Решение б/н о признании жалобы обоснованной от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 049/06/31-431/2020

 

10.12.2020                                                                                          г. Магадан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

при участии представителей Заказчика – <…>

<…>

<…>

, представителя Заявителя – <…>, рассмотрела жалобу ООО «Техснаб» на положения аукционной документации заказчика – Департамента ЖКХ и КИ мэрии города Магадана, уполномоченного органа – мэрии города Магадана при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов» (реестровый номер извещения 0347300000520000456).

Жалоба подана в установленный частью 6 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление в аукционной документации требований ко вторым частям заявок участников закупки.

Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 02.12.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее – ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов» (реестровый номер извещения 0347300000520000456).

Начальная (максимальная) цена контракта 11 004 943,65 рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок – 15.12.2020 09:00; дата окончания срока подачи заявок – 16.12.2020; дата проведения электронного аукциона - 17.12.2020.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, установленные Заказчиком требования ко вторым частям заявок, а именно о наличии у участников закупки лицензии, ограничивают количество участников закупки.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал довод, указанный в жалобе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пункта 5 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ сбор отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам.

В ФККО определены виды жидких бытовых отходов, к которым относятся:

- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);

- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

Блок 7 ФККО составляют отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Вышеуказанные выводы отражены в разъяснениях Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области № 05-00-12/470 от 13.02.2017, а также в письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (исх. № 12-59/16226 от 13.07.2015, № 12-47/9678 от 04.04.2017).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Согласно пункту 4.2.2 Раздела 4 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе» аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:                                                                                                 

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, (в соответствии с п.30 ч. 1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановление Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвоживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» участник должен иметь действующую лицензию по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 4 Технического задания исполнитель до начала оказания услуг предоставляет Заказчику заверенную копию действующего договора с организацией, обеспечивающей приём стоков в централизованную систему канализации. Договор с данной организацией должен действовать на весь период действия заключаемого с Заказчиком контракта на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление требования к наличию лицензии не противоречит действующему законодательству, поскольку потенциальный исполнитель может воспользоваться любым способом, как путем отчистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, так и другим путем, исключающим их сброс в водные объекты (например, поля фильтрации).

Комиссия Магаданского УФАС России находит доводы представителя Заказчика необоснованными, поскольку в аукционной документации фактически определен способ оказания услуг, при котором жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки и становятся сточными водами. В дальнейшем обращение с ними регулируется нормами водного законодательства.

Таким образом, довод жалобы признан обоснованным, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 5 части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.2.2 Раздела 2 «Участники закупки и требования предъявляемые к ним» аукционной документации, при осуществлении закупки устанавливаются единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31). Участник закупки, в соответствии с п.30 ч.1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

В соответствии с пп.2 п.4.2.2 Раздела 4 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе. Порядок подачи заявок участниками закупки» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, (в соответствии с п.30 ч. 1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановление Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвоживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» участник должен иметь действующую лицензию по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). 

Согласно п.4 Технического задания аукционной документации при оказании услуг Исполнитель должен представить: копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Комиссия Магаданского УФАС России установила, что заказчиком установлены противоречивые требования к участникам, вторым частям заявок участников, в части видов осуществления деятельности, на которые распространяется лицензия.

Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Магаданского УФАС России оставляет без рассмотрения довод Заявителя о том, что в документации не представлена информация о паспортизации вывозимых отходов и, как следствие, отнесение их к «0» классу опасности, поскольку заявитель ссылается на утратившие силу нормы законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Техснаб» на положения аукционной документации заказчика – Департамента ЖКХ и КИ мэрии города Магадана, уполномоченного органа – мэрии города Магадана при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов» (реестровый номер извещения 0347300000520000456) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны