Решение №01-10/2066 о направлении сведений в Федеральную антимонопольную службу ... от 9 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 049/10/5-171/2022

о проверке необходимости включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.08.2022                                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) при участии в дистанционном режиме представителя ООО «Топмед-ДВ» (далее – Участник, Общество) <…> (дов. от 04.07.2022), без участия представителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» (далее - Заказчик), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела материалы, поступившие от Заказчика для решения вопроса о необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки – ООО «Топмед-ДВ», в связи с уклонением Общества от заключения договора по результатам проведения запроса котировок на право заключения договора поставки диагностикумов (реестровый номер извещения 32211474281).

Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения Общества от заключения договора на основании статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, Приказа ФАС России № 164/13 от 18.03.2013

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 16.06.2022 Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора поставки диагностикумов (реестровый номер извещения 32211474281).

Начальная (максимальная) цена договора – 435 488,25 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 24.06.2022 в 09:00. Дата подведения итогов – 24.06.2022.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме № 32211474281 от 24.06.2022 по окончании срока подачи заявок было подано две заявки, каждая из которых была признана соответствующими требованиям закупочной документации. Победителем запроса котировок признано ООО «Топмед-ДВ» с ценой договора 387 585,00 рублей (без НДС). Данный протокол размещен Заказчиком в ЕИС 24.06.2022.

Согласно протоколу отказа от заключения договора № 32211474281-1 от 15.07.2022 проект договора был направлен Заказчиком победителю закупки посредством электронной торговой площадки «Росэлторг» 27.06.2022. Срок подписания договора со стороны участника истек 14.07.2022. По состоянию на 15.07.2022 договор победителем закупки подписан не был. На данном основании принято решение о признании ООО «Топмед-ДВ» уклонившимся от заключения договора.

20.07.2022 Заказчиком в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области посредством ЕИС была направлена информации об Обществе для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи уклонением от заключения договора.

2. В силу части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012, которым утверждены, в частности, Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Перечень сведений), Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган:

а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211 (далее - Перечень), а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня;

б) копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

в) копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

г) копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

д) иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.

Пунктами 3-7 Перечня сведений предусмотрено направление заказчиком следующих сведений:

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество физического лица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

4. Сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица:

страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса - для юридического лица;

страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, - для физического лица.

5. Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

6. Дата подведения итогов закупки (в случае, если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дата признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, или участник закупки, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, уклонились от заключения договора (в случае, если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

7. Сведения о договоре:

наименование товаров (работ, услуг);

код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);

валюта договора;

цена договора;

срок исполнения договора;

код валюты договора.

Комиссия, изучив направленные Заказчиком сведения, приходит к выводу о том, что все требуемые сведения предоставлены.

3. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора или от исполнения условий договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).

04.08.2022 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от Общества поступили письменные пояснения по рассматриваемому делу. Согласно данным пояснениям Общество не отрицает факта неподписания договора по итогам проведения запроса котировок со своей стороны. Вместе с тем, Общество указывает, что не имело намерений уклониться от заключения договора, однако, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно – выход из строя USB-носителя электронной цифровой подписи, не имело возможности авторизоваться на электронной торговой площадке для подписания договора вплоть до истечения 14.07.2022 срока для заключения договора. Данные обстоятельства Общество подтверждает приложенным письмом удостоверяющего центра - общества с ограниченной ответственностью «ХКС-Групп» № 10/2022 от 18.07.2022, согласно которому данное общество осуществляло ремонт указанного USB-носителя вплоть до 18.07.2022, в связи с чем использование Участником электронной цифровой подписи для работы с электронной торговой площадкой в данный период было невозможно.

Общество также указало, что им исполнено 226 контрактов и договоров, заключенных в порядке Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Закона о закупках, а также 130 контрактов и договоров находятся в стадии исполнения.

На основании изложенного Общество полагает что в его действиях, выразившихся в неподписании со своей стороны договора в установленный законом срок, отсутствует недобросовестность, просит не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссией было установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ХКС-Групп» (ИНН 2724183779) основным видом деятельности данного лица является «33.20 Монтаж промышленных машин и оборудования», дополнительными видами деятельности указаны «46.51 Торговля оптовая компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением», «95.11 Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования» и иные виды.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит следующий вид деятельности: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, информация Участника о том, что ООО «ХКС-Групп» является удостоверяющим центром, не представляется Комиссии достоверной.

В отношении данного обстоятельства представителю Общества было предложено дать пояснения, которые представитель дать затруднился.

В силу частей 4 и 5 статьи 3.3 Закона о закупках обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Таким образом, участник закупок подписывает заявки, подаваемые на участие в закупках, заключаемые по итогам их проведения договоры при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи. Аналогичные требования установлены и при проведении закупок в рамках Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В рассматриваемой закупке договор мог быть подписан (с учетом даты размещения итогового протокола 24.06.2022) не ранее 05.07.2022 и не позднее 14.07.2022. Согласно протоколу отказа от заключения договора № 32211474281-1 от 15.07.2022 проект договора был направлен Заказчиком победителю закупки посредством электронной торговой площадки «Росэлторг» 27.06.2022.

Таким образом, Общество имело возможность подписать договор с своей стороны и направить его для подписания Заказчику в период с 27.06.2022 по 14.07.2022.

Как указало Общество в своих пояснениях, в данный период у Общества вышел из строя носитель усиленной квалифицированной электронной подписи, по причине чего подписание договора не состоялось.

В соответствии с частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая обеспечивает, в частности, хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Данной государственной информационной системой является ГИС «Независимый регистратор» (далее – ГИС НР).

Комиссия провела анализ активности Общества на электронных торговых площадках, в единой информационной системе с использованием ГИС НР и установила, что Общество в период с 07.07.2022 по 14.07.2022 более ста раз авторизовывалось на электронных торговых площадках, включая авторизацию посредством использования электронной цифровой подписи, а также совершало действия, связанные с подписанием электронных документов при помощи ЭЦП.

Комиссия предложила представителю Общества дать пояснения по данным обстоятельствам. Представитель Общества дать исчерпывающие пояснения затруднился, указав, что для каждой электронной торговой площадки Обществом могла использоваться отдельная электронная цифровая подпись.

При таких обстоятельствах Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в заседании до 14:00 05.08.2022 с целью получения от Общества дополнительных пояснений по заданным представителю вопросам.

До возобновления заседания Комиссии от Общества поступили дополнительные письменные пояснения № 84 от 05.08.2022, согласно которым Общество уточнило, что USB-носитель ЭЦП вышел из строя 07.07.2022 и был передан в ремонт в ООО «ХКС-Групп», которое удостоверяющим центром не является, а осуществляет услуги по ремонту компьютерной техники и настройке программного обеспечения согласно заключенному с Обществом договору. В ремонте носитель находился до 18.07.2022. Общество также указывает, что авторизации на электронных торговых площадках от имени Общества с использованием данного носителя ЭЦП могли быть осуществлены ООО «ХКС-Групп» в целях проверки работоспособности носителя. Также Общество ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Комиссией путем анализа информации ГИС НР установлено, что Общество принимало участие в запросе котировок в электронной форме «Поставка реагентов для лаборатории» (реестровый номер извещения 0816500000622011513) и направило заявку на участие в закупке 14.07.2022 в 10:21, подписав заявку усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также Общество 08.07.2022 в 10:20 направило заявку на участие в запросе котировок в электронной форме «Поставка катетера уретрального» (реестровый номер извещения 0322300061422000299) и 11.07.2022 в 09:16 направило заявку на участие в запросе котировок в электронной форме «Поставка медицинских изделий» (реестровый номер извещения 0322300000322000147), подписав данные заявки усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанные действия осуществлялись на электронной торговой площадке «Росэлторг» (АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru)

При таких обстоятельствах Комиссия критически относится к доводам Общества о невозможности подписания договора по результатам проведения закупки с реестровым номером извещения 32211474281 в установленный период вследствие выхода из строя носителя электронной цифровой подписи. Поведение Общества при проведении рассматриваемой закупки нельзя признать добросовестным.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, приказом ФАС России № 164/13 от 18.03.2013 Комиссия Магаданского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Сведения, представленные Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в отношении ООО «Топмед-ДВ»  (ИНН 2723213318, юридический адрес: 680012, Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Сысоева, д. 2, кв. 5) в связи с уклонением участника от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок на право заключения договора поставки диагностикумов (реестровый номер извещения 32211474281), направить в Федеральную антимонопольную службу России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны