Решение б/н нарушение установлено от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/01/14.2-251/2021

г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «16» декабря 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии

 . - заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии

 . - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства,

- . - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства,

в дистанционном режиме рассмотрев дело № 049/01/14.2-251/2021 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Щ . А. А.(ИНН ), статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в распространении среди собственников жилых помещений многоквартирных домов г. Магадана согласно прилагаемому списку сведений о том, что услуги по обслуживанию домофонных систем, установленных по указанным адресам, осуществляет ИП Щ. А.А., то есть сведений, направленных на введение потребителей в заблуждение относительно исполнителя оказываемых услуг и способных причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту (ООО «СМД Сервис») и (или) нанести ущерб его деловой репутации, что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке,

при участии представителя:

-заявителя - ООО «СМД Сервис» К.Е.С., (доверенность № 1 от 01.11.2021);

-в отсутствие ответчика, уведомленного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

 

Магаданским УФАС России рассмотрено заявление ООО «СМД - сервис» от 20.01.2020 (вх. № 01/140) в отношении ИП Щ. А.А. по факту неправомерного введения в заблуждение потребителей относительно исполнителя по предоставлению услуг по техническому обслуживанию системной домофонной связи дверей подъездов многоквартирных домов в г. Магадане, выразившееся в предъявлении к оплате квитанций собственникам квартир в многоквартирных домах в г. Магадане.

В квитанциях, направленных жителям многоквартирных домов г. Магадана, указаны следующие реквизиты: «ИП Щ. А.А., «Цифрал-Сервис» Магадан,

Согласно доводам заявителя, указанные лица направляют данные квитанции об оплате неправомерно, так как услуги по техническому обслуживанию домофонов в рассматриваемых домах оказывает ООО «СДМ - Сервис».

В ходе рассмотрения заявления и проведения проверки представленных материалов Комиссией Магаданского УФАС России установлено следующее.

ООО «СДМ - Сервис» осуществляет в г. Магадане деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию домофонов, установленных в многоквартирных домах. Услуги оказываются заявителем на основании заключенных с жителями данных домов договоров об оказании услуг по техническому обслуживанию домофонов. На основании указанных договоров потребители вносят абонентскую оплату через отдельные квитанции от ООО «СМД - Сервис» (договоры являются типовыми).

Так, к заявлению приложена копия договора купли-продажи от 11.02.2010 № 0451 МГД/КП, согласно которому жильцы подъезда № 2 д.40 по ул. Пролетарской г. Магадана приобрели у ООО «СМД-сервис» оборудование для домофонной системы. Согласно копии протокола общего собрания собственников от 05.02.2010 жильцы подъезда по указанному выше адресу решили приобрести и установить в своем подъезде аудио-домофонную систему ограничения и контроля доступа. Указанную систему жильцы обязуются приобрести у ООО «СМД-Сервис».

Согласно договору купли-продажи от 18.03.2010 № 0554 МГД/КП жильцы подъезда № 3 д.23б по ул. Гагарина г. Магадана приобрели у ООО «СМД-Сервис» оборудование для домофонной системы. Согласно договору № 0556 МГД/ТО от 18.03.2010 техническое обслуживание домофонного оборудования по указанному адресу осуществляет ООО «СМД-Сервис» (п.1), а Заказчик обязуется оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные Договором. Стоимость технического обслуживания составляет 70 рублей в месяц.

Согласно договору купли-продажи от 11.12.2009 № 0320 МГД/КП жильцы подъезда № 3 д.59 корп.3 по ул. Речной г. Магадана приобрели у ООО «СМД-Сервис» оборудование для домофонной системы. Согласно договору № 0319 МГД/ТО от 11.12.2009 техническое обслуживание домофонного оборудования по указанному адресу осуществляет ООО «СМД-Сервис» (п.1), а Заказчик обязуется оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные Договором. Стоимость технического обслуживания составляет 70 рублей в месяц.

К указанным договорам приложены копии протоколов общего собрания собственников.

В январе 2021 года от абонентов заявителя поступила информация о получении ими квитанций на оплату технического обслуживания домофона от ИП Щ. А.А. и «Цифрал сервис» Магадан, в которых сообщается следующее: «Внимание! Изменились реквизиты для внесения абонентской оплаты за обслуживание домофона».

В данных квитанциях указано, что плательщику без указания ФИО, с указанием адреса и лицевого счета начислено к оплате за 1 квартал 2021 года 300 рублей, за весь 2021 год-1200 рублей.

На части домов с подъездных дверей самовольно демонтированы информационные таблички ООО «СМД-Сервис» и заменены на аналогичные с указанием данных на ИП Щ. А.А. «Цифрал Сервис» Магадан.

К заявлению ООО «СМД-Сервис» приложен список адресов, по которым абонентам ООО «СМД-Сервис» направлены квитанции об оплату услуг домофона в г. Магадане:

-

Договоры по оказанию услуг технического обслуживания домофонных систем, заключенные с абонентами по указанным выше адресам, являются действующими, решения о смене компании, осуществляющей техническое обслуживание домофонов, абоненты не принимали, новые договоры не заключали.

Кроме того, в Магаданское УФАС России также поступили заявления граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Магадана, по факту введения в заблуждение потребителей по оказанию услуг по техническому обслуживанию системной домофонной связи дверей подъездов многоквартирных домов в г. Магадане, а именно в предъявлении к оплате квитанций собственникам многоквартирных домов в г. Магадане на реквизиты ИП Щ.А.А. по следующим адресам:

-

К каждому заявлению приложена квитанция об оплате услуг за техническое обслуживание домофона с указанием даты ее формирования - 03.01.2021, номера лицевого счета и соответствующего адреса абонента (без ФИО); имеется надпись: «Внимание! Изменились реквизиты для внесения абонентской платы за обслуживание домофона», а также указаны сведения: «ИП Щ.А.А. «Цифрал Сервис» Магадан», а также ИНН и ОГРН, номер расчетного счета в Северо-Восточном отделении  ПАО «Сбербанк» г. Магадана. Кроме того, в каждой квитанции указана сумма оплаты за квартал и за год, а именно: от 270 до 1200 рублей соответственно.

Согласно доводам заявителей, на входных дверях подъездов появились информационные таблички «Цифрал Сервис», из содержания которых следует, что данная организация занимается техническим обслуживанием домофонов по указанным адресам. При этом, как следует из текста заявлений, никаких собраний жильцов дома по поводу смены обслуживающей домофоны организаций не проводилось, никаких договоров на обслуживание домофонов с ИП Щ. А.А. и «Цифрал Сервис» Магадан заявители не подписывали.

На сайте «Цифрал Сервис Магадан» https://cyfral-service.com размещены сведения «Публичная оферта» об оказании услуг по техническому обслуживанию системы домофонной связи и запирающих устройств дверей подъездов многоквартирного дома. Согласно тексту договора настоящая публичная оферта на оказание услуг заключается в особом порядке: путем акцепта настоящего договора, содержащего все существенные условия договора, без подписания договора, без подписания сторонами. В соответствии со статьей 438 ГК РФ безусловным принятием (акцептом) данной оферты договора является факт платежа в счет услуг по данной оферте.

В силу п.2.1 исполнитель, то есть ИП Щ.А.А., обязуется предоставлять Заказчикам услуги по техническому обслуживанию панели домофона, коммутатора, контроллера, электромагнитного замка, якоря электромагнитного замка, кнопки «Выход», блока питания, а также ремонт металлической двери и ее покраски на усмотрение Исполнителя, а Заказчик обязуется оплачивать указанные услуги.

В силу п.3.1 Стоимость услуг по настоящему договору составляет 100 рублей в месяц.

Таким образом, согласно публичной оферты, ИП Щ  А.А. является исполнителем услуг и размещает свое предложение заключить договор, что подтверждает отсутствие оформленных договорных отношений по состоянию на 11.01.2021. Однако 11.01.2021 указанное лицо направило потребителям квитанции об обязанности оплаты ему услуг по обслуживанию домофонов.

При этом в указанных квитанциях не содержится информация о том, что данные начисления являются необязательными и являются офертой. Напротив, содержание квитанций указывает, что потребителю уже начислено к оплате за 1 квартал 2021 года либо за 2021 год суммы по утвержденному тарифу (100 рублей в месяц). Таким образом, ИП Щ.А.А. вводит в заблуждение потребителей относительно обязанности оплаты направленных квитанций.

При этом часть граждан по указанным выше адресам произвели оплату по данным квитанциям, что подтверждается приложенными к заявлениям

  копиями чеков об оплате услуг домофона, согласно которым оплата от соответствующих граждан поступила на расчетный счет 40802810536000006088, ИНН 311702953603. В графе «получатель платежа» чеков указано: «ИП Щ. А.А.».

Таким образом, указанные чеки по оплате услуг домофонов являются доказательствам фактов получения денежных средств по оплате услуг домофонов ИП Щ. А.А.

Кроме того, по большинству указанных адресов домофонное оборудование (панель вызова, установленная на дверях подъездов) находится в собственности ООО «СДМ-Сервис», из чего следует, что третьи лица незаконно занимаются обслуживанием данного оборудования.

Как установлено в ходе рассмотрения указанных заявлений, ИП Щ. А.А. ( 1) осуществляют деятельность на товарном рынке, имеющие одинаковые продуктовые границы.

Так, согласно выписке ЕГРЮЛ, ООО «СМД Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.02.2009 МРИ ФНС по Ярославской области. Общество осуществляет, в том числе, деятельность по ремонту электрического оборудования (код 33.14). В г. Магадане Общество осуществляет установку и техническое обслуживание домофонных систем.

Согласно выписке ЕГРИП, Щ. А. А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.10.2020 в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду. Основным видом экономической деятельности ИП Щ. А.А. является ремонт электрического оборудования (код 33.14).

Согласно сведениям УВМ УМВД России по Белгородской области Щ. А. А. зарегистрирована в ....

Таким образом, ИП .А.А. и ООО «СМД - Сервис» являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, и к ним применимы нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции детализированы в главе 21. Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ), в числе которых, в частности, названы: дискредитация, введение в заблуждение.

Статьей 142 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.

Информация в направленных квитанциях об оплате услуг домофона о том, что реквизиты для оплаты изменились, а техническое обслуживание домофонов по указанным выше адресам оказывает ИП Щ.А.А., не соответствует действительности и направлена на введение потребителей в заблуждение относительно исполнителя оказанных услуг.

Действия ИП Щ. А.А. по распространению указанной информации направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию домофонных систем, противоречат требованиям законодательства и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту (ООО «СДМ - Сервис»).

В соответствии со ст.39.1 Закона о конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющих функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонды предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее-предупреждение).

Согласно части 2 указанной статьи предупреждение выдается, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 14 2 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанных норм закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

11.03.2021 Магаданским УФАС России ИП Щ. А.А. выдано предупреждение №1 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения статьи 142 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому ИП Щ. А.А. была обязана принять меры по устранению такого нарушения в течение 10 дней с момента получения предупреждения путем доведения до сведения жильцов многоквартирных домов г. Магадана согласно прилагаемому списку информации об отсутствии необходимости внесения оплаты за обслуживание домофонной системы в адрес ИП Щ.А.А. и возможности обращения за перерасчетом в случае, если денежные средства были внесены на расчетный счет указанного лица посредством размещения соответствующих объявлений в подъездах указанных многоквартирных домов либо направлений уведомлений в адрес жильцов;

-демонтажа (снятия) с входных дверей подъездов многоквартирных домов г. Магадана установленных там ранее информационных табличек «Цифрал Сервис».

Однако в течение указанного времени указанное предупреждение ИП Щ.А.А. исполнено не было, сведения о его исполнении в адрес Магаданского УФАС России не поступили.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080558017022 указанное отправление 07.05.2021 имеет статус «неудачная попытка вручения», а 24.04.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.

Вышеуказанное почтовое отправление с пометкой «истек срок хранения» было выслано обратно отправителю, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица, поскольку, согласно выписке ЕГРИП ИФНС России по г. Белгороду от 02.03.2011 г., представленной на запрос Магаданского УФАС России, ИП Щ. А.А. зарегистрирована по адресу:

Статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

28.07.2021 Приказом Магаданского УФАС России № 01-12/70 возбуждено дело № 049/01/14.2-251/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Щ .А.А. по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением № 172 от 03.08.2021 дело назначено к рассмотрению на 04.10.2021.

До заседания Комиссии в адрес антимонопольного органа письменные пояснения и документы от ИП Щ. А.А. не поступили, согласно почтовому идентификатору, заказное письмо возвращено отправителю.

В ходе заседания представитель заявителя пояснил, что договоры по оказанию услуг технического обслуживания домофонных систем, заключенные с абонентами по указанным выше адресам, являются действующими, решения о смене компании, осуществляющей техническое обслуживание домофонов, абоненты не принимали, новые договоры не заключали. Кроме того, от представителя заявителя поступила информация, что ООО «СМД Сервис» самостоятельно демонтировало с подъездов домов по указанным адресам таблички «ООО Цифрал Сервис» и разместило объявления об оказании услуг по обслуживанию домофонов ООО «СМД Сервис».

Как установлено актом осмотра Магаданского УФАС России, на дверях подъездов домов г. Магадана по указанным адресам отсутствуют таблички «Цифрал Сервис». Кроме того, в подъездах указанных домов имеются объявления о том, что услуги по обслуживанию домофонных систем оказываются ООО «СМД Сервис».

В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Магаданским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, по результатам которого подготовлена Аналитический отчет от 26.08.2021 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию домофонных систем на территории г. Магадана по итогам 7 месяцев 2021 года (далее – Аналитический отчет).

Согласно разделу III» Определение продуктовых границ товарного рынка» Аналитического отчета в соответствии с пунктом 3.1. Порядка - процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

-предварительное определение товара;

-выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе, товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуга по техническому обслуживанию домофонных систем соответствует разделу - С «Обрабатывающие производства»; класс 33 «Ремонт и монтаж машин и оборудования», группа: 33.14 «Ремонт электрического оборудования».

В соответствии с п. 3.6. Порядка, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам услуг (товаров), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Группировка 33.14. также включает: ремонт и техническое обслуживание изделий, включенных в группировку 27 (производство аппаратуры, производящей, распределяющей и использующей электроэнергию, включая производство электроосветительного и сигнального оборудования, а также бытовой электротехники); ремонт и обслуживание распределителей и трансформаторов электроэнергии; ремонт и обслуживание электрических двигателей, генераторов и моторно-генераторных установок; ремонт и обслуживание распределительных щитов и аппаратов коммутационной панели; ремонт и обслуживание реле и промышленных средств управления; ремонт и обслуживание первичных и аккумуляторных батарей; ремонт и обслуживание электрического осветительного оборудования); ремонт и обслуживание проводных устройств, передающих электроэнергию, проводки для электросхем.

Учитывая специфические особенности (качественные и технические характеристики) каждой услуги, входящей в одну классификационную группу, товара, потенциально способного заменить работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем в классификационной группе 33.14 ОКВЭД не выявлено.

Согласно пункту 3.2. Порядка определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

По результатам анализа материалов, предоставленных в рамках рассмотрения заявления установлено, что одним из видов деятельности ООО «СМД Сервис» в г. Магадане, является предоставление услуг по техническому обслуживанию домофонов. Услуги Общество оказывает на основании договоров на техническое обслуживание домофонных систем. Договорные отношения носят гражданско-правовой характер.

В соответствии с договорами на техническое обслуживание домофонных систем, потребители вносят абонентскую оплату через отдельные квитанции от ООО «СМД Сервис».

Так, согласно типовому договору ООО «СМД СЕРВИС» об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы ограничения доступа, предметом договора выступают отношения между Исполнителем и Заказчиком в части оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы ограничения доступа (далее –«многоквартирный домофон») по соответствующему адресу.

При этом, техническое обслуживание включает:

-осуществление работ необходимых для содержания оборудования в исправном состоянии по вызову заказчика;

-ремонт абонентских устройств;

-устранение неисправностей монтажа;

-ремонт панели, доводчика, замка, кнопки «выход», коммутатора, блока питания (с заменой в случае невозможности восстановления);

-осуществление консультаций по правильной эксплуатации оборудования многоквартирного домофона;

-предоставление оборудования на время ремонта при его наличии (осуществляется согласно перечню оборудования, предоставляемого под замену, утвержденного исполнителем);

-устранение проявлений противоправных действий третьих лиц (в том числе кражи или хищения) в отношении подъездного комплекта для вызывного блока многоквартирного домофона.

Продуктовые границы товарного рынка определены как техническое обслуживание домофонных систем в многоквартирных домах.

Согласно разделу V Аналитического отчета «Определение географических границ товарного рынка» в соответствии с представленной информации, дома на которых установлены домофонные системы потребителей услуг технического обслуживания домофонных систем ООО «СМД СЕРВИС», пострадавших от неправомерных действий ИП Щ. А.А. расположены на территории г. Магадана (приложение к заявлению ООО «СМД СЕРВИС» от 20.01.2021), то есть нарушение антимонопольного законодательства усматривалось в отношении потребителей, проживающих на территории города Магадана.

Таким образом, предварительно границы товарного рынка определены по месту фактического пользования потребителями услугой по техническому обслуживанию домофонных систем - город Магадан.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

-особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область (большая территория - 462,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона);

-территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели и продавцы расположены в городе Магадан. Техническое обслуживание домофонных систем осуществляются по месту расположения оборудования, в связи, с чем возможно перемещение продавца услуг, но не самой услуги;

- установившиеся долговременные связи между продавцом и покупателем (например, в течение нескольких лет у потребителей заключены договоры с одними и теми же хозяйствующими субъектами). При этом установлено, что во многих МКД оборудование находится в собственности ООО «СМД Сервис».

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка, определение географических границ товарного рынка осуществляется с учетом метода установления фактических районов продаж услуг - местоположения хозяйствующих субъектов: приобретателей и продавцов, осуществляющих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Установлено, что покупатель исследуемой услуги может приобрести ее только у тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют (готовы осуществлять) работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем по месту расположения оборудования покупателя. Адрес местонахождения домофонной системы, является неотъемлемым условием договора осуществления работы (услуги) по техническому обслуживанию оборудования. В свою очередь домофонные системы устанавливается в зданиях (МКД), расположенном на территории какого-либо муниципального образования. Согласно заявлению, послужившему основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, услуга по техническому обслуживанию оказывалась на территории города Магадана.

На основании вышеизложенного, географические границы рынка услуг по техническому обслуживанию домофонных систем определены территорией города Магадана.

Согласно разделу V Аналитического отчета «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке» в силу п. 5.1. Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцами на рынке могут являться: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществлявшие на территории г. Магадана услуги по техническому обслуживанию домофонных систем.

Потребителями услуг на рынке являются: физические лица, с которыми в 2021 году заключены договоры на техническое обслуживание домофонных систем.

Таким образом, идентификации подлежат следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ООО «СМД СЕРВИС» (далее - Общество, ИНН 7604152376, зарегистрировано по адресу: ул. Титова, д.20, г. Ярославль, Ярославская обл., 150046. Представительство в Магадане по адресу: ул. Кольцевая, д.3, офис 1, г. Магадан, 685000). Общество осуществляет установку и техническое обслуживание домофонных систем.

Услуги по техническому обслуживанию домофонных систем Общество осуществляет в соответствии с кодом 33.14 ОКВЭД.

Количество договоров с потребителями на техническое обслуживание домофонных систем составило: по состоянию 01.01.2021 - 975, по состоянию на 01.08.2021 - 974.

  1. ИП Щ. А. А. (далее - ИП  ЩА.А., ИНН  3, зарегистрирована по адресу: ).

В соответствии с выпиской из ЕГРИП по состоянию на 03.08.2021, основным видом деятельности ИП Щ.А.А. является «Ремонт электрического оборудования» (код 33.14 ОКВЭД).

Дополнительные виды деятельности «Производство замков, петель» (код 25.72 ОКВЭД).

На момент составления аналитического отчета информация ИП Щ.А.А. на запрос Магаданского УФАС России от 04.08.2021 № 01-10/2121 не представлена

Согласно вышеизложенному ИП Щ. А.А. и ООО «СМД Сервис» являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, и к ним применимы нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выявленные признаки недобросовестной конкуренции, заключаются в следующем.

20.01.2021 в адрес теруправления от ООО «СМД Сервис» поступило заявление, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства ИП Щ. А.А.

ООО «СМД Сервис» (заявитель) осуществляет в г. Магадане деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию домофонов, установленных в многоквартирных домах. Услуги оказываются заявителем на основании заключенных с жителями домов договоров об оказании услуг по техническому обслуживанию домофона. На основании договоров потребители вносят абонентскую плату, через отдельные квитанции от ООО «СМД Сервис».

В январе 2021 года от абонентов заявителя, поступила информация о том, что они получили квитанцию на оплату технического обслуживания домофона от ИП Щербанюк А.А. «Цифрал-Сервис» Магадан.

В данной квитанции сообщается следующее: «Внимание! Изменились реквизиты для внесения абонентской платы за обслуживание домофона».

В квитанции указано, что плательщику (без указания ФИО, с указанием адреса квартиры) начислено к оплате за 1 квартал 2021 года 300 рублей, за весь 2021 год - начислено 1200 рублей.

На части домов с подъездных дверей самовольно сняты информационные таблички ООО «СМД Сервис» и заменены на аналогичные от ООО «Цифрал-Сервис».

Заявитель так же указал, что многие потребители совершили оплату по данным квитанциям. При этом, потребители подтвердили, что решения о смене домофонной компании не принимали, ничего не подписывали, новый договор не заключали.

Информация в направленных квитанциях об оплате услуг домофона о том, что реквизиты для оплаты изменились, а техническое обслуживание домофонов по указанным выше адресам оказывает ИП Щербанюк А.А., не соответствует действительности и направлена на введение потребителей в заблуждение относительно исполнителя оказанных услуг.

Таким образом, действия ИП Щ. А.А. по распространению вышеуказанной информации содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, ООО «СМД-Сервис и ИП Щ. А.А. осуществляют деятельность на товарном рынке, имеющем одинаковые продуктовые и географические границы, и являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. к ним применимы нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Факт введения в заблуждение потребителей относительно лица, оказывающего услуги по обслуживанию домофонов заявителям г. Магадане, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, заявлениями ООО «СМД Сервис» и жителей г. Магадана согласно прилагаемому списку, а также:

-квитанциями, направленными жителям г. Магадана по указанным адресам с надписями: «Внимание! Изменились реквизиты для внесения абонентской платы за обслуживание домофона», в которых также указаны сведения: «ИП Щ.А.А. «Цифрал Сервис» Магадан», а также ИНН и ОГРН, номер расчетного счета в северо-Восточном отделении № 8645 ПАО «Сбербанк» г. Магадана. Кроме того, в каждой квитанции указана сумма оплаты за квартал и за год, а именно: от 270 до 1200 рублей соответственно;

-договором купли-продажи от 18.03.2010 № 0554 МГД/КП жильцы подъезда № 3 д.23б по ул. Гагарина г. Магадана приобрели у ООО «СМД-Сервис» оборудование для домофонной системы. Согласно договору № 0556 МГД/ТО от 18.03.2010 техническое обслуживание домофонного оборудования по указанному адресу осуществляет ООО «СМД-Сервис» (п.1), а Заказчик обязуется оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные Договором. Стоимость технического обслуживания составляет 70 рублей в месяц.

-договором купли-продажи от 11.12.2009 № 0320 МГД/КП жильцы подъезда № 3 д.59 корп.3 по ул. Речной г. Магадана приобрели у ООО «СМД-Сервис» оборудование для домофонной системы. Согласно договору № 0319 МГД/ТО от 11.12.2009 техническое обслуживание домофонного оборудования по указанному адресу осуществляет ООО «СМД-Сервис» (п.1), а Заказчик обязуется оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные Договором. Стоимость технического обслуживания составляет 70 рублей в месяц.

Рассматриваемые действия ИП Щ. А.А. отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции, а именно:

-совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;

-направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

-противоречат требованиям законодательства и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а именно статьи 14.2 Закона о защите конкуренции;

-причинили или могли причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту (ООО «СМД Сервис»).

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 142 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.

В ходе заседания представитель заявителя пояснил, что договоры по оказанию услуг технического обслуживания домофонных систем, заключенные с абонентами по указанным выше адресам, являются действующими, решения о смене компании, осуществляющей техническое обслуживание домофонов, абоненты не принимали, новые договоры не заключали. Кроме того, от представителя заявителя поступила информация, что ООО «СМД Сервис» самостоятельно демонтировало с подъездов домов по указанным адресам таблички «ООО Цифрал Сервис» и разместило объявления об оказании услуг по обслуживанию домофонов ООО «СМД Сервис».

Как установлено актом осмотра Магаданского УФАС России, на дверях подъездов домов г. Магадана по указанным адресам отсутствуют таблички «Цифрал Сервис». Кроме того, в подъездах указанных домов имеются объявления о том, что услуги по обслуживанию домофонных систем оказываются ООО «СМД Сервис».

04.10.2021 Комиссией Магаданского УФАС России принято заключение об обстоятельствах делах, в соответствии с которым действия ИП Щ. А.А. квалифицированы по ст.14.2 Закона о защите конкуренции.

Определением № 218 от 04.10.2021 рассмотрение дела было отложено до 16.12.2021 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

05.10.2021 заключение об обстоятельствах дела и определение об отложении рассмотрения дела направлены ИП Щ. А.А. заказным письмом.

В ходе заседания представитель ООО «СМС-Сервис» пояснил, что заключение об обстоятельствах дела им получено, согласен с квалификацией действий ИП Щ. А.А. по ст.14.2 Закона о защите конкуренции.

До начала заседания в адрес антимонопольного органа от ответчика ИП Щ.А.А. запрошенной информации не поступило.

Как следует из отчета об отслеживании отправления, заказное письмо выслано обратно отправителю.

Установлено, что информация, распространяемая ИП Щ. А.А., является ложной и опровергается имеющимися в деле документами.

Информация в направленных квитанциях об оплате услуг домофона о том, что реквизиты для оплаты изменились, а техническое обслуживание домофонов по указанным выше адресам оказывает ИП Щ. А.А., не соответствует действительности и направлена на введение потребителей в заблуждение относительно исполнителя оказанных услуг, получение преимуществ.

Действия ИП Щ.А.А. по распространению указанной информации направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию домофонных систем, противоречат требованиям законодательства и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту (ООО «СМД - Сервис»).

Таким образом, в действиях ИП Щ. А.А. содержатся признаки нарушения ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку на дверях подъездов домов г. Магадана по указанным адресам отсутствуют таблички «Цифрал Сервис», а также ООО «СМД Сервис» размещены объявления о том, что услуги по обслуживанию домофонных систем оказываются ООО «СМД Сервис», Комиссия приходит к выводу предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3.3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия индивидуального предпринимателя Щ.А.А. (ИНН , юридический адрес:  ), выразившиеся в распространении среди собственников жилых помещений многоквартирных домов г. Магадана сведений о том, что услуги по обслуживанию домофонных систем, установленных по указанным адресам, осуществляет ИП Щ. А.А., а также квитанций, содержащих ложные сведения о необходимости оплаты указанному лицу, то есть сведений, направленных на введение потребителей в заблуждение относительно исполнителя оказываемых услуг и способных причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту (ООО «СМД Сервис») и (или) нанести ущерб его деловой репутации, что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, актом недобросовестной конкуренции, противоречащим статье 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных к административной ответственности.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган ФАС России (в случае обжалования решения в коллегиальный орган ФАС России, принятые по делу акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа ФАС России).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны