Решение №МР/1801/24 Внеплановая проверка в отношении Департамента жилищно-коммун... от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/10/99-200/2024 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

14.06.2024 г. Магадан
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) без участия представителей Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана (далее – Департамент, Заказчик), извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, провела внеплановую проверку в отношении Заказчика при осуществлении закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

  1. Муниципальный контракт № 027-2023 от 11.12.2023 «Реконструкция (модернизация) стального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол» (реестровый номер 3490901344523000030);
  2. Муниципальный контракт № 028-2023 от 15.12.2023 «Проведение строительного контроля при строительстве: «Реконструкция (модернизация) стального вертикального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт Сокол» (реестровый номер 3490901344523000032).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907, Письма ФАС России № МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019.

Указанная закупка осуществлена в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда».

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 11.12.2023 между Департаментом и муниципальным унитарным предприятием города Магадана «Водоканал» заключен муниципальный контракт № 027-2023 на выполнение работ по реконструкции (модернизации) стального вертикального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол (далее – Контракт).

Цена контракта – 30 712 970,00 руб. (пункт 2.1 Контракта).

Срок выполнения работ – 01.11.2024 (пункта 3.1 Контракта).

1.1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Муниципальный контракт № 027-2023 от 11.12.2023 на выполнение работ по реконструкции (модернизации) стального вертикального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт Сокол, являющийся предметом настоящей проверки, заключен с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Принятие решение о заключении контракта с единственным подрядчиком обосновано Заказчиком введением мэрией города Магадана режима повышенной готовности (Постановление от 05.12.2023 № 3973-пм), в связи с предельным износом резервуара питьевой воды в пгт Сокол, в целях обеспечения бесперебойного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, недопущения возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года № 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из толкования пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика возможна исключительно в случаях обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, при условии, что применение конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур.

При этом, заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.

В определении ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем, применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

При этом суд высшей инстанции разъяснил, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения конкурентной процедуры.

Из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 21.06.2012 № 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Материалами дела установлено, что техническое обследование стального вертикального резервуара питьевой воды объемом 1000 куб. на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол произведено еще 11.05.2023 (акт МУП г. Магадана «Водоканал» от 11.05.2023).

По результатам технического обследования установлен критический коррозионный износ (утончения) металлоконструкции резервуара, ввиду чего локальный ремонт невозможен. Установлена необходимость реконструкции (модернизации) резервуара.

Положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту «Реконструкция (модернизация) стального вертикального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт Сокол» выдано МОГАУ «Управление государственной экспертизы» 26.10.2023.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что нужда в реконструкции резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол была известна еще в мае 2023 года, то есть за полгода до даты заключения срочного контракта.

Износ – это снижение производственного ресурса фондов, постепенная потеря ими стоимости, естественное старение под воздействием времени и окружающей сред. Иными словами, износ объекта не может быть внезапным либо чрезвычайным.

При должной осмотрительности, Департамент должен был и мог спрогнозировать сложившуюся ситуацию и предпринять меры по поиску подрядчика для выполнения работ по реконструкции резервуара в установленном законом порядке, то есть, путем проведения конкурентных процедур.

Каких-либо возможных негативных последствий, препятствующих проведению конкурентных процедур при осуществлении указанных закупок, Заказчиком не приведено.

Таким образом, заключение муниципального контракта от 11.12.2023 № 027-2023 не вызвано обстоятельствами, поименованными пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Следовательно, Департамент не имел объективных и мотивированных причин, правовых оснований для отказа от проведения конкурентной процедуры, ограничения числа потенциальных участников закупки.

Указанное подтверждается и периодом от получения положительного заключения государственной экспертизы на объект (26.10.2023) и датой заключения муниципального контракта (11.12.2023), в течение которого возможно проведение конкурентной процедуры и также исключает наличие срочности осуществления закупки.

Срок выполнения работ определен контрактом почти 11 месяцев, что также исключает наличие срочности выполнения работ, в объеме и количестве, необходимом для предотвращения чрезвычайной ситуации.

Учитывая изложенные обстоятельства, заключение муниципального контракта от 11.12.2023 «Реконструкция (модернизация) стального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол» (реестровый номер 3490901344523000030) нарушает положения статьи 8, части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. 15.12.2023 между Департаментом и федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля» заключен контракт № 028-2023 на проведение строительного контроля при строительстве: «Реконструкция (модернизации) стального вертикального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол».

Цена контракта – 624 837,72 руб. (пункт 4.2 Контракта).

Указанный контракт заключен на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем тридцать девятым раздела III особенностей реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приказом Минстроя России от 29.04.2021 № 262/пр установлено, что проведение строительного контроля по объектам капитального строительства, финансируемым (софинансируемым) за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, осуществляется федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в случае строительства объектов в рамках Федерального проекта «Жилье», Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», Федерального проекта «Чистая вода», Федерального проекта «Оздоровление Волги» и Ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» в рамках выполнения соглашений о предоставлении субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключенных субъектами Российской Федерации с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, при заключении рассматриваемого муниципального контракта нарушения законодательства о контрактной системе не установлено.

 

На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Заказчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана при осуществлении закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – заключение муниципального контракта № 027-2023 от 11.12.2023 «Реконструкция (модернизация) стального резервуара питьевой воды на территории насосной станции 3-го подъема пгт. Сокол» (реестровый номер 3490901344523000030) нарушение статьи 8, части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны