Решение б/н жалоба обоснована в части от 1 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/33-183/2022

 

29.08.2022 г. Магадан
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

<…>

<…>

 

при участии представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее – Уполномоченное учреждение) – <…> <…>, представителя ОГКУЗ «Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр» (далее – Заказчик) - <…>, представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная детская больница» (далее – Заказчик), при участии представителя  ООО «Гарвей» (далее – Заявитель) – <…>, рассмотрела жалобу Заявителя на действия Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка расходного материала для нужд станции переливания крови ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 2022 году» (реестровый номер извещения 0847500000922000127).

Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком неправомерно не применены характеристики, установленные в КТРУ, а также, что характеристикам закупаемого товара соответствует товар одного производителя.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. 10.08.2022 Уполномоченным учреждением в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка расходного материала для нужд станции переливания крови ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 2022 году» (реестровый номер извещения 0847500000922000127).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 925 203,68 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 24.08.2022 23:23, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 25.08.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 26.08.2022.

  1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, описание позиции № 1 объекта закупки полностью соответствует описанию медицинского изделия, имеющегося в КТРУ с кодом 32.50.13.190-00584, тогда как Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки не указан данный код КТРУ, а указанная при описании объекта закупки дополнительная информация (дополнительные потребительские свойства) не обоснована, что нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 4 и 6 Правил использования КТРУ.

Также, на заседании Комиссии представитель Заявителя обратил внимание, что Постановлением Правительства РФ № 797 утверждены Правила заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов (далее - Правила).

В Приложении № 1 «Перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов» к Правилам указано требование к объему заготавливаемой крови – «450±50 мл. без антикоагулянта».

Таким образом, допустимый минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл. без антикоагулянта, а максимальный – 500 мл. без антикоагулянта.

действующее описание позиции № 1 объекта закупки не позволяет определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом содержит противоречивые значения характеристик Емкости основного контейнера (450 мл.) в совокупности с количеством антикоагулянта (63 мл.) и объемом собираемой крови (450 мл.), поскольку для сбора крови в указанном Заказчиком объеме необходим основной контейнер объемом минимум 513 мл., тем самым Заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения представителей Заявителя, Уполномоченного учреждения, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.

В силу части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г.    № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к извещению об электронном аукционе, к поставке необходимы:

1) контейнеры полимерные счетверенные с антикоагулянтом;

2) контейнер полимерный для крови и ее компонентов стерильный однократного применения: КПК2(500)2 двухкамерный 500 мл с двумя иглами полимерными одноканальными;

3) устройство для удаления лейкоцитов из эритроцитной массы и цельной консервированной крови «Лейкосорб», вариант исполнения: «Лейкосорб-1К» (с фильтром GLT) или эквивалент.

Согласно извещению, указанным позициям соответствует код ОКПД2 32.50.13.190.

Установлено, что позиции №1 «Контейнеры полимерные счетверенные с антикоагулянтом» соответствует несколько позиций КТРУ со схожими показателями: КТРУ 32.50.13.190-00584, 26.60.11.113-00000056, 26.60.11.113-00000055.

На заседании Комиссии установлено, что Уполномоченным учреждением/Заказчиком установлен параметр ёмкость основного контейнера 450 мл., который предполагает фактическую емкость номинального объема мешка для крови, следовательно, указанный в жалобе код КТРУ 32.50.13.190-00584 не может быть выбран в силу его несоответствия потребностям Заказчика, поскольку содержит иные параметры объема контейнера.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что всем характеристикам заказчика, в частности, соответствует КТРУ 32.50.13.190-00585 «Набор для донорской крови, четырехкамерный» со следующими параметрами:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Емкость дополнительного контейнера 1

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 100  и  ≤ 550

Кубический сантиметр;^миллилитр

Емкость дополнительного контейнера 2

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 100  и  ≤ 550

Кубический сантиметр;^миллилитр

Емкость дополнительного контейнера 3

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 100  и  ≤ 550

Кубический сантиметр;^миллилитр

Емкость основного контейнера

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 451  и  ≤ 550

Кубический сантиметр;^миллилитр

Кислородопроницаемый материал контейнера для хранения тромбоцитов

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Лейкоцитарный фильтр для тромбоцитов

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Лейкоцитарный фильтр для цельной крови

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Лейкоцитарный фильтр для эритроцитов

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Магистрали расположены с противоположных сторон относительно друг друга

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Наличие контейнера для образцов крови с адаптером для взятия образцов крови и протектором иглы

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Прорези для фиксации в автоматических фракционаторах

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

Ресуспендирующий раствор

(характеристика является обязательной для применения)

Есть

 

Нет

 

 

Вместе с тем, установлено, что описание позиции №1 «Контейнеры полимерные счетверенные с антикоагулянтом» не соответствует установленным в КТРУ характеристикам. При этом, в силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать дополнительные характеристики закупаемого товара.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что Заказчик в техническом задании неправомерно установил характеристики по позиции №1 «Контейнеры полимерные счетверенные с антикоагулянтом», при наличии обязательных характеристик, имеющихся в КТРУ.

В действиях Заказчика при описании объекта закупки установлено нарушение требования части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, п.4 Правил КТРУ, что содержит признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

  1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, описание позиции № 2, №3 объекта закупки полностью соответствует описанию медицинских изделий, имеющихся в КТРУ с кодами 32.50.13.190-00008381, 32.50.13.190-00007305, тогда как Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки не указаны данные коды КТРУ, а указанная при описании объекта закупки дополнительная информация (дополнительные потребительские свойства) не обоснована, что нарушает часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункты 4 и 6 Правил использования КТРУ.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что позиции КТРУ с кодами 32.50.13.190-00008381, 32.50.13.190-00007305 не содержит обязательных к применению характеристик. В силу изложенного, заказчиком сформировано описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

На основании пункта 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком, в приложении к извещению «Техническое задание» установлена таблица с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара в соответствии со своими потребностями.

При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

На основании изложенного, Комиссией Магаданского УФАС России в действиях Заказчика/Уполномоченного учреждения, нарушения Закона о контрактной системе не выявлены. Довод жалобы признан необоснованным.

4. По мнению Заявителя, описание позиций № 2 и № 3 объекта закупки предполагает к поставке медицинские изделия, единственным производителем которого является ООО «Виробан», регистрационные удостоверения от 26.06.2017 № РЗН 2017/5874; от 15.09.2016 № РЗН 2016/4739, которые реализуются исключительно его официальным дистрибьютером ООО «Дельрус».

При этом, если описание позиции № 3 объекта закупки сопровождается словами «или эквивалент», то в описании позиции № 2 объекта закупки такие слова отсутствуют, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как было указано ранее, в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к извещению об электронном аукционе, к поставке необходимы, в том числе:

2) контейнер полимерный для крови и ее компонентов стерильный однократного применения: КПК2(500)2 двухкамерный 500 мл с двумя иглами полимерными одноканальными;

3) устройство для удаления лейкоцитов из эритроцитной массы и цельной консервированной крови «Лейкосорб», вариант исполнения: «Лейкосорб-1К» (с фильтром GLT) или эквивалент.

Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что Уполномоченным учреждением, Заказчиком, в приложении к извещению «Техническое задание» установлена таблица с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара в соответствии со своими потребностями.

При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В своей жалобе Заявитель утверждает, что Заказчиком установлены требования к товарам, характерные для оборудования, единственного производителя – ООО «Виробан».

Комиссией установлено, что приложенные к жалобе документы не подтверждают доводы Заявителя о соответствии характеристикам, установленным в «Техническом задании» товара только одному производителю.

Кроме того, как следует из описания объекта закупки, Заказчик/Уполномоченный орган при формировании технического задания не указывал товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, следовательно, довод Заявителя в части не указания заказчиком слов «или эквивалент» является необоснованным, в силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товаров, обладающих определенными функциональными свойствами. Оборот указанных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе.

Как следует из заявки единственного участника, регистрационные удостоверения на товар производителя «Виробан» выданы ООО «Лидкор».

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок. Довод заявителя не находит своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гарвей» на действия Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – ОГКУЗ «Магаданский областной медицинский информационно-аналитический центр» при проведении электронного аукциона «Поставка расходного материала для нужд станции переливания крови ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 2022 году» (реестровый номер извещения 0847500000922000127) обоснованной в части нарушения части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, п.4 Правил КТРУ.

2.   Признать в действиях Уполномоченного органа/Заказчика нарушение части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, п.4 Правил КТРУ.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны