Решение №01-10/1578 о признании жалобы необоснованной от 15 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/07/3.2-151/2020

12 мая 2020 г.                                                                                                            г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при участии в дистанционном режиме представителей ОАО «Аэропорт Магадан» (далее – Заказчик) <…> (дов. № 17-ПО от 07.05.2020), <…> (дов. № 16-ПО от 07.05.2020), без участия представителей ООО «Фирма Аудитинформ» (далее – Заявитель), извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу (вх. № 02/1731 от 28.04.2020) на действия заказчика – ОАО «Аэропорт Магадан», при проведении открытого конкурса для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) с объектом закупки «Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2020, 2021 годы» (реестровый номер <...> ).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерный выбор Заказчиком конкурентной процедуры для проведения закупки и на неправомерное установление в конкурсной документации требования к участникам о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 22.04.2020 открытым акционерным обществом «Аэропорт Магадан» на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) с объектом закупки «Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2020, 2021 годы» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена договора – 914 628,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 20.05.2020 10:00.

Дата рассмотрения и оценки заявок – 27.05.2020.

 

2. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно избран открытый конкурс в качестве конкурентной процедуры для осуществления закупки. По мнению Заявителя, Заказчик был обязан проводить открытый конкурс в электронной форме.

 

ОАО «Аэропорт Магадан» при осуществлении закупок руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Магадан», утвержденным решением Совета директоров 18.10.2018 и иными нормативными актами.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Таким образом, в силу вышеуказанных положений законодательства ОАО «Аэропорт Магадан» при отборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

 Согласно письменным пояснениям ОАО «Аэропорт Магадан» и пояснениям представителей общества на заседании Комиссии при проведении открытого конкурса в порядке Закона о контрактной системе общество не связано требованиями о проведении данной процедуры закупки в электронной форме, так как не является «заказчиком» в терминах, определенных Законом о контрактной системе.

 

В соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Вместе с тем, согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик – это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

ОАО «Аэропорт Магадан» не является государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным, государственным или муниципальным унитарным предприятием, следовательно, не может считаться заказчиком в понимании пункта 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о том, что требования пункта 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса исключительно в электронной форме не распространяются на ОАО «Аэропорт Магадан», обществом правомерно избран способ проведения рассматриваемой конкурентной закупки в виде открытого конкурса. Довод жалобы не нашел подтверждения.

 

3. Согласно доводу жалобы Заказчик неправомерно установил в конкурсной документации требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. По мнению Заявителя, для исполнения обязательств в рамках договора, заключаемого по итогам проведения открытого конкурса, наличие данной лицензии не является обязательным, объем и вид выполняемых работ, предусмотренный в техническом задании к проекту договора, не входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну

 

Пунктом 6.12 конкурсной документации Заказчик установил требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на срок действия договора оказания аудиторских услуг.

Подпунктом «ж» пункта 7.2.1 конкурсной документации установлено требование предоставления в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

 

В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

 

В соответствии с пунктом 3.6 Устава ОАО «Аэропорт Магадан», утвержденного Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области от 15.11.2012 № 263, Общество проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В материалы дела Заказчиком представлены лицензии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Магаданской области, предоставленные ОАО «Аэропорт Магадан» на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны № 238 от 24.12.2012, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну № 327 от 24.12.2012, на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны № 239М от 24.12.2012.

 

Объектом рассматриваемой закупки, согласно конкурсной документации, является услуга по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Аэропорт Магадан» за 2020, 2021 год.

Статья 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет бухгалтерскую (финансовую) отчетность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 Закона о государственной тайне установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющий государственную тайну, бухгалтерская (финансовая) отчетность не отнесена к их числу.

Вместе с тем, бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Аэропорт Магадан» составляется на основе данных, содержащихся в первичных учетных документах, которые в свою очередь содержат информацию, составляющую государственную тайну, что также было подтверждено представителями Заказчика на заседании Комиссии.

 

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком в конкурсной документации требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и представлении копии такой лицензии в составе заявки. Довод жалобы не нашел подтверждения.

 

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» на действия заказчика – ОАО «Аэропорт Магадан», при проведении открытого конкурса для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) с объектом закупки «Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2020, 2021 годы» (реестровый номер <...> ) необоснованной.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны