Решение №02-02/03-18 РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/03-18 от 22 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 02-02/03-18

 

21 февраля 2018 года г. Йошкар-Ола

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

провела внеплановую проверку в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (далее – МУ «Администрация МО «Горномарийский муниципальный район») при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на реконструкцию водонапорной башни в д. Апаево Горномарийского района Республики Марий Эл (реестровый номер контракта 3121700406617000013),

 

установила:

 

МУ «Администрация МО «Горномарийский муниципальный район» проводилась закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на реконструкцию водонапорной башни в д. Апаево Горномарийского района Республики Марий Эл (реестровый номер контракта 3121700406617000013).

В связи с поступившей информацией о признаках нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении заказчиком вышеназванной закупки и на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка.

В результате внеплановой проверки, оценки представленных материалов установлено следующее.

07.11.2017 МУ «Администрация МО «Горномарийский муниципальный район» заключило муниципальный контракт № 19 на выполнение работ по реконструкции водонапорной башни в д. Апаево Горномарийского района Республики Марий эл (далее – контракт) с ООО «ТранСервис». Цена контракта составляла 2 449 680, 00 рублей.

Из содержания указанного контракта следует, что данный контракт заключен по пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Статья 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 21.06.2012 № 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Кроме того, в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № ВАС – 9962/13 указано, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанной случае, недействительным.

24.04.2017 Озеркинской сельской администрацией проведено обследование водонапорной башни емкостью 15 куб. м., расположенная в д. Апаево, что отражено в акте № б/н от 24.04.2017 (далее – акт от 24.04.2017).

Из указанного акта следует, что 20.04.2017 при сильном порыве ветра обрушилась водонапорная башня, обеспечивающая потребность населения в воде. Вторая башня на 15 куб. м. находится в аварийном состоянии и также имеет возможность обрушения при ухудшении погодных условий в ближайшее время.

При этом, из акта № б/н от 20.04.2017, следует, что водопроводной башне требовался капитальный ремонт с 2008 года. Однако, капитальный ремонт не проводился. Техническое состояние водонапорной башни ухудшилось и капитальному ремонту не подлежит. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо провести работы по установке одной водонапорной башни емкостью 50 куб.м. взамен обрушенной водобашни на 15 куб. м.

25 апреля 2017 Главой муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» вынесено распоряжение № 7 «а» - р «Об установлении на территории Озеркинского сельского поселения режима ЧС» (далее – распоряжение).

Согласно уведомлению от 30.08.2017 по расчетам между бюджетами МУ «Администрация МО «Горномарийский муниципальный район» в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл № 351 от 22.08.2017 представлен межбюджетный трансферт на сумму 3 млн. руб. При этом, муниципальный контракт заключен лишь 07.11.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 66, статьи 67, статьи 69, частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе с учетом установленных данными правовыми нормами сроков осуществления процедур в ходе закупки способом электронного аукциона, необходимое время с даты размещения извещения о торгах до заключения контракта составляет 37 дней. Вместе с тем, с даты установления режима ЧС до фактической даты заключения контракта (более 6 месяцев), что указывает на имевшуюся у заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.

Следовательно, заказчик имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, учитывая состояние и изношенность объекта и не имел оснований для применения правил о непреодолимой силе, аварии, чрезвычайной ситуации, так как событие является долгосрочным и прогнозируемым.

На основании вышеизложенного, в действиях заказчика не усматривается наличие оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, для осуществления закупки у единственного поставщика и невозможности осуществления закупки, путем проведения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

Поскольку на дату проведения внеплановой проверки муниципальный контракт № 19 от 07.11.2017 исполнен в полном объеме Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым передать материалы настоящего дела для рассмотрения в пределах компетенции в Горномарийскую межрайонную прокуратуру.

Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

решила:

 

1. Признать в действиях муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Передать материалы дела 02-02/03-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

3. Передать материалы дела № 02-02/03-18 в Горнамарийскую межрайонную прокуратуру для рассмотрения в пределах компетенции.

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

Связанные организации

Связанные организации не указаны