Решение б/н Решение по делу № 02-06/151-16 от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/151-16

 

30 ноября 2016 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Волжская центральная городская больница» (далее – ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ»):

 (доверенность № 2206/16 от 25.11.2016)

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ДИВАЙС» (далее – ООО «ДИВАЙС»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО «ДИВАЙС» на положения документации электронного аукциона на предоставление в аренду анализатора глюкозы и лактозы на 12 месяцев для детской поликлиники (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер <...> от 17.11.2016),

 

установила:

 

ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» проводится электронный аукцион на предоставление в аренду анализатора глюкозы и лактозы на 12 месяцев для детской поликлиники (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер <...> от 17.11.2016).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «ДИВАЙС» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку заказчиком установлены излишние и необоснованные требования к оборудованию, требуемому к предоставлению в аренду, что может привести к ограничению конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на предоставление в аренду анализатора глюкозы и лактозы на 12 месяцев для детской поликлиники размещены на официальном сайте 17.11.2016 (код закупки 0308300007816000273).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная максимальная цена контракта – 290 748,00 рублей.

Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «ДИВАЙС» на основании следующего.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В техническом задании (часть V аукционной документации) заказчиком указаны технические характеристики анализатора глюкозы и лактозы, требуемого к предоставлению в аренду.

Согласно пояснений заказчика, установленные в техническом задании характерстики анализатора глюкозы и лактозы обусловлены потребностями заказчика. Более того, указанный аукцион объявлен не на производство анализатора глюкозы и лактозы, а на предоставление товара во временное пользование на условиях аренды, таким образом, любой участник аукциона может купить товар с установленными заказчиком характеристиками и поставить его в рамках контрактных обязательств.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что товарный знак необходимого заказчику анализатора глюкозы и лактозы в аукционной документации отсутствует, а представленные характеристики товара не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком применены стандартные показатели, касающиеся технических и качественных характеристик товара, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены.

Вместе с тем,  задачей заказчика при проведении той или иной процедуры закупки является, в первую очередь, удовлетворение собственных потребностей. Кроме того, заказчик не обязан в силу положений Закона о контрактной системе формировать техническое задание таким образом, чтобы под указанные в нем параметры соответствовал товар различных производителей.

Таким образом, технические характеристики анализатора глюкозы и лактозы, установленные в техническом задании, обусловлены потребностями заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

2. Довод жалобы ООО «ДИВАЙС» относительно нарушения норм Закона о защите конкуренции не подлежит оценке Комиссией Марийского УФАС России, поскольку рассмотрение материалов и заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции, а не при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки в соответствии с Законом о контрактной системе.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В силу части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В план-график включается, в том числе наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта.

Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, если такие извещения, документация содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках (часть 12 статьи 21 Закона о контрактной системе).

Согласно плану-графику ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» на 2016 год, размещенному на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, в перечень закупок входит в том числе закупка, объектом которой является предоставление в аренду анализатора глюкозы и лактозы на 12 месяцев для детской поликлиники.

Наименование объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона соответствует плану-графику.

Однако в соответствии с проектом контракта (раздел VI аукционной документации), объектом закупки является аренда анализатора глюкозы и лактозы с последующим выкупом (раздел 1.1. проекта контракта).

Раздел 6 проекта контракта регламентирует последующий выкуп арендованного оборудования, а именно:

- по истечении общего срока аренды и уплаты арендной платы за весь период  оборудование переходит в собственность арендатора. Выкупная стоимость равна сумме арендных платежей по указанному контракту;

- при выкупе оборудования до истечения общего срока аренды, выкупная цена устанавливается равной сумме арендных платежей за период с момента выкупа до окончания общего срока аренды в 12 месяцев;

- при переходе арендатору права собственности на оборудование стороны составляют соответствующий акт.

Кроме того, в техническом задании (часть V аукционной документации) также содержатся условия о переходе анализатора глюкозы и лактозы в собственность заказчика по истечении общего срока аренды и уплаты арендной платы.

Из вышеуказанного следует, что в результате осуществления закупки анализатор глюкозы и лактозы переходит в собственность заказчика. Следовательно, предметом закупки является аренда оборудования, предусматривающая в последующем переход права собственности на это оборудование к заказчику.

Вместе с тем, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета закупки.

Таким образом, документация и извещение об аукционе должны содержать единообразные и непротиворечивые существенные условия контракта, в том числе предмет закупки.

Однако в рассматриваемом случае документация об электронном аукционе содержит информацию относительно объекта закупки, не соответствующую информации, указанной в плане-графике и извещении о проведении электронного аукциона.

Кроме того, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал метод сопоставления рыночных цен. При этом информация о ценах услуг по аренде анализатора глюкозы и лактозы получена заказчиком без учета условий, сопоставимых с условиями планируемой закупки, а именно коммерческие предложения представлены исключительно на оказание услуг по аренде оборудования на 12 месяцев.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (подпункт 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Исключения из сферы применения Закона о контрактной системе, установленные в части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе, не содержат указания на возможность заключения договора аренды без применения положений Закона о контрактной системе.

Таким образом, Закон о контрактной системе регулирует правоотношения, связанные, в том числе с арендой имущества.

Существенные условия договора аренды определены Гражданским Кодексом Российской Федерации.

 Согласно части 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу части 1 статьи 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

В соответствии с частью 3 статьи 609 ГК РФ договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (статья 624), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

Вместе с тем, форма проекта контракта на аренду анализатора глюкозы и лактозы на 12 месяцев для детской поликлиники (раздел IV аукционной документации) не соответствует форме договора купли-продажи.

Кроме того, согласно аукционной документации источником финансирования указанной закупки являются средства территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

Отношения в системе обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном медицинском страховании).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Часть 6 статьи 36 Закона об обязательном медицинском страховании устанавливает, что территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Таким образом, Закон об обязательном медицинском страховании допускает на усмотрение медицинской организации использование средств обязательного медицинского страхования на аренду основных средств или их приобретение стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Из вышеуказанного следует, что осуществление закупки на оказание услуг по аренде с последующим выкупом товара свыше ста тысяч рублей за единицу, в случае, если источником финансирования являются средства ТФОМС, не представляется возможным.

Таким образом, описание объекта закупки в рассматриваемом случае носит необъективный характер.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившемся в нарушении правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

         

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

             решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «ДИВАЙС» необоснованной.

2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Волжская центральная городская больница» нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий  Эл «Волжская центральная городская больница» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела № 02-06/151-16 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны