Постановление б/н факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.0... от 4 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 012/04/14.9-32/2021

04 февраля 2021 года г. Йошкар-Ола

Я, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…….>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в отношении начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий <…….>) в присутствии <…….>.,

УСТАНОВИЛА:

22.01.2021 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России в отношении <…….>а А.Н. по факту нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году (приказ о проведении конкурсного отбора от 02.10.2019 № 190) составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, решением от 06.11.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/17-189/2020 в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 012/01/17-189/2020 о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Согласно приказу министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 02.10.2019 № 190 принято решение о проведении конкурсного отбора получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм 2019 году, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2019 году.

Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, закреплен в Правилах предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.05.2012 № 173 (в ред. от 25.09.2019).

Так, пунктом 4 Правил предусмотрено, что предоставление гранта осуществляется на конкурсной основе.

Согласно пункту 27 Правил победителями конкурсного отбора признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. В случае равенства количества баллов между заявителями победителем признается заявитель, предоставивший заявку в Министерство ранее по дате и времени.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на участие в данном конкурсе поданы 2 заявки, заявка (регистрационный номер 2906) главы КФХ <…….>., заявка (регистрационный номер 2905) главы КФХ <…….>.

Однако, в соответствии с пунктом 28.1 Правил в число победителей конкурсного отбора не включаются заявители в случае неудовлетворительного результата собеседования или неявки на собеседование. Данный пункт внесен в Правила постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.09.2019 № 283.

Следовательно, заявка победителя конкурса на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на основании пункта 28.1 Правил может быть не включена в число победителей, даже при наборе наибольшего количества баллов относительно других участников.

При этом, порядок оценки, при выставлении баллов по результатам очного собеседования, а также значимость показателей, подлежащих учету (оценке), которыми должна руководствоваться комиссия по отбору для объективной оценки каждого участника Министерством, не определены.

Согласно протоколу № 02-03 от 07.11.2019 при проведении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл конкурсного отбора от 02.10.2019 на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году, заявка главы КФХ <…….> И.А. набрала наибольшее количество (189) баллов, заявке главе КФХ <…….>у С.С. присвоено 144 балла.

Однако, по результатам устного собеседования <…….> И.А. получил неудовлетворительную оценку, в связи с чем победителем конкурса не признан.

Вместе с тем, протокол № 02-03 от 07.11.2019 не содержит каких-либо обоснований, пояснений принятия членами комиссии конкурсного отбора решения о неудовлетворительном прохождении <…….> И.А. собеседования.

Так, протокол № 02-03 от 07.11.2019 не позволяет оценить объективность конкурсной комиссии, тем самым создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя конкурса и ограничения конкуренции при проведении торгов на право предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм.

В решении арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.06.2020 по делу № А38-10568/2019 суд указывает, что критерии очного собеседования организатору торгов необходимо было установить в Правилах предоставления грантов либо в извещении о проведении конкурсного отбора.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл независимо от Правил предоставления грантов должно было и могло установить данные критерии в извещении о проведении конкурсного отбора для объективности оценки заявок претендентов и исключения споров о неправильном определении победителя конкурсного отбора, так как при отсутствии специального порядка выставления баллов по критериям оценки участникам конкурса, а также всех показателей, подлежащих оценке, которыми должна руководствоваться конкурсная комиссия организатора торгов для объективной оценки каждого участника, проведенная комиссией оценка будет носить предположительный и неоднозначный характер.

Отсутствие порядка оценки комиссией по результатам очного собеседования и значимости показателей приводит к тому, что участники отбора (а также потенциальные участники отбора) лишены возможности определить, каким именно показателям необходимо соответствовать в целях получения гранта. Существующий механизм отбора не позволяет определить основания, по которым проводится оценка претендентов на получение гранта по указанным показателям.

Неравенство условий участия в отборе следует, в том числе, из неинформированности участников (в том числе потенциальных участников) о том, какие документы/информацию и в каком количестве необходимо представить для получения максимального балла по каждому критерию.

Аналогичная позиция также изложена в решении Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 по делу № А55-31310/2015.

Однако, извещение о проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году (приказ о проведении конкурсного отбора от 02.10.2019 № 190) не содержит критериев очного собеседования, что в последующем приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а, следовательно, их отсутствие является нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Из письменных объяснений начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл <…….>а Алексея Николаевича от 18.01.2021 следует, что <…….> А.Н. принимал участие в разработке извещения о проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году, текст извещения никем не визировался, иных лиц участия в разработке извещения не принимало.

Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 31.10.2013 № 36-к <…….> А.Н. назначен на должность начальника отдела правовой работы Министерства.

Из должностного регламента начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства от 01.11.2013 № 267 следует, что в обязанности начальника отдела правовой работы входит контроль за соответствием действующему законодательству правовых актов, разрабатываемых Министерством.

Таким образом, прихожу к выводу, что в действиях начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл <…….>а А.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения <…….>ым А.Н. подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно приказом от 2.10.2019 № 190, извещение о проведении конкурсного отбора, приказом о назначении <…….>а А.Н. на должность начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, его должностной инструкцией и другими материалами дела.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является формальным, квалификация действий <…….>а А.Н. не зависит от наличия или отсутствия последствий совершённого правонарушения.

Обстоятельств отягчающих или смягчающих административную ответственность в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

Вместе с тем, не нахожу оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с тем, что действия <…….>а А.Н. посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношений, направленных на возможность получения субсидий, грантов и другой государственной поддержки развития сельского хозяйства, в целях повышения эффективности, результативности использования грантов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере, важность, охраняемых государством этих отношении и развитию конкуренции, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего административного дела отсутствуют..

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии с требованиями части 6 статьи 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться с 06 ноября 2020 года и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи со следующим.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческие организации могут быть созданы в форме государственных или муниципальных (автономных, бюджетных, казенных) учреждений.

Согласно общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл является государственным казенным учреждением субъектов РФ (код по ОКОПФ 75204).

Однако, частью 5 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл согласно Положению (утверждено постановлением от 01.06.2018 № 247) является органом исполнительной власти Республики Марий Эл.

Таким образом, действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не распространяется на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

Учитывая санкцию вышеуказанной статьи, на основании пункта 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ принимается решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Разрешая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела, совершение <…….>ым А.Н. административного правонарушения впервые, считаю возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать должностное лицо - начальника отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл <…….>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Назначить <…….> административное наказание в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Код бюджетной классификации: 161 1 16 01141 01 9000 140;

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России;

ИНН: 1215026787;

КПП: 121501001;

получатель – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола;

БИК: 018860003;

р/счёт: 40102810545370000075;

корр./счет: 03100643000000010800

код ОКТМО: 88701000;

УИН 16100500000000848079.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Приложение: квитанция на 1 л.

Заместитель руководителя –

начальник отдела <…….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны