Решение №012/01/15-1021/2020 факт нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №... от 25 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 012/01/15-1021/2020

                                                                                                                               г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 09 сентября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Бастракова А.В. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Председатель Комиссии;

Мурашовой Л.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;

Абдуллаевой Ю.А. – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России,

рассмотрев дело № 012/01/15-1021/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в бездействии по принятию мер к определению  теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

- от ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район»;

- от ООО «Марикоммунэнерго»;

- от Медведевской городской администрации,

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл  от 31.01.2020 № 10 проведена плановая выездная проверка в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (далее так же — КУМИ Администрации) по адресу: 425200, Республика Марий Эл, пгт Медведево, ул. Советская, д. 20, (ИНН 1207006258, ОГРН 1021201050012) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. При проведении проверки было установлено в том числе следующее. 

В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 указанного выше закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 ГК РФ).

Так, из письма ООО «Марикоммунэнерго» от 10.12.2019 № 1893 следует, что в результате инвентаризации тепловых сетей и сетей ГВС в котельных № 1002, 1003, 1005 п. Медведево были выявлены участки, собственник которых не определен, а именно:

1) от котельной № 1002 п. Медведево

- бесхозяйная тепловая сеть;

2) от котельной № 1003 п. Медведево

- бесхозяйная тепловая сеть;

- бесхозяйные сети горячего водоснабжения;

3) от ЦТП-2 котельной № 1005;

- бесхозяйная тепловая сеть.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение шестидесяти дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, поскольку указанные тепловые сети является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению своевременного выявления таких сетей и определения теплоснабжающей организации для осуществления ей содержания и обслуживания сетей содержит признаки ограничения конкуренции, поскольку данные объекты инфраструктуру могли быть переданы, в том числе по результатам проведения конкурсных процедур.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В связи с указанным, передача прав в отношении объектов, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться на основании концессионных соглашений, иного законом не предусмотрено.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Учитывая вышеизложенное, орган местного самоуправления в течении шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйных сетей (10.12.2019) обязана была обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет тепловой сети, поскольку данная обязанность вытекает из части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», однако, этого сделано не было.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях органа местного самоуправления усматривались признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии по принятию мер к определению  теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается органу местного самоуправления в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

25.09.2020 Марийским УФАС России в связи с указанными обстоятельствами в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Однако в установленный срок предупреждение исполнено не было, в связи с чем в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» было возбуждено дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии по принятию мер к определению  теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Между тем, в рамках рассмотрения настоящего дела установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в числе всего прочего организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных в материалы дела документов, участки бесхозяйных тепловых сетей, которые указывались в письме ООО «Марикоммунэнерго» от 10.12.2019 № 1893 находятся на территории Медведевского городского поселения и исходя из пояснений лиц, участвующих в деле и положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функций по распоряжению и организации теплоснабжения в пределах данного муниципального образования осуществляет администрации Медведевского городского поселения.

Таким образом, в полномочия и функции ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» функции по распоряжению и организации теплоснабжения населения Медведевского городского поселения не входит.

Согласно письменным и устным пояснениям представителей Медведевской городской администрации спорные участки тепловых сетей передавались хозяйствующим субъектам с целью организации теплоснабжения населения, однако, подтверждение этому документальных доказательств, позволяющих однозначно сделать вывод о передаче участков тепловых сетей участниками дела в материалы не представлено.

Из письма Медведевской городской администрации от 30.08.2021 следует, что для передачи земельных участков на которых находятся участки бесхозяйных тепловых сетей в частную собственность необходимо провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет тепловые сети. По истечению года, если не выявляется собственник сетей, данные объекты регистрируются за муниципальным образованием. Далее Собрание депутатов муниципального образования принимает решение о передаче или продаже данных сетей совместно с земельным участком ресурсноснабжающим организациям согласно действующего законодательства, что также следует из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

С учетом изложенного, Комиссия принимает решение о передачи материалов дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о выдачи в адрес Медведевской городской администрации предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 15 Закона о защите конкуренции в части необходимости осуществления отбора организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание рассматриваемых бесхозяйных тепловых сетей.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что в действиях (бездействии) Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» нарушения антимонопольного законодательства не имеется, Комиссия приходит к выводу прекращении рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 012/01/15-1021/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчика.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о выдачи в адрес Медведевской городской администрации предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные статьей 15 Закона о защите конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 А.В. Бастраков

 

 

Члены Комиссии                                                                                           Ю.А. Абдуллаева

 

 

Л.В. Мурашова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны