Решение №01-10/983 об отсутствии нарушений в действиях заказчика от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/99-73/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

20.04.2022                                                                                          г. Магадан

 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области № 01-12/36 от 14.04.2022 «О проведении внеплановой документарной проверки» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) без участия представителей Администрации Хасынского городского округа (далее – Заказчик), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (далее - Следственное управление), уведомленных надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении действий заказчика - Администрации Хасынского городского округа, при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по восстановлению временных защитных насыпей на реках Хасын и Палатка в поселках Палатка, Хасын, Стекольный Хасынского городского округа Магаданской области» (реестровый номер извещения 0347300010920000010).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» в связи с поступлением информации от Следственного управления по Магаданской области о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 10.07.2020 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по восстановлению временных защитных насыпей на реках Хасын и Палатка в поселках Палатка, Хасын, Стекольный Хасынского городского округа Магаданской области» (реестровый номер извещения 0347300010920000010).

Начальная (максимальная) цена контракта: 6 634 256,40 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.07.2020 10:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 21.07.2020. Дата проведения аукциона в электронной форме: 22.07.2020.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 1-ЭА10-2020 от 20.07.2020 на участие в закупке поступила одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником индивидуальным предпринимателем Хващевской А. М.

05.08.2020 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем Хващевской А. М. (далее – Подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 0347300010920000010_72261 (далее – Контракт) на выполнение работ по восстановлению временных защитных насыпей на реках Хасын и Палатка в поселках Палатка, Хасын, Стекольный Хасынского городского округа Магаданской области.

2. Согласно заявлению Следственного управления в контракте отсутствует требование обязательного проведения экспертизы, предусмотренной частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, также соответствующая экспертиза не была проведена при приемке выполненных работ.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Таким образом, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги).

Аналогичной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письме № 24-03-06/41781 от 20.05.2020.

Порядок приемки работ предусмотрен пунктом 3.8 Контракта.

Согласно письменным пояснениям Заказчика в целях приемки выполненных работ распоряжением Администрации Хасынского городского округа № 90-р о 19.10.2020 была создана приемочная комиссия, включающая четырех сотрудников Заказчика и представителя Подрядчика.

Работы принимались данной приемочной комиссией по акту сдачи-приемки выполненных работ по восстановлению защитных насыпей на реках Хасын и Палатка в поселках Палатка, Хасын, Стекольный Хасынского городского округа Магаданской области от 26.10.2020 и были приняты в полном объеме в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту).

26.10.2020 составлен акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 1 на сумму 6 634 256,40 рублей.

На основании изложенного Комиссия полагает, что требования законодательства о контрактной системе в части порядка приемки выполненных работ Заказчиком не были нарушены.

3. Согласно заявлению Следственного управления в Техническом задании (приложение № 1 к Контракту) отсутствуют точные сведения (координаты, границы) об участках проведения работ.

Пунктом 6 Технического задания установлено описание проводимых работ. В том числе указаны участки для проведения работ по восстановлению насыпей: участок левого берега р. Хасын в пос. Палатка, в районе Хасынской районной больницы; участок правого берега р. Палатка в             пос. Палатка в районе ул. Клубная; в районе ЛЭП (вниз 50 м.); в районе ул. Короткая. Для каждого участка также указана длина насыпи, подлежащей восстановлению, и иные характеристики насыпи.

При проведении закупки запросов на разъяснение положений аукционной документации (в том числе в отношении сведений об участках проведения работ) не поступали.

Согласно имеющимся материалам работы были выполнены Подрядчиком и приняты Заказчиком без замечаний, в полном объеме.

В заявлении Следственного управления не содержится каких-либо ссылок на нормативные документы, предусматривающие обязательное применение в рассматриваемой закупке иных способов описания участков проведения работ.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание участков проведения работ являлось достаточным, не ограничивало возможность участия в электронном аукционе для потенциальных участников закупки.

В действиях Заказчика в отношении рассматриваемых обстоятельств на содержатся нарушения Закона о контрактной системе.

4. По мнению Следственного управления, в Техническом задании неправомерно не указаны сведения о дальности перевозки бутового камня.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В рассматриваемой закупке НМЦК была определена проектно-сметным методом. В состав аукционной документации (в качестве приложения № 2 к проекту муниципального контракта) включен локальный сметный расчет на сумму 6 634 256,40 рублей. Также данный локальный сметный расчет был приложен к заключенному Контракту.

На локальный сметный расчет имеется положительное заключение экспертизы от 19.06.2020, осуществленной ООО «ДВ Экспертиза Проект».

Пунктами 5 и 19 локального сметного расчета предусмотрено применение камня бутового М 400, размером от 70 до 1000 мм на общую сумму 146664,00 рублей.

Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с пунктом 3 раздела 1 «Общие положения» ФССЦ 81-01-2001 «Федеральные сметные цены на материалы, конструкции, изделия и оборудование, применяемые в строительстве», транспортные затраты принимаются из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто, таким образом, перевозки на расстояние до 30 километров учтены в соответствующих расценках.

Вместе с тем, в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль. Таким образом, вопрос о правомерности и обоснованности определения НМЦК (сметной стоимости работ) в рассматриваемой закупке не относится к сфере полномочий и компетенции антимонопольного органа.

5. Согласно заявлению Следственного управления в Техническом задании отсутствует информация об этапах проведения скрытых работ.

В отношении данного довода заявления Комиссия указывает, что при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд определение потребности входит в компетенцию заказчика. В рассматриваемой закупке Заказчик установил в Техническом задании и в локальном сметном расчете состав выполняемых работ без разделения их на этапы, в том числе на этапы скрытых работ. Нарушений законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика в отношении данных обстоятельств не установлено.

6. Внеплановой проверкой не установлены иные нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

В действиях Заказчика – Администрации Хасынского городского округа, при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по восстановлению временных защитных насыпей на реках Хасын и Палатка в поселках Палатка, Хасын, Стекольный Хасынского городского округа Магаданской области» (реестровый номер извещения 0347300010920000010) нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны