Решение б/н о признании жалобы обоснованной от 28 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-191/2019

 

28.10.2019                                                                                          г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

председатель комиссии:

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

с участием представителей заказчика – <…><…><…>, представителя заявителя - <…> рассмотрела жалобу ООО «ЭкоСтар Технолоджи» на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по утилизации электронной техники (не относящейся к сфере ИКТ) для нужд подразделений УМВД России по Магаданской области для обеспечения государственных нужд» (реестровый номер <...> ).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на нарушения аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 14.10.2019 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по утилизации электронной техники (не относящейся к сфере ИКТ) для нужд подразделений УМВД России по Магаданской области для обеспечения государственных нужд» (реестровый номер <...> ).

Начальная (максимальная) цена контракта 186 634,28 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 23.10.2019 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.10.2019; дата проведения электронного аукциона - 25.10.2019.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2019 №0847100000619000115-1 было подано две заявки участников, обе заявки были допущены к участию в электронном аукционе.

2. Согласно доводу жалобы, в требованиях к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отсутствует обязанность указывать осуществление лицензируемого вида деятельности в г.Магадане. Организации не вправе осуществлять деятельность по адресу, не указанному в лицензии.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал довод, указанный в жалобе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Частью 5 статьи 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законом о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18).

Вместе с тем, данным Законом предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Согласно документации о закупке, исполнителю необходимо оказать следующие услуги:

- сбор отходов, указанных в разделе 3 «Описание объекта закупки»;

- транспортирование отходов с адресов: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 39 к.2; г. Магадан, пр. Карла Маркса, д.45

- обработку отходов;

- утилизацию отходов.

На заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что полагает осуществление деятельности участника в месте, не указанном в его лицензии возможно, ввиду действия лицензии на всей территории Российской Федерации. В обосновании своей позиции приводит положения Письма Росприродназора от 06.05.2019 №АА-10-01-33/11950, а также ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании.

Комиссия Магаданского УФАС России находит доводы представителя заказчика необоснованными, ввиду следующего. 

В письме Росприродназора от 06.05.2019 №АА-10-01-33/11950 указано: «при осуществлении деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности, место осуществления лицензируемого вида деятельности, может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии, то для установления соответствия (несоответствия) соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям соискателю лицензии необходимо обращаться в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения соискателя лицензии».

Комиссией установлено, что из положений указанного письма не следует вывод о возможности осуществления деятельности на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, заказчиком не учтены положения части 2 статьи 18 Закона о лицензировании, которой предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

В определении Верховного суда Российской Федерации от 10 августа 2018 г. № 301-КГ18-2640, а также постановлении Арбитражного суд Дальневосточного округа от 31 июля 2019 г. № Ф03-2851/2019 суды пришли к аналогичному выводу.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что для осуществления деятельности по транспортированию отходов на территории Магаданской области, у потенциального Исполнителя контракта, в приложении к лицензии должен быть указан адрес места осуществления деятельности в части транспортирования по необходимым отходам – объект, расположенный на территории Магаданской области. Заказчиком данное требование к лицензии в аукционной документации не установлено. Довод жалобы признан обоснованным, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы, заказчиком установлены излишние требования к предоставлению документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Как было указано ранее, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчиком в документации установлены следующие требования:

«Оказываемые услуги должны соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям. Обязательно наличие у исполнителя разрешительных документов для проведения утилизации:

- лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

- лицензия на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов;

- cанитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам;

- cвидетельство о постановке на специальный учёт в государственной инспекции пробирного надзора;

- лицензия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования».

Представитель заявителя на заседании Комиссии пояснил, что требование о предоставлении лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов избыточно, поскольку заказчик передает исполнителю отходы, а не лом черных и цветных металлов.

Требование о предоставлении участником cанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам также избыточно, так как наличие у Исполнителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подтверждает факт наличие заключения, так как без данного заключения невозможно оформить лицензию.

Требование о предоставлении лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования дублирует требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о предоставлении cанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам было установлено в связи с необходимостью проверки его фактического наличия, независимо от того, что такой документ предоставляется при получении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Представитель заказчика согласился с установлением избыточного требования о предоставлении лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Пояснил, что закупка на утилизацию техники проводилась заказчиком впервые, в связи с чем возможны нарушения в документации.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу об установлении избыточных требований к предоставляемым участниками закупки документам ввиду следующего.

В описании объекта закупки аукционной документации указано, что объектом закупки является «Оказание услуг по утилизации электронной техники (не относящейся к сфере ИКТ) для нужд подразделений УМВД России по Магаданской области для обеспечения государственных нужд», а также указано что «лом черных и цветных металлов получается после разбора и утилизации любого оборудования».

В соответствии с п.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Комиссией также установлено, что требование лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования дублирует требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены избыточные требования в части предоставления участниками документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Довод жалобы признан обоснованным, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В Разделе 3 «Описание объекта закупки» и Приложении №2 «Техническое задание» к проекту контракта установлено: «Исполнитель осуществляет:

- полный 100% цикл разборки, переработки всего оборудования во вторсырьё без образования опасных отходов,

 - сбор, транспортировку, разборку и подготовку для дальнейшей передачи на аффинажный завод или его подрядным организациям лом драг металлов, для утилизации и извлечения с последующей передачей драгоценных металлов в Государственный фонд РФ.

После разбора и утилизации любого оборудования получается:

  • Лом черных и цветных металлов, как Сырье идет на переработку и возврат в производство.
  • Пластик, образовавшийся после разборки, сортируется по видам и цветам, затем проходит дробление до требуемой фракции. После упаковки в мешки направляется вторсырьем на производство пластиковых изделий.
  • Кинескопы от мониторов и стекло направляются на аффинажный завод.

Все электронные компоненты так же направляются на аффинажный завод или его подрядным организациям, с целью извлечения драгметаллов и передачи их в государственный фонд».

По мнению представителя заявителя, заказчик устанавливает требования к процессу утилизации, которые ничем не регламентированы, основным видом деятельности, который требуется заказчику по закупочной документации – сбор, транспортирование, обработка, утилизация. Как будет проходить процесс утилизации Исполнитель вправе определить самостоятельно, исходя из оборудования, имеющегося у Исполнителя, а значит, Заказчик создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Представитель заказчика пояснил, что процесс переработки оборудования и утилизация должны проходить без образования опасных отходов, в связи с чем, заказчиком установлены вышеуказанные требования. При переработке электронной техники возможно обнаружение некоторого количества драгоценных металлов. В бухгалтерии заказчика ведется учет драгоценных металлов, в связи с чем, от исполнителя закупки требуется предоставление сведений о количестве таких драгоценных металлов при переработке.  Пояснить на основании каких нормативно-правовых актов установлены вышеуказанные требования, представитель заказчика затруднялся.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что объектом закупки является сбор, транспортирование, обработка, утилизация оборудования. Установление заказчиком требований к процессу утилизации влечет за собой ограничение количества участников закупки. В действиях заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Данное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭкоСтар Технолоджи» на действия заказчика – ФКУ «ЦХИСО УМВД России по Магаданской области» при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по утилизации электронной техники (не относящейся к сфере ИКТ) для нужд подразделений УМВД России по Магаданской области для обеспечения государственных нужд» (реестровый номер <...> ) обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны