Решение №01-10/3362 о выявлении нарушения от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/99-368/2021 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

20.12.2021                                                                                                           г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Магаданского УФАС России № 01-12/101 от 09.12.2021 «О проведении внеплановой документарной проверки» (далее – Приказ) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

<…>

при участии представителей Заявителя – <…> <…>, представителя <…>, представителя уполномоченного органа<…>, провела внеплановую проверку в отношении Заказчика – Министерства образования Магаданской области (ИНН/КПП 4909085721 / 490901001; адрес: 685000, Магаданская область, город Магадан, Транспортная улица, 5/23) при проведении электронных аукционов:

- «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000003);

- «Поставка МФУ в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000004);

- «Поставка МФУ в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году» (реестровый номер извещения 0347100001421000009);

- «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году» (реестровый номер извещения 0347100001421000010).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» 9 (далее – Постановление №1576), в связи с поступлением информации от руководителя правового отдела журнала «Столичное образование» Густовой С.А., Прокуратуры Магаданской области о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Закупки, являющиеся предметом настоящей проверки, осуществлены в рамках Национального проекта «Образование».

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1) 11.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000003).

Начальная (максимальная) цена контракта 11 685 975,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 19.03.2021 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 19.03.2021; дата проведения электронного аукциона - 22.03.2021.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.03.2021 №0347100001421000003-1 на участие в закупке подано 3 заявки участников.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2021 №0347100001421000003-3-4 победителем признано ООО «ФАСТБИЗ», предложившее цену контракта в сумме 11 569 115,24 руб.

26.04.2021 Заказчиками заключены контракты с ООО «ФАСТБИЗ» (реестровые номера: 2490905610321000007, 3490100306821000006,  3490100699021000004, 3490900642321000005, 3490700505421000002, 3490300251021000003, 3490100411021000003).

2) 11.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка МФУ в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000004).  

Начальная (максимальная) цена контракта 205 800,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 19.03.2021 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 19.03.2021; дата проведения электронного аукциона - 22.03.2021.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.03.2021 №0347100001421000004-4  электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 16 ст. 66, ч.8 ст. 67, ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе, Заказчикам необходимо заключить государственный контракт с ООО «ФАСТБИЗ».

05.04.2021 Заказчиками заключены контракты с ООО «ФАСТБИЗ» (реестровые номера:  2490905610321000006, 3490700505421000001, 3490300251021000001, 3490900642321000004, 3490100699021000003, 3490100411021000002, 3490100306821000003).

3) 25.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка МФУ в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году» (реестровый номер извещения 0347100001421000009). 

Начальная (максимальная) цена контракта 29 400,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 02.04.2021 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.04.2021; дата проведения электронного аукциона - 05.04.2021.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.04.2021 №0347100001421000009-1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки. Заявка участника с идентификационным номером 2 была признана аукционной комиссией заказчика не соответствующей установленным требованиям. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.04.2021 №0347100001421000009-3 Заказчикам необходимо заключить государственный контракт с ООО «ФАСТБИЗ».

05.04.2021 Заказчиком заключен контракт с ООО «ФАСТБИЗ» (реестровый номер 3490600123321000002).

4) 25.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году» (реестровый номер извещения 0347100001421000010). 

Начальная (максимальная) цена контракта 2 070 087,00 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 02.04.2021 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.04.2021; дата проведения электронного аукциона - 05.04.2021.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.04.2021 №0347100001421000010-1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки. Обе заявки участников были признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими установленным требованиям.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.04.2021 №0347100001421000009-3 Заказчикам необходимо заключить государственный контракт с ООО «ФАСТБИЗ».

05.04.2021 Заказчиком заключен контракт с ООО «ФАСТБИЗ» (реестровый номер 3490600123321000001).

1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом неправомерно укрупнена позиция закупаемого товара, поскольку коду 26.20.11.110 соответствуют компьютеры, планшеты, устройства с функцией мобильного телефона и др.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что в рамках проводимых Министерством образования Магаданской области закупок компьютеры не закупались. Денежные средства в рамках нацпроекта были выделены только на ноутбуки и МФУ.

Комиссией Магаданского УФАС России были рассмотрены доводы сторон и установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «г» и «е» – «з» пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В рамках рассмотрения жалобы ИП Глаголева Н.Н. (решение по делу №049/06/33-49/2021 от 25.03.2021) на положения аукционной документации уполномоченного органа при проведении электронного аукциона «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000003), Комиссией Магаданского УФАС России был рассмотрен довод о неприменении заказчиком характеристик, указанных в КТРУ по закупаемой позиции товара.

Комиссия признала жалобу необоснованной, поскольку у заказчика отсутствовали основания для установления технических характеристик товара, указанных в соответствующей позиции КТРУ, ввиду того, что на момент утверждения, публикации аукционной документации, дата начала обязательного применения позиции каталога фактически не наступила.

При проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков (реестровый номер извещения 0347100001421000010), в рамках настоящей внеплановой проверки, установлены аналогичные обстоятельства относительно отсутствия возможности применения позиции КТРУ, ввиду ненаступления даты ее обязательного применения на момент проведения закупки.

Комиссией в рамках настоящей внеплановой проверки также были проанализированы позиции КТРУ, на которые указывал Заявитель на заседании Комиссии, как обязательные к применению заказчиком при проведении закупок на поставку МФУ (закупки с реестровыми номерами извещений 0347100001421000004, 0347100001421000009), а именно: 26.20.18.000.00000068, 26.20.18.000.00000069.

Установлено, что извещения по указанным закупкам были размещены уполномоченным органом в ЕИС – 25.03.2021. Согласно журналу изменений КТРУ на момент публикации извещений о закупках МФУ действовала редакция от 15.03.2021. Вместе с тем, дата обязательного применения позиций каталога указана – 14.04.2021.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для установления технических характеристик товара, указанных в соответствующих позициях КТРУ, ввиду того, что на момент утверждения, публикации аукционных документаций, дата начала обязательного применения позиций каталога фактически не наступила. Уполномоченный орган/Заказчики руководствовались своими потребностями при формировании описания объекта закупки.

Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает в действиях заказчиков/уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.

2. Заявитель полагает, что заказчиком, при проведении электронных аукционов с реестровыми номерами 0347100001421000003, 0347100001421000010 на поставку ноутбуков неправомерно установлено требования к наличию одновременно двух портов: HDMI и VGA, поскольку они являются взаимозаменяемыми и несут одно функциональное значение. Установление данного требования, по мнению Заявителя, приводит к удорожанию стоимости закупаемого товара, а также ведет к ограничению конкуренции. Изучив информацию из открытых источников, Заявитель пришел к выводу, что на рынке существует 4-5 ноутбуков с двумя портами иностранного происхождения. На основании изложенного, Заявитель полагал, что указание в аукционной документации одного порта значительно расширит круг участников закупки.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что закупка ноутбуков с двумя портами обусловлена потребностями Заказчиков на основании сформированных заявок. У образовательных учреждений имеется потребность в наличии именно двух портов для подключения различных устройств. Кроме того, по мнению представителя, довод об ограничении конкуренции, при проведенных уполномоченным органом электронных аукционов, является несостоятельным поскольку при проведении закупки с реестровым номером 0347100001421000003 подано 3 заявки участников, а победителями аукционов с реестровыми 0347100001421000003, 0347100001421000010 были предложены товары российского происхождения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из смысла статей Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Предметом рассматриваемых аукционов является право на поставку ноутбуков. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо (в том числе и не являющееся производителем товара), готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.

Установление определенных характеристик к товару не должно удовлетворять всем существующим на рынке видам ноутбуков.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Исходя из анализа представленных документов и пояснений представителей сторон, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что уполномоченным органом нормы законодательства о контрактной системе не нарушены. Довод Заявителя признан необоснованным.

3. По мнению Заявителя, Уполномоченным органом допущены нарушения положения Постановления Правительства №1236, поскольку в обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения (далее – ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчиком не приведены конкретные характеристики, которые не соответствуют установленным заказчиком требованиям, по каждому виду ПО из Реестра.

Так, по мнению Заявителя, ПО Astro linux является отечественным товаром, который соответствует установленным требованиям.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что на момент публикации извещения в реестре отсутствовали товары с необходимыми Заказчикам характеристиками, следовательно, Уполномоченным органом было подготовлено обоснование о невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Представитель Уполномоченного органа полагал, что указанное обоснование соответствует установленным требованиям.

На основании требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №У1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением № 1236, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Согласно извещениям о проведении электронных аукционов от 11.03.2021 №0347100001421000003, №0347100001421000010, а также документациями об аукционах, объектом закупки является поставка ноутбуков.

Установлено, что в ЕИС по рассматриваемым закупкам размещено обоснование о невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом на заседании Комиссии установлено, что указанные обоснования не содержат сведений, предусмотренных подпунктом "г" пункта 3 Порядка в отношении всех программных обеспечений, запись о которых содержится в Реестре, и которые относятся к классу программного обеспечения, планируемого к закупке, но не соответствуют техническим характеристикам, установленным в Технических заданиях документаций об электронных аукционах.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Уполномоченного органа – Министерства образования Магаданской области при проведении при проведении электронных аукционов:

- «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (реестровый номер извещения 0347100001421000003);

- «Поставка ноутбуков в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году» (реестровый номер извещения 0347100001421000010) нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что контракты по рассматриваемым закупкам уже заключены.

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<…>

      <…>

 

<…>

<…>

<…>

<…>

       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны