Решение № 02-06/12-18 Решение по делу 02-06/12-18 от 16 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Надпись: Заказчик: 
Муниципальное унитарное предприятие «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
ул. Гончарова, д. 1 А, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424006
тел.: 7-8362-455889

Оператор электронной площадки: 
ООО «РТС-тендер»
 ул. набережная Тараса Шевченко, д.23-А,         г. Москва, 121151 
факс: +7 (495) 733-9519

Заявитель: 
  Общество с ограниченной ответственностью «Изидолг»
ул. Чайковского, д. 41 А, г. Сочи, 354071 
тел.: 89667700387

 
Надпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/12-18

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – муниципального унитарного предприятия «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Город»):

 (доверенность № б/н от 25.12.2017),

 (доверенность № б/н от 08.02.2018),

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее – ООО «Изидолг»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО «Изидолг» на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку щебня гранитного (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) номер <...> от 22.01.2018),

 

установила:

 

МУП «Город» проводится электронный аукцион на поставку щебня гранитного (номер извещения на официальном сайте 0508300000418000008 от 22.01.2018).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Изидолг» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. № 126 от 09.02.2018).

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку щебня гранитного размещены на официальном сайте 22.01.2018 (код закупки 0508300000418000008).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.rts-tender.ru.

Начальная максимальная цена контракта – 14 109 130,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 07.02.2018 09:30.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 07.02.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 12.02.2018.

1. По мнению подателя жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к составу первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе. Так, в аукционной документации указано на необходимость предоставления в составе первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе конкретных показателей требуемого к поставке товара, которые, по мнению подателя жалобы, становятся известными только после испытания конкретной партии товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.      

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контракной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи, не допускается.

Аналогичные требования к содержанию и составу заявки на участие в проводимом электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 22 информационной карты (раздел 1 аукционной документации).

В пункте 21 информационной карты (раздел 1 аукционной документации) содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которой при описании показателей предлагаемых товаров участник электронного аукциона должен исчерпывающим образом указать все требуемые конкретные показатели (в том числе технические характеристики и качественные показатели). Указание конкретных показателей не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование. Предоставляемые участником электронного аукциона сведения не должны сопровождаться такими словами как, например, «не менее», «не более», и иными словами и словосочетаниями, в случае, если их указание не позволяет однозначно определить конкретные показатели (значения конкретных показателей).

В том случае если участник закупки не имеет возможности указать конкретное значение показателя, так как согласно данным производителя характеристика товара не имеет точного (конкретного) значения, то участником закупки в составе первой части заявки в отношении значения такого показателя указывается: «согласно данным производителя» или иная формулировка, из которой единая комиссия может сделать соответствующий вывод об отсутствии у производителя конкретного значения данного показателя. В случае отсутствия в заявке участника закупки такого указания единая комиссия рассматривает данное значение по общим правилам, предусмотренным документацией об электронном аукционе.

В техническом задании (раздел 3 аукционной документации) заказчиком установлены требования к необходимому заказчику товару.

1) В таблицах 1, 3 технического задания заказчиком установлены требования к щебню (гравию) из горных пород фракции 5-20 мм, 5-10 мм, в том числе указано, что товар должен соответствовать ГОСТ 8267-93. Кроме того, поставляемый товар должен соответствовать определенным техническим и качественным характеристикам, в том числе:

- содержание дробленых зерен в щебне из гравия в % по массе - не менее 85;

- содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе  - не более 1,0;

- содержание глины в комках в % по массе - не более 0,25;

- устойчивость структуры щебня против распадов, потеря массы при распаде для марки 1000, %, - не более 3;

- суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг в диапазоне  370- 740.

Аналогичные показатели щебня и гравия содержатся в ГОСТ 8267-93.

Таким образом, ГОСТ 8267-93 устанавливает верхний или нижний количественные пределы в отношении указанных характеристик, превышение (занижение) нормативных границ которых приведет к несоответствию требованиям названного ГОСТа. Вместе с тем, ГОСТ допускает колебания показателей в рамках установленных границ.

Согласно пункту 5.3 указанного ГОСТа 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют: зерновой состав, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках, содержание зерен слабых пород.

Следовательно, только после проведения приемочного контроля конкретной партии товара определяется точное значение зернового состава, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках, содержание зерен слабых пород. Поэтому потенциальный участник проводимого электронного аукциона сможет представить конкретное значение компонентов товара только после приемочного контроля на предприятии-изготовителе.

2) В таблице 2 технического задания заказчиком установлены требования к отсевам дробления щебня или гравия из горных пород фракция 0-10 мм, в том числе указано на необходимость соответствия ГОСТ 31424-2010 и предоставления определенных технических и качественных характеристик товара, таких как:

- полный остаток на сите 0,63 по массе св. 65 до 75 %;

- содержание зерен крупности, %: св. 10 мм - не более 5, св. 5 мм - не более 15;

- содержание глины в комках, % - не более 2;

- содержание глинистых частиц определяемых методом набухания в % - не более 0,5;

- содержание зерен платичной (лещадной) и игловой формы, % по массе - не более 15.

Аналогичные показатели для отсева дробления щебня или гравия из горных пород содержатся в ГОСТ 31424-2010.

Из пункта 5.4 указанного ГОСТа следует, что каждая партия поставляемого товара должна сопровождаться  документом о качестве, в котором указывают, например, зерновой состав материалов, в т.ч. модуль крупности для песка из отсевов дробления и обогащенного песка из отсевов дробления; содержание пылевидных и глинистых частиц, в т.ч. глины в комках; содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, и коэффициент фильтрации песка, обогащенного песка и отдельных узких фракций фракционированного песка или их смесей, применяемых для дорожного строительства (по требованию потребителя); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в песке, обогащенном песке и щебне и иные характеристики. Кроме того, материалы из отсевов дробления подлежат приемке техническим контролем предприятия-изготовителя.

Таким образом,  указать точное значение указанных показателей возможно только путем испытаний на предприятии-изготовителе определенной партии товара.

Однако Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Следовательно, установление в аукционной документации подобных требований к составу заявки противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Изидолг» в указанной части обоснована.

2. По мнению подателя жалобы, заказчиком в проекте контракта неправомерно определены размеры штрафов.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее – Постановление № 1042).

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе, размер штрафа подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Вместе с тем, подпункты «а» - «и» пункта 4, подпункты «а» - «г» пункта 6 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также аукционной документацией начальная (максимальная) цена контракта в рассматриваемом случае составляет 14 109 130,00 рублей.

Пунктами 7.3, 7.6, 7.8 проекта контракта предусмотрена ответственность подрядчика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. В указанных пунктах значения штрафов определены для порогового значения цены контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Между тем, в проекте контракта отсутствуют условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, что противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Жалоба ООО «Изидолг» в указанной части обоснована.

3. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.

Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В таблицах 1, 3 технического задания (раздел 3 аукцонной документации) заказчиком установлены требования к щебню (гравию) из горных пород фракции 5-20 мм, 5-10 мм, в том числе указано, что указанный товар должен соответсвовать ГОСТ 8267-93, а также необходимо содержание дробленых зерен в щебне из гравия в % по массе - не менее 85.

В соответствии с ГОСТ 8267-93 (пункт 4.3.1) щебень из гравия и валунов должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем выпуск щебня из гравия с содержанием дробленых зерен не менее 60%.

Между тем, в аукционной документации заказчиком указано иное, нестандартное значение указанного показателя. При этом какое-либо обоснование необходимости его использования отсутствует.

Подобное описание характеристик товара является неправомерным, нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Изидолг» обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» нарушение частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать метериалы дела 02-06/12-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 02-06/12-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего решения от 13.02.2018 по делу № 02-06/12-18, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку щебня гранитного (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) номер <...> от 22.01.2018),

 

предписывает:

 

1. Муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» устранить нарушение частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 28 февраля 2018:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона 0508300000418000008;

- внести изменения в документацию вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в документацию об аукционе до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней;

- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;

- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе.

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» (http://www.rts-tender.ru) обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.

3. В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны