Решение №01-10/584 о признании жалобы необоснованной от 12 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/10/18.1-34/2021

 

09.03.2021                                                                                                                  г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Комиссия) при участии представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – Министерство) <…> (дов. б/н от 10.01.2021), в дистанционном режиме представителя ООО «Первая лифтовая компания» (далее – Заявитель) <…> (дов. № 30/21 от 25.02.2021) рассмотрела жалобу (вх. № 02/680 от 26.02.2021) на действия органа, уполномоченного на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций – Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, при проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов), (реестровый номер предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций 034720000102100002).

Информация о поступившей жалобе, в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru.

В жалобе заявитель указывает на неправомерное установление завышенных требований к участникам предварительного отбора.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 16.02.2021 органом, уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций - Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов), (реестровый номер предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций 034720000102100002).

Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе 16.02.2021 0:00. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе 10.03.2021 9:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе 24.03.2021.

 

2. Согласно доводу жалобы орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, необоснованно установил завышенные требования к участникам предварительного отбора.

Предварительный отбор на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, осуществлялся Министерством (в качестве органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций) в порядке, установленном «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Разделом VI Документации о проведении предварительного отбора установлены следующие требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора:

Участник предварительного отбора должен иметь в штате следующий квалифицированный персонал:

ИЛИ

№ п/п

Состав специалистов

Количество человек, не менее

Cтаж работы по специальности*

Образование

 

1.

Работник индивидуального предпринимателя / работник юридического лица

 

3

 

Не менее 3 лет

Высшее образование соответствующего профиля**

 

ИЛИ

 

№ п/п

Состав специалистов

Количество человек, не менее

Cтаж работы по специальности*

Образование

 

1.

Работник индивидуального предпринимателя / работник юридического лица

 

5

 

Не менее 5 лет

Среднее образование соответствующего профиля**

* Стаж работы по специальности считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки.

** Высшее образование должно соответствовать одному из следующих кодов, указанных в «Приказе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08 ноября 2020 г. № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства»:

Код

Наименования направлений подготовки, наименования специальностей высшего образования

07.03.01

07.04.01

07.06.01

07.07.01

07.09.01

1201

270100

270300

270301

290100

29.01

521700

553400

630100

Архитектура

1206

Городское строительство

1206

270105

290500

Городское строительство и хозяйство

07.03.04

07.04.04

07.09.04

270400

270900

271000

Градостроительство

270114

291400

Проектирование зданий

1207

Производство бетонных и железобетонных изделий и конструкций для сборного строительства

1207

Производство строительных изделий и деталей

1207

29.06

Производство строительных изделий и конструкций

270106

290600

Производство строительных материалов, изделий и конструкций

1202

270102

290300

29.03

Промышленное и гражданское строительство

08.03.01

08.04.01

219

270100

270800

550100

653500

Строительство

08.05.01

271101

Строительство уникальных зданий и сооружений

140601

180100

18.01

Электромеханика

180100

Электромеханика (по отраслям)

 По мнению Заявителя, данное требование не соответствует нормам законодательства и устанавливает завышенные требования к участникам предварительного отбора. При этом Заявитель в качестве обоснования ссылается на пункт 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), согласно которой требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, в частности: требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

В силу части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

В соответствии с частью 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно- строительного проектирования, специалистов по организации строительства (далее – Перечень специальностей) утвержден Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 06.11.2020 № 672/пр.

Таким образом, по мнению Заявителя, правомерным является установление следующего требования к образованию специалистов участника предварительного отбора: наличие высшего образования по специальности в области строительства.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Министерством были представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы, в которых указывается следующее.

При размещении Документации, Министерство, как орган по ведению реестра, наделен правом самостоятельного установления необходимых требований к участнику предварительного отбора, в частности в части указания наличия в штате стажа и образования, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников предварительного отбора.

Также Министерство отмечает, что предметом предварительного отбора является предварительный отбор подрядных организаций для выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, в связи с чем установление требований к образованию работников участника отбора с учетом специфики выполнения работ в жилых многоквартирных домах является правомерным. В приказе Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр, являющимся перечнем направлений подготовки в области строительства, приведен лишь общий перечень специальностей и включены такие специальности как как «Взрывное дело», «Метеорология», «Кибернетика электронных систем» и другие специальности, получение образования по которым не может свидетельствовать о компетентности работников участника отбора в жилищном строительстве и выполнении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В связи с изложенным, Министерство считает, что отсутствие в штате у кого-либо из лиц, заинтересованных в участии в предварительном отборе, специалистов, соответствующих требованиям Документации, не свидетельствует о нарушении Министерством прав данных лиц, а также ограничении числа участников предварительного отбора.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя указал на наличие в штате ООО «Первая лифтовая компания» специалистов, имеющих образование в области строительства (указанное в Перечне специальностей), которые, тем не менее, не соответствуют требованиям документации о проведении предварительного отбора. Так например, были указаны специальности: Промышленная электроника, Электрические машины, Автодороги и аэродромы. По мнению Заявителя, такие специалисты должны быть допущены к проведению работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт.

Представитель Министерства, в свою очередь, указал, что работы по обслуживанию, ремонту и замене лифтов в многоквартирных жилых домах прежде всего относятся к общестроительным работам, по причине чего в документации были установлены требования по наличию у участников специалистов именно в области общестроительных работ.

 

3. Изучив материалы дела и пояснения сторон, Комиссия приходит к следующему.

Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливается, в частности, следующее требование к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

Соответственно, требования к участникам о квалификации специалистов установлены в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ, а о количестве таких специалистов – с пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ («не менее чем два специалиста по месту основной работы»).

Таким образом, доводы Заявителя о необходимости установления требований по квалификации сотрудников участника предварительного отбора в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 55.5, статьи 55.5-1 ГрК РФ и приказом Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр представляются необоснованными.

Комиссия приходит к выводу о том, что пункт 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ предусматривает наличие у специалиста высшего образования соответствующего профилю выполняемых работ: инженерных изысканий, проектирования, строительства и прочих. Следовательно, при установлении требований к квалификации участников организатор предварительного отбора должен исходить из профиля тех работ, для выполнения которых отбираются исполнители. При этом организатор предварительного отбора не обязан допускать участников, персонал которых имеет любые из специальностей, включенных в Перечень специальностей. Орган по ведению реестра наделен правом самостоятельного установления необходимых требований к участнику предварительного отбора, Министерство вправе указывать наличие в штате стажа и образования, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников предварительного отбора.

В рассматриваемом случае предварительный отбор производится на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах на выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов). Соответственно данным целям Министерство установило в документации вышеозначенные требования к квалификации специалистов.

Участником предварительного отбора могло выступить любое лицо, отвечающее требованиям документации. Отсутствие в штате у каких-либо из лиц, заинтересованных в участии в предварительном отборе, специалистов, соответствующих требованиям документации, не свидетельствует о нарушении Министерством прав данных лиц, а также ограничении числа участников предварительного отбора.

Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях Министерства не содержится нарушения подпункта «о» пункта 23 Положения, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Первая лифтовая компания» на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций – Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, при проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов) (реестровый номер извещения 034720000102100002) необоснованной.

 

Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны