Решение №01-10/1530 о признании жалобы обоснованной от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №049/06/34-7/2019

22.05.2019                                                                                                       г. Магадан
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при участии представителей Заказчика – <…> (дов.№б/н от 02.04.2019), <…>  (дов. №б/н от 21.05.2019), без участия Заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» на положения аукционной документации заказчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, реализуемых в рамках мероприятия «Строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева»  (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при установлении в проекте контракта размера пени, рассчитываемого от ставки рефинансирования Центрального Банка, а также установлении дополнительных требований к участникам закупки по недействующей редакции постановления.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 11.02.2014 №75/14 «Об осуществлении ФАС и территориальными органами ФАС полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки  при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей),  для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. 30.04.2019 Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, реализуемых в рамках мероприятия «Строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева»  (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 930 000 000,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 17.05.2019 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 20.05.2019; дата проведения аукциона в электронной форме – 23.05.2019.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.05.2019 №0347200001019000034-4 была подана заявка участника – ООО «Альфа Инженеринг и Контракшн», признанная аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации. На основании п. 4 ч. 1 статьи 71, ч. 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе заказчику необходимо заключить государственный контракт (контракт) с ООО «АЛЬФА ИНЖЕНЕРИНГ И КОНТРАКШН» - единственным участником закупки.

Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.

  1. Согласно доводу жалобы, установив размер пени в размере, рассчитываемом от ставки рефинансирования Центрального Банка, заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 6.2 проекта контракта: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается настоящим Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Тогда как, заказчик в пункте 10.6 проекта контракта установил: «в случае просрочки начала и/или окончания работ (видов, этапов), по настоящему Контракту, нарушения сроков, установленных календарным планом производства работ, Государственный заказчик начисляет Застройщику пеню.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что считает положения проекта контракта не противоречащими законодательству в силу того, что значение ставки рефинансирования Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что положения проекта контракта в части начисления пеней противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, ввиду следующего.

Изменения в части 5,7 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении размера пени, исходя из ключевой ставки, вступили в силу с 01.07.2018  на основании Федерального закона от 31.12.2017 №504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №504).

Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 30.04.2019, то есть после вступления в силу данных изменений.

При этом, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2016  №02-02-04/18026, в случае если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.

Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик нарушил требования частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку ставка рефинансирования и ключевая ставка не тождественные понятия, и Заказчик не может достоверно знать, что с течением времени указанные ставки останутся неизменными и равными.

  1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлено требование о соответствии участников закупки дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99) без учета внесенных в него изменений.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

 Дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта выполнения работ установлены Постановлением № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 в редакции от 21.03.2019 к участникам закупки на право заключения контракта по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

Пунктом 4 Раздела 6, а также в соответствии с разделом 5 документации об Аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки, в том числе к наличию:

- документов, подтверждающих наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка): копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что                                    в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к видам работ, документы о наличии опыта по которым необходимо представить  в составе второй части заявки на участие в Аукционе в соответствии  с недействующей редакцией Постановления № 99.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Комиссией Магаданского УФАС также была проведена внеплановая проверка закупки, на основании которой установлено следующее.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

Согласно странице 1 аукционной документации размещенной на официальном сайте  на www.zakupki.gov.ru, в ней должно содержаться 10 разделов:

 

Содержание разделов документации

Раздел 1.

Инструкция участникам электронного аукциона

Раздел 2.

Информационная карта электронного аукциона

Раздел 3.

Заказ (описание объекта закупки)

Раздел 4.

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта,  требования к обеспечению исполнения контракта

Раздел 5.

Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе

Раздел 6.

Требования к участникам электронного аукциона

Раздел 7.

Информация  о контракте

Раздел 8.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (отдельный файл)

Раздел 9.

Проект контракта (электронная типовая форма)

Раздел 10.

Техническое задание на закупку (при наличии)

 

Однако разделы №8, №10 отсутствуют как в файле аукционной документации, так и в качестве отдельных документов.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта размещено в ЕИС в архивированном файле «Документация» (что фактически является заключением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, подготовленных ООО «СК ЗАРЯ») с названием «Заключение аудита». Техническое задание также размещено в файле «Документация» под названием «Проект задания на проектирование».

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в п. 16 документа «Заключение аудита» содержится оценка предполагаемой стоимости работ. Однако, из реквизитов и информации, содержащейся в указанном документе не следует, что он является частью аукционной документации, а именно Разделом 8 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, согласно аукционной документации наименование объекта закупки «выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, реализуемых в рамках мероприятия «Строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева».

При этом, как указывает заказчик, техническое задание размещено только на проектирование. Таким образом, надлежащим образом оформленное Техническое задание, являющееся Разделом 10 «Техническое задание на закупку» в аукционной документации, а также в качестве отдельного файла отсутствует.

Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком п.2 ч.1 ст.33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с разделом 5 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать «копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром».

Вместе с тем, в соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.  Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие сопроводительные документы, такие как: паспорт <...> инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая, что объектом закупки является комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, требование о представлении в составе заявки участника Аукциона документов на предлагаемую к поставке продукцию, в соответствии с требованиями технического задания документации об Аукционе, обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету Аукциона.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно разделу 5 документации об Аукционе во второй части заявки на участие в Аукционе «Участник предоставляет выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58».

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 30.04.2019.

Вместе с тем, действие Приказа Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58                             «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» прекращено 19.04.2019 в связи с вступлением в силу с 20.04.2019 Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 без возможности предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 86.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона                               о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что                             с 1 января по 31 декабря 2019 года, включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 30.04.2019.

В соответствии с пунктом 1 дополнительной информации к извещению о проведении Аукциона «Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке».

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31, Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 24 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В соответствии с пунктом 5.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе подрядчик обязан «Предоставлять в адрес Государственного заказчика в письменном виде информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Застройщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены настоящего Контракта, в течение десяти дней с момента заключения договора или договоров с соисполнителем, субподрядчиком».

На заседании Комиссии установлено, что раздел 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в Разделе: «Основные (принципиальные) технологические решения» заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, а также в Разделе: «Сведения об основном технологическом оборудовании, инженерном оборудовании, инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения и об инженерно-технических решениях» установлено, что система газоснабжения в доме не предусмотрена/газификация здания не предусмотрена.

При этом, в п.4 Раздела: «Сведения об основном технологическом оборудовании, инженерном оборудовании, инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения и об инженерно-технических решениях» указано: «Количество квартир с газовыми плитами – 90».

На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что внесение данного пункта в документацию явилось следствием технической ошибки, единицы измерения указаны в кВт, данный пункт находится в графе: «Сведения о количестве электроприемников, их установлении, расчетной мощности».  Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что речь идет об электрических плитах.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что требование об установлении газовых плит в многоквартирных жилых домах противоречит пункту документации о том, что система газоснабжения в доме не предусмотрена.

Кроме того, в городе Магадан отсутствует газоснабжение, следовательно, требование об установлении газовых плит в многоквартирных домах объективно невозможно.

Комиссия Магаданского УФАС России  приходит к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В силу ч.2 ст.47 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, реализуемых в рамках мероприятия «Строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева».

Как уже было отмечено, согласно разделу 5 документации об Аукционе во второй части заявки на участие в Аукционе «Участник предоставляет выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58». При этом действующее законодательство (Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86) устанавливает иную форму выписки, в которой содержатся сведения, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

Так, в соответствии с п.2,5 ч.2 ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ, в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в отношении каждого ее члена должны содержаться, в том числе:

- сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров

- сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Из п.1.1. проекта государственного контракта следует, что Застройщик обязуется выполнить  инженерные изыскания, проект планировки и межевания территории, проектную документацию, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, выполнение иных действий Застройщика.

На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что участник закупки должен иметь право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство объектов капитального строительства.

При этом в аукционной документации не определена стоимость отдельных этапов выполнения работ (инженерных изысканий, проектирования, строительства). Следовательно, в аукционной документации не определен уровень ответственности участников закупки в соответствии с градостроительным законодательством.

Так, участник закупки ООО «АЛЬФА ИНЖЕНЕРИНГ и КОНСТРАКШН» представило выписку из Реестра членов саморегулируемой организации о том, что данная организация имеет право выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, если стоимость работ не превышает 25 000 000 рублей.

Кроме того, участником закупки представлена выписка  из Реестра членов саморегулируемой организации о том, что данная организация имеет право выполнять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, если стоимость работ не превышает 25 000 000 рублей.

В связи с тем, что Заказчиком в аукционной документации не определены надлежащим образом требования к участникам закупки, невозможно определить соответствие участника закупки требованиям аукционной документации.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст. 31, п.2 ч.1 ст.64  Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь  ст. 99, ст. 106  Закона о контрактной системе, Административным  регламентом, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Cтройресурс» на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, реализуемых в рамках мероприятия «Строительство многоквартирной жилой застройки в бухте Нагаева» (реестровый номер <...> )  обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушения п. 1 ч. 1, ч.4, 6 ст. 31, п.1,2 ч.1 ст.33, ч.5,7,24 ст.34, п.1,2 ч.1 ст.64,ч.6 ст.66, ч.50 ст.112 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать сведения о выявленных нарушениях соответствующему должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны