Решение №01-10/30 о выявлении нарушений от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №049/06/99-395/2021 о результатах внеплановой проверки

 соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг

для государственных и муниципальных нужд

 

11.01.2022                                                                                                             г. Магадан
 

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Приказом Магаданского УФАС России №01-12/108 от 29.12.2021 «О проведении внеплановой документарной проверки» (далее – Приказ) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

          <…>

при участии представителей Заказчика – <…><…>, без участия заявителя РООР «Магадан», извещенного надлежащим образом, провела внеплановую проверку в отношении государственного заказчика – Охотского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству при проведении электронного аукциона электронного аукциона «Оказание услуг вахтера (сторожа) в административном помещении» (реестровый номер 0347100007521000029).

Форма проверки – документарная.

Внеплановая проверка проведена на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), подпункта «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Постановление №1576), в связи с поступлением информации от РООР «Магадан» о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением №1576 Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 28.12.2021 в Магаданское УФАС России от РООР «Магадан» (вх.№02/4242) поступила информация о нарушении Охотским территориальным управлением Федерального агентства по Рыболовству законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона «Оказание услуг вахтера (сторожа) в помещениях Заказчика» (реестровый номер 0347100007521000029).

10.12.2021 Заказчиком в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг вахтера (сторожа) в помещениях Заказчика» (реестровый номер 0347100007521000029).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 155 000,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 20.12.2021 12:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 21.12.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме – 22.12.2021.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.12.2021 №0347100007521000029-1  на участие в аукционе было подано две заявки. Обе заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2021 №0347100007521000028-3 победителем признана ИП Санина Е.П., предложившая сумму контракта 993 300,00 руб.

На момент проведения внеплановой проверки между Заказчиком и ИП Саниной Е.П. заключен государственный контракт от 10.01.2022.

2. По мнению РООР «МАГАДАН», предметом проводимой закупки, исходя из установленных заказчиком требований, фактически являются охранные услуги (услуги частных охранных организаций), а данный вид деятельности является лицензируемым. Требование о наличии у участников проводимой закупки специального разрешения (лицензии) является обязательным условием для данного вида услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на момент опубликования закупки) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пп.33 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охране) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Статьей 11.2 Закона об охране предусмотрены особенности лицензирования частной охранной деятельности.

Предметом закупки, согласно положениям извещения, аукционной документации Заказчика, является оказание услуг вахтера (сторожа).

Комиссией Магаданского УФАС России при изучении документации по рассматриваемой закупке установлено следующее.

Согласно извещению, положениям аукционной документации, Заказчиком при осуществлении закупки выбран код ОКПД2 80.10.12.000 – Услуги охраны.

Вместе с тем, Разделом 3 «Техническое задание» аукционной документации предусмотрены следующие характеристики оказываемой услуги:

«Характеристика объекта

Адрес Объекта: 685030, Магаданская область, г. Магадан, ул. Гагарина, 25-А. 

Сотрудники Заказчика имеют ненормированный рабочий день, посещение Объекта допускается в праздничные и выходные дни.

Объект Заказчика оборудован:

- система видеонаблюдения и контроля внутри здания, а также на территории по периметру здания;

- все этажи здания и помещения оборудованы охранно - пожарной сигнализацией;

- в помещениях и местах общего пользования установлены первичные средства пожаротушения;

- разветвленная сетью электрических, тепловых и сантехнических коммуникаций.

   Пост вахтера (сторожа) расположен на центральном входе, оборудован системой видеонаблюдения, системой охранно-пожарной сигнализации. Пост круглосуточный, дежурство должно осуществляться силами 1 вахтера.

Обход дворовой территории и в зданиях через каждые 2 часа, с проверкой закрытия дверей, выключения света в коридорах и кабинетах, а также выявления аварийных внештатных ситуаций.

Обязанности вахтера (сторожа):

  • Оказать услуги в полном объеме и в срок.
  • Оказать услуги с надлежащим качеством.
  • Соблюдать правила пожарной безопасности, техники безопасности.
  • Бережно относиться к имуществу Заказчика, уметь пользоваться средствами связи.
  • Оперативно реагировать на нарушение пропускного режима.
  • Вести журнал оказанных услуг.
  • Уметь пользоваться огнетушителем и индивидуальными средствами защиты.
  • В случаях срабатывания пожарной или охранной сигнализации вахтер обязан просмотреть место (кабинет) срабатывания на предмет пожара или взлома (проникновения).
  • В случае возникновения пожара, взлома (проникновения) или иных чрезвычайных ситуаций вызвать соответствующие службы: полиция — 102, МЧС— 101, скорая помощь – 103, поставив в известность ответственное лицо Заказчика, принять меры по его ликвидации (локализации) имеющимися средствами.
  • Содержать в чистоте и порядке местонахождение услуг.
  • Контролировать установленный режим пропуска в административное помещение Заказчика.
  • В случае обнаружения неисправностей инженерных сетей и оборудования незамедлительно сообщать о неисправностях Заказчику, в случае не уведомления Заказчик составляет акт и все убытки, возникшие по вине Исполнителя, устраняются за счет виновной стороны по несвоевременному уведомлению в течение не более 5 рабочих дней.
  • Согласовать с Заказчиком инструкции по осуществлению внутриобъектового и пропускного режимов в случае возникновения аварийных, чрезвычайных и иных ситуаций, при наличии противоправных действий со стороны третьих лиц (хищение и порча имущества заказчика, проникновение посторонних лиц на территорию и др.).
  • Вести документацию, необходимую для осуществления внутриобъектового и пропускного режимов.
  • Своевременно выполнять указания Заказчика по вопросам внутреннего распорядка; нести ответственность за поддержания общественного порядка, за охрану собственности Заказчика, совершать обход вверенной территории, наблюдать за посетителями, их поведением, во время обхода обращать особое внимание на закрытие и целостность окон, дверей, отсутствие посторонних людей на территории;
  • Не допускать на объекте нахождения лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, представителей сетевых компаний, осуществляющих прямые продажи товаров и услуг;
  • Наблюдать за противопожарной безопасностью, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. При обнаружении признаков возгорания - оценить обстановку и, при необходимости, вызвать пожарную команду, оповестить Заказчика, принять меры к эвакуации людей, находящихся на объекте;
  • Осуществлять контроль за выносом и вносом оборудования и других материальных ценностей;
  • В случае обнаружения посторонних подозрительных предметов на территории объекта, оперативно уведомлять должностных лиц Заказчика;
  • Случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций (пожар, нападение, обнаружение взрывных устройств, подозрительных предметов), а также в случае хищения, порчи имущества, противоправных действий со стороны посетителей - вызвать наряд полиции и доложить об этом Заказчику.
  • Оперативно связываться с представителями Заказчика при возникновении спорных ситуаций;
  • Обеспечивать взаимодействие с правоохранительными органами в части поддержания общественного порядка на территории объекта;
  • Внимательно и вежливо относиться к сотрудникам и посетителям объектов Заказчика;
  • Безвозмездно исправить по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг Исполнитель допустил отступление от условий ухудшившее качество услуг.
  • Ежедневно осуществлять вынос мусора в специально отведенное для этого место. Очищать территорию объекта (крыльцо, приямки) от мусора (ежедневно, круглогодично), от снега и льда (в зимний период)».

 Требования к наличию у исполнителя лицензии на осуществление охранных услуг Заказчиком не устанавливались.

Согласно письменным пояснениям заказчика, в аукционной документации установлен ряд обязанностей вахтера (сторожа), помимо охраны объектов и имущества: ежедневно осуществлять вынос мусора, очищать территорию объекта (крыльцо, приямки) от снега и льда в зимний период и т.д. Указанные услуги необходимы для нужд Заказчика, вместе с тем, данные услуги не подпадают под охранную деятельность, не предполагают применение оружия и не носят пресекательный характер. Представители Заказчика полагали, что наличие совпадения терминов, используемых Заказчиком в документации для описания закупаемых услуг с терминами, указанными в Законе об охране не свидетельствует о том, что для нужд Управления производится закупка услуг охраны, поскольку в соответствии с потребностью Заказчика необходимы именно услуги вахтера (сторожа), а не охрана объекта в соответствии с Законом об охране.  Общероссийским классификатором профессий, постановление Минтруда России от 10 ноября 1992 года №31, утверждены Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. В указанном нормативном правовом акте не только предусмотрены профессии сторож, вахтер, но и определены требования, которым они должны отвечать. Таким образом, законодательство РФ не обязывает для обеспечения сохранности имущества Заказчика использовать услуги только охранных организации.

На заседании Комиссии, представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, полагали что требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, представители заказчика полагали, что иные позиции ОКПД2 не могут быть применимы при проведении рассматриваемой закупки.

Представители Заказчика настаивали на том, что Заказчик не осуществляет закупку частных охранных услуг, а осуществляет закупку услуг вахтера (сторожа), о чем свидетельствуют установленные в документации требования к исполнителю. Следовательно, требования к лицензии Заказчиком не устанавливались.

Комиссия Магаданского УФАС России, заслушав представителей заказчика, полагает изложенные доводы необоснованными, в связи с установленными выше обстоятельствами.

Следовательно, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком требования к участникам закупки фактически не соответствуют выбранной заказчиком позиции ОКПД2 80.10.12.000 – услуги охраны. Кроме того, выбор указанного кода, предполагает необходимость установления дополнительных требований к участникам.

Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Росгвардии от 01.06.2020 № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг» (далее – Приказ Росгвардии №149) утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг.

Установлено, что Заказчиком при формировании закупки был выбран код ОКПД2 80.10.12.000 – Услуги охраны.

На заседании Комиссии представители заказчика полагали, что в приложении к приказу указан ОКПД2 80.10.12, следовательно, при выборе ОКПД2 80.10.12.000, типовые условия контракта применению не подлежат.

Вместе с тем, Комиссия установила, что Приложением №2 к Приказу Росгвардии №149 указаны показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в том числе, по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 80.10.12 - услуги охраны.

Учитывая изложенное, при осуществлении закупки охранных услуг, включенных в группировку 80.10.12 ОКПД 2, заказчик должен руководствоваться формой и условиями типового контракта, утвержденного Приказом Росгвардии №149. Следовательно, при выборе ОКПД2 80.10.12.000 – Услуги охраны, Заказчик обязан применить типовую форму контракта, предусмотренную Приказом Росгвардии №149.

 Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

На основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика - Охотского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству при проведении электронного аукциона «Оказание услуг вахтера (сторожа) в помещениях Заказчика» (реестровый номер 0347100007521000029) нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении выявленного нарушения, поскольку контракт по указанной закупке уже заключен.

3. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны