышению стоимости обучения будут взаимообразными, и повышали их  в один и тот же промежуток времени, друг за другом или одновременно : НОУ «Автошкола « приказ от 15.10.07 -18 тыс. руб., Школа-  приказ от 26.10.07 -17 тыс. руб.; Школа –приказ от 28.01.08  -22 тыс. руб., НОУ «Автошкола»-приказ от 01.02.08- 24 тыс. руб.; НОУ «Автошкола»- приказ от 29.08.08 плата взимается с   октября, Школа –приказ с 17.10.08. Вместе с тем, повышение тарифа Школой с  01.02.08  Комиссия признает объективно необходимым для нее шагом, но  размер тарифа определен с оглядкой на конкурента.        

           Таким образом, действия Школы  с НОУ «Автошкола» соответствуют совокупности следующих условий, установленных частью 1 статьи 8 Закона о конкуренции : 1. Результат таких действий соответствует интересам каждого хозсубъекта только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2. Действия каждого хозсубъекта, работающего на рынке услуг по подготовке водителей транспортных средств, вызваны действиями иных хозсубъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозсубъекты на товарном рынке.

           На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод, что действия Школы  и НОУ «Автошкола» по  единообразному и синхронному повышению стоимости обучения по подготовке водителей транспортных средств по категории «ВС»   являются  согласованными.

            Указанные выводы соответствуют Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, от 30.06.2008№30, которым установлено, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их свершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их свершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они  совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин».

   Согласно части 17 статьи 4 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

          Статьей 11 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

          Представители Школы  на заседании Комиссии нарушения не признали, несмотря на то, что не отрицали, что, когда  устанавливали цены, то  интересовались ценами конкурентов, что следует из их ответов на рассмотрении дела: «просто, когда я делала рыночные цены, то обзванивала все организации и узнавала, где какие цены, чтобы как-то сделать нас конкурентоспособными»; « я  сначала считаю фактические затраты, потом когда дело доходит до рентабельности обзваниваю все автошколы» На вопрос : «  Скажите какая  реальная  цена на категорию «В,С  по состоянию на октябрь 2000г.?»  ответ <...> :«должна быть около 30 тыс. руб.». Вопрос : «Почему Вы 30 тыс. руб. не установили?» Ответ: «потому что  не пошли бы к нам люди. Когда к нам звонят первый вопрос о стоимости обучения»            

           Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39 , частями 1-4 статьи 41,  статьей 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать действия негосударственного  образовательного учреждения начального профессионального образования Магаданской объединенной  технической школы Магаданского областного  совета Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая  организация - РОСТО  (ДОСААФ) по повышению тарифа на услугу по подготовке водителей транспортных  средств категории «ВС» , приведшие к установлению единого тарифа с НОУ «Автошкола» с 17.10.2008г в размере 26 тыс.руб., ограничивающими конкуренцию на рынке услуг по подготовке водителей транспортных средств, нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О Защите конкуренции».

2.Выдать «Школе»  предписание: прекратить осуществление согласованных действий с  НОУ «Автошкола», приведших к установлению единого   тарифа с 17.10.2008г. на услугу подготовки водителей категории «В,С» в размере 26 тыс.руб., для чего:

-С момента получения Предписания Магаданского УФАС России отменить  стоимость обучения водителей по категории «ВС» в размере 26 тыс. руб., действующую на основании приказа №36 от 17.10.2008г.

-В дальнейшем изменение стоимости услуги подготовки водителей  осуществлять исходя из индивидуальных  особенностей школы,  с учетом инфляционных процессов, непосредственно влияющих на структуру затрат предприятия при оказании услуги.

3.Возбудить административное производство в отношении  ОТШ РОСТО (ДОСААФ)  и начальника Магаданской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) <...> в соответствии со статьей 14.32 КоАП  РФ.

           Полный текст Решения изготовлен  13 января 2009 года

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

         За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Примечание.

Указанное решение в законную силу не вступило. Оно было обжаловано в Арбитражный суд Магаданской области. Решением суда  данное Решение комиссии было признано законным.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны