Решение (комиссия) б/н жалоба обоснована от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

                                                                  РЕШЕНИЕ

                                                    по делу № 049/07/3-15/2024

«25» января 2024                                                                                                                     г. г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

 - заместитель руководителя управления;

  главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

 .- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства;

в присутствии представителей:

-Заказчика - К  И.Ю. (доверенность № 1-4822/2 от 19.12.2023),

-Заявителя - А А.В., (доверенность б/н от 24.01.2024), участвующей в дистанционном режиме,

рассмотрела жалобу ООО «Чистая природа» (вх. № 145-ЭП/24 от 17.01.2024) на действия заказчика – Филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку фронтального погрузчика для нужд Шмидтовского филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32313097379).

Информация о поступившей жалобе в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

(далее – Закон о защите конкуренции) 17.01.2024 размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: http://magadan.fas.gov.ru/.

В жалобе заявитель указал на неправомерное отклонение заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь положениями Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

1. 18.12.2023 Заказчиком - Филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении конкурентной закупки в виде аукциона в электронной форме на поставку фронтального погрузчика для нужд Шмидтовского филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32313097379).

Начальная максимальная цена договора: 7 500 000,00 включая НДС.

Дата начала подачи заявки: 18.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 11.01.2024 в 02-00 (время московское).

Дата рассмотрения первых частей заявок: 11.01.2024.

Дата подведения итогов: 15.01.2024.

Согласно протоколу № 1 рассмотрения первых частей заявок от 11.01.2024 на участие в аукционе поступило 5 (пять) заявок: ООО «Трейд», ООО «Региональный технический центр», ООО «Карьерные машины», ООО «Чистая природа» и ИП Кононов В.В.

Заявке ООО «Чистая природа» присвоен порядковый номер 401.

Закупочной Комиссией принято решение о допуске заявок участников ООО «Трейд», ООО «Региональный технический центр», ООО «Карьерные машины» и ИП Кононова В.В. к процедуре торгов.

В соответствии с указанным протоколом заявка ООО «Чистая природа» отклонена от дальнейшей процедуры торгов по причине несоответствия заявки требованиям Документации о закупке, а именно:

- участник в составе заявки не предоставил учредительный документ, требование о предоставлении которого предусмотрено п.9.3 извещения об аукционе.

2. В соответствии с частями 1, 2 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

В соответствии с пунктами 2, 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Как следует из представленных материалов, приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 05.12.2023 № 832-п утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее - Положение о документации).

Согласно ч.2 ст.15 Положения о документации предусмотрена форма закупки в виде аукциона в электронной форме.

Пунктом 4 части 1 Положения о закупке предусмотрено, что заявка участника на участие в конкурентной закупке должна содержать копию учредительного документа, если участником является юридическое лицо.

Пунктом 9.3 «Требования к составу заявки на участие в закупке» раздела 2 «Информационная карта» Документации о закупке установлено, что заявка должна содержать копию учредительного документа, если участником закупки является юридическое лицо (Устав).

Согласно доводам жалобы, Общество действует на основании типового устава № 24, о чем имеются сведения в выписке Единого государственного реестра юридических лиц. Типовой устав не содержит сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала Общества, такие сведения имеются в Едином государственном реестре юридических лиц. Общество в составе заявки приложило выписку ЕГРЮЛ, в котором указана информация об использовании Обществом типового устава. Отклонение заявки Общество считает неправомерным.

3. В своих возражениях на доводы жалобы заказчик - Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (вх.№ 259 от 24.01.2024) пояснил, что в заявке участника ООО «Чистая природа» не указало, что действует на основании типового устава № 24, в самой заявке копия данного устава отсутствует. Закупочная комиссия сделала вывод, что информация в выписке из единого государственного реестра юридических лиц о применении типового устава не является надлежащим уведомлением в соответствии с ч.3 ст. 12 Закона об ООО. В связи с тем, что заявка Общества не соответствовала требованиям п.9.3 Извещения о закупке, она признана не соответствующей требованиям документации о закупке, в связи с чем была отклонена.

На заседании Комиссии представитель Заказчика доводы, указанные в возражениях на жалобу, поддержал, на вопрос Комиссии, как должно быть оформлено уведомление о том, что Общество действует на основании типового устава, ответить затруднился.

4. Как установлено Комиссией Магаданского УФАС России, Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является лицом, закупочная деятельность которого осуществляется по правилам Закона о закупках.

Частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки и условиям определения победителя закупки.

При этом пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 4 части 1 Положения о закупке предусмотрено, что заявка участника на участие в конкурентной закупке должна содержать копию учредительного документа, если участником является юридическое лицо.

Пунктом 9.3 «Требования к составу заявки на участие в закупке» раздела 2 «Информационная карта» Документации о закупке установлено, что заявка должна содержать копию учредительного документа, если участником закупки является юридическое лицо (Устав).

Статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены учредительные документы юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

При этом в части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) указано, что учредительным документом общества является устав общества.

Общество действует на основании утвержденного его учредителями (участниками) устава общества либо типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - типовой устав). Указанный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, которым утвержден типовой устав, обязан направить типовой устав в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для размещения типового устава на официальном сайте такого органа. Нормативный правовой акт об утверждении типового устава вступает в силу в срок, установленный этим нормативным правовым актом, но не ранее чем по истечении пятнадцати дней после дня его официального опубликования.

О том, что общество действует на основании типового устава, общество сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Типовые уставы, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью, утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411, который опубликован также на сайте Федеральной налоговой службы России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/7874095/.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Данные сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Типовые уставы инспекцией федеральной налоговой службой не регистрируются и не выдаются организациям.

Заявителем в составе заявки на участие в закупке были приложены следующие документы: сведения об участнике закупки, согласие участника закупки, декларация о соответствии участника закупки, договор аренды нежилого помещения от 14.07.2023 № С/14-23, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.09.2023, сведения из единого реестра малого и среднего предпринимательства от 28.09.2023, лист записи единого государственного реестра юридических лиц, карточка предприятия ООО «Чистая природа», уведомление ООО «Чистая природа», свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, решение единственного учредителя ООО «Чистая природа» от 30.06.2023, решение единственного учредителя ООО «Чистая природа» от 26.09.2023, решение единственного учредителя ООО «Чистая природа» от 28.12.2020, реквизиты расчетного счета компании, копия паспорта директора ООО «Чистая природа».

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона об ООО по требованию любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, в том числе с изменениями, либо уведомить любое заинтересованное лицо о том, что общество действует на основании типового устава, ознакомиться с которым можно бесплатно в открытом доступе на официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

При этом действующим законодательством не предусмотрена какая-либо определенная форма такого уведомления.

Пунктом 6 решения единственного учредителя ООО «Чистая природа» от 28.12.2020, предоставленного в составе заявки, определено, что Общество действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 16 выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 28.09.2023, также представленной заявителем в составе заявки, ООО «Чистая природа» действует на основании типового устава № 24.

Комиссия Магаданского УФАС России полагает, что непредоставление типового устава в составе заявки не является достаточным основанием для ее отклонения, поскольку в заявке ООО «Чистая природа» содержатся сведения о том, что Общество действует на основании типового устава (решение единственного учредителя ООО «Чистая природа» от 28.12.2020 о создании Общества), а также указан тип устава № 24, на основании которого действует Общество (выписка из ЕГРЮЛ).

Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы Комиссия принимает во внимание правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.01.2021 № 305-ЭС20-21631, согласно которой контрольный орган не вправе ограничиться констатацией формального несоответствия заявки требованиям закупочной документации.

При таких обстоятельствах отклонение заявки ООО «Чистая природа» осуществлено закупочной комиссией заказчика по формальному основанию.

Позиция антимонопольного органа подтверждается решением Брянского УФАС России от 30.08.2022 по делу № 032/10/18.1-772/2022, решением Коми УФАС России от 04.08.2021 по делу № 04-02/5798, решением Алтайского УФАС России от 13.05.2021 по делу № 022/06/69-381/2021.

Таким образом, признание закупочной комиссией заказчика заявки ООО «Чистая природа» не соответствующей закупочной документации является неправомерным, в действиях закупочной заказчика содержатся нарушения п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Чистая природа» (вх. № 145 - ЭП/24 от 17.01.2024) на действия заказчика - Филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку фронтального погрузчика для нужд Шмидтовского филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (реестровый номер извещения 32313097379)

обоснованной.

2. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика - Филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лица управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:

Члены комиссии: 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны