Решение №МР/1258/23 по результатам проведения внеплановой проверки в отношении М... от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/33-92/2023 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

«25» мая 2023 г. г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с поступлением обращения общества с ограниченной ответственностью «НеваРостМед» (далее – ООО «НеваРостМед», Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе <…> при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области» (далее - МОГКУ «Центр закупок Магаданской области», Уполномоченное учреждение) <…> (дов. б/н от 23.05.2023), без участия представителей Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Заказчик, Министерство), общества с ограниченной ответственностью «НеваРостМед» (далее – ООО «НеваРостМед», Заявитель), извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, провела внеплановую проверку в отношении Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000923000062).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Постановление № 1576), в связи с поступлением информации от ООО «НеваРостМед» о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением № 1576 Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.05.2023 в Магаданское УФАС России от Прокуратуры Магаданской области в порядке подведомственности поступило обращение ООО «НеваРостМед» для рассмотрения в части нарушения законодательства о закупках и ограничении конкуренции.

Рассмотрев указанное обращение, по результатам проведения внеплановой проверки действий Заказчика, Комиссия установила следующее.

1. 07.02.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000923000062).

13.02.2023 Уполномоченным учреждением внесены изменения в указанное извещение.

Начальная (максимальная) цена контракта: 8 866 700,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 20.02.2023 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта – 20.02.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 21.02.2023.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2023 на участие в закупке поданы 2 (две) заявки участников с идентификационными номерами № 113581760, № 113578487. Заявка с идентификационным номером № 113581760 признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. На основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник № 113578487 (ООО «РБМ-ЦЕНТР»).

2. В соответствии с доводом, изложенным в обращении Заявителя, Заказчик при формировании технического задания и установлении характеристик системы эндоскопической визуализации формально исполнил требования статьи 33 Закона о контрактной системе. А именно: под требования, установленные Заказчиком, подпадают системы эндоскопической визуализации двух производителей «Sonoscape» (модель HD-500) и «Olympus» (CV-190), вместе с тем, цена на медицинское изделие «Olympus» значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта. Таким образом, фактически техническим характеристикам системы эндоскопической визуализации, установленных при описании объекта закупки, с учетом стоимости медицинских изделий, соответствует только один производитель – «Sonoscape» модель HD-500.

На заседании комиссии представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами, изложенными в обращении ООО «НеваРостМед», и указал, что формирование объекта закупки производилось с учетом потребности получателя медицинского оборудования – ГБУЗ «Магаданская областная больница», при этом с соблюдением норм Закона о контрактной системе. Заявителем не приведено доказательств того, что указанным характеристикам соответствует только один производитель.

Также в материалы дела поступили письменные пояснения Заказчика, в котором Министерство также выражает несогласие с позицией Заявителя, указывая, что характеристики объекта закупки определены в пределах значений, допускаемых нормами действующего законодательства, в связи с чем, возможность поставить указанный товар имеется у любого участника. Действующее законодательство не устанавливает обязанности иметь товар в наличии при участии в закупке, а также не устанавливает запретов на приобретение товаров у разных производителей. При этом, отсутствие у одного из участников закупки возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении его прав, либо об ограничении конкуренции.

Рассмотрев поступившее обращение, Комиссия приходит к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком описания объекта закупки, исходя из его потребностей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

На заседании Комиссии Общество явку представителей не обеспечило; в обращении отсутствуют доказательства ограничения конкуренции, в том числе, документы, подтверждающие стоимость системы эндоскопической визуализации «Olympus» (CV-190), на которую ссылается Заявитель.

Вместе с тем, Заявитель сам не отрицает тот факт, что под заявленные Заказчиком характеристики медицинского изделия подходят системы двух производителей.

Довод Заявителя, что описание объекта закупки не содержит «клинического обоснования включенных Заказчиком характеристик» Комиссия не может принять во внимание, поскольку указанное требование отсутствует в законодательстве; пояснения по данному вопросу в ответ на запрос Магаданского УФАС России (исх. № МР/1135/23 от 12.05.2023) ООО «НеваРостМед» не даны.

Таким образом, в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика при формировании объекта закупки, исходя из имеющихся в материалах делах доказательств, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

Однако, Комиссия отмечает, что исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Включение Заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статей 33 Закона о контрактной системе (пункт 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).

Как уже было отмечено, доказательств ограничения конкуренции обжалуемыми действиями Заказчика в материалы дела не представлены, однако, и Заказчиком в материалы дела также не представлены достаточные доказательства соответствия установленным характеристикам двум и более производителей закупаемого медицинского оборудования, с учетом довода Заявителя о несоответствии стоимости системы эндоскопической визуализации «Olympus» (CV-190) начальной (максимальной) цене контракта.

Кроме того, в адрес Магаданского УФАС России поступил ответ на запрос от Министерства финансов Магаданской области (исх. № 1456/13-31 от 16.05.2023), в соответствии с которым по результатам внеплановой проверки действий Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при формировании начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000923000062) предварительно установлено нарушение части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 9 Порядка взаимодействия заказчиков Магаданской области с уполномоченным учреждением в части планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения государственных контрактов и их исполнения для нескольких заказчиков Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 02.06.2022 № 491-пп, а именно Заказчиком и Уполномоченным учреждением при использовании метода сопоставимых рыночных цен не направлены запросы коммерческих предложений о ценах на систему эндоскопической визуализации; обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено на основании коммерческих предложений, полученных от ГБУЗ «Магаданская областная больница».

Таким образом, Комиссия полагает, что имеется необходимость в дополнительном истребовании материалов и анализе действий Уполномоченного учреждения, Заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта в совокупности с установленными характеристиками при описании объекта закупки на предмет возможного ограничения конкуренции.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. В действиях Уполномоченного учреждения – Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области при проведении электронного аукциона «Поставка медицинского изделия (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (реестровый номер извещения № 0847500000923000062) нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения – Магаданского областного государственного казенного учреждения «Центр закупок Магаданской области», Заказчика – Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны