Решение №02-06/123-18 РЕШЕНИЕ по делу 02-06/123-18 от 18 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/123-18

 

18 июля 2018 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Заместитель Председателя Комиссии – _______ – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

_______. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

_______. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в отсутствие представителей заказчика – Администрация муниципального образования «Советский муниципальный район» (далее – Администрация МО «Советский муниципальный район»), заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: Автомобильная дорога Подъезд к д.Энерсола Советского района (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0108300014318000020 от 25.06.2018),

 

установила:

 

Администрация муниципального образования «Советский муниципальный район» проводится электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта: Автомобильная дорога Подъезд к д.Энерсола Советского района (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0108300014318000020 от 25.06.2018).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по строительству объекта: Автомобильная дорога Подъезд к д.Энерсола Советского района размещены на официальном сайте 25.06.2018 (код закупки 0108300014318000020).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru

Начальная максимальная цена контракта – 26 362 467 ,00 рублей.

Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. По мнению заявителя в проекте контракта заказчиком установлены неправомерно штрафные санкции для подрядчика в части привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Правила).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

В соответствии с пунктом 5.1.29 проекта контракта установлено, что в случае, если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то он обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации (далее – субподрядчики, соисполнители) в объеме 25 % от цены контракта. Виды выполняемых работ определяет подрядчик.

Согласно пункту 8.5.4 проекта контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик уплачивает пеню, начисляемую за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.

За не предоставление подрядчиком информации, указанной в пункте 5.1.29, начисляется пеня в размере одной трёхсотой действующей на дату уплату пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключённого с субподрядчиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлен штраф за неисполнение подрядчиком условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку указанный штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом в соответствии с пунктом 8 Правил.

Таким образом действия заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации не установлен перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а», определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Соответствующие виды работ утверждены Постановлением № 570.

В пункте 22.3 аукционной документации указано, что заказчиком в соответствии с Постановлением № 570 установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Информация о возможных видах и объемах работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту приведена в Техническом задании (Приложении № 1 к проекту муниципального контракта (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе)).

В техническом задании заказчиком определены выды и объемы работ, которые предстоит выполнить исполнителю по муниципальному контракту. Указанные работы также содержатся в перечне видов работ, утвержденном Постановлением № 570.

Из пункта 22.3 аукционной документации следует, что конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ, определенные по предложению Подрядчика, включаются в муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены муниципального контракта (Приложение № 8 к проекту муниципального контракта «Виды и объемы работ, выполняемые Подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц» (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе)).

Таким образом, аукционная документация в рассматриваемом случае содержит необходимую информацию в соответствии с Постановлением № 570. Следовательно, жалоба в указанной части не обоснована.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно пункту 1.10 документации об электронном аукционе установлены требования к составу второй части заявок на участие в аукционе, в числе которых следующие требования: выписка из реестра членов саморегулиемой организации или копия такой выписки

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что в документации об аукционе неправомерно предусмотрено условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика установивших в документации об аукционе вышеуказанное условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В пункте 5.1.31. проекта контракта в случае выполнения работ собственными силами, перед началом работ предоставить Заказчику свидетельство о допуске к работам, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту), выданное саморегулируемой организацией (СРО) в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на выполнение видов работ в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В случае привлечения субподрядной организации, предоставить копию свидетельства СРО о допуске ее к конкретному виду субподрядных работ.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, с 1 июля отменены свидетельства о допуске СРО. Вместо этого предусмотрено обязательное членство в СРО и включение организации (или ИП) в единый электронный реестр СРО.

Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Правила).

В пункте 8.14 проекта контракта установлено, что при расторжении контракта на основании пункта 12.3 из-за невыполнения условий контракта подрядчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, подрядчик уплачивает Заказчику единовременный штраф в размере ___ % цены контракта в виде фиксированной суммы _______________ рублей.

Вместе с тем, ни Закон о контрактной системе ни Правила не предусматривают указанные штрафы для подрядчика. Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

6. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В пункте 5.1.32. проекта контракта подрядчик обязуется выполнить конкретные виды и объемы работ самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязательств по контракту в объеме не менее 15 % от цены контракта согласно Приложению № 8 к указанному контракту (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 570).

Стоимость этих работ в совокупном стоимостном выражении составляет
_____________ (_____________________________________________) рублей.

Однако, В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а», определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Поскольку положения документации об аукционе, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта заполняются на этапе заключения контракта. При этом, срок окончания работ до 02 июлю 2019 года. Следовательно, заказчику в проекте контракта необходимо было включить условия о выполнении подрядчиком работ в размере не менее 25 процентов цены.

Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение подпункта «а» пункта 2 Постановления № 570.

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Перспектива» частично обоснованной.

2. Признать в действиях администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» нарушение частей 1, 8 статьи 34, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3. Выдать администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела № 02-06/123-18 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии _______

 

 

Члены Комиссии: _______

 

_______

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны