Решение №02-06/16-18 Решение по делу 02-06/16-18 от 27 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/16-18

 

21 февраля 2018 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Марийского УФАС России;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (далее – администрация МО «Горномарийский МР»):

 (доверенность № б/н от 20.02.2018),

в отсутствие представителей заявителей – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»), индивидуального предпринимателя Е (далее – ИП Е.), общества с ограниченной ответственностью «ВМВ-Сервис ТТ» (далее – ООО «ВМВ-Сервис ТТ»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобы ООО «Перспектива», ИП Е., ООО «ВМВ-Сервис ТТ» на положения аукционной документации электронного аукциона на строительство автомобильной дороги Пайгусово – Верхнее Акчерино Горномарийского района (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0108300005618000004 от 24.01.2018),

установила:

Администрацией МО «Горномарийский МР» проводится электронный аукцион на строительство автомобильной дороги Пайгусово – Верхнее Акчерино Горномарийского района (номер извещения на официальном сайте 0108300005618000004 от 24.01.2018).

В Марийское УФАС России поступили жалобы ООО «Перспектива», ИП Е., ООО «ВМВ-Сервис ТТ» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. №№ 01-17/602-В, 01-17/605-В от 19.02.2018, № 01-17/638-В от 20.02.2018).

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на строительство автомобильной дороги Пайгусово – Верхнее Акчерино Горномарийского района размещены на официальном сайте 24.01.2018 (код закупки 0108300005618000004).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.rts-tender.ru.

Начальная максимальная цена контракта – 65 202 744,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 16.02.2018 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 19.02.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 22.02.2018.

1. Согласно доводам, изложенным в жалобах ООО «Перспектива», ООО «ВМВ-Сервис ТТ», заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии опыта выполнения работ по нескольким группам работ строительных.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Соласно примечанию к указанному пункту требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В извещении о проведении электронного аукциона, а также в пункте 22.2 аукционой документации заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки (в соответствии с Постановлением № 99), в том числе к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Вместе с тем, предметом проводимой процедуры закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги, которое не относится к временным постройкам, киоскам, навесам и другим подобным постройкам, являющимсяся объектом капитального строительства.

Кроме того, заказчиком установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе при установлении дополнительных требований к участникам закупки. Доводы жалоб ООО «Перспектива», ООО «ВМВ-Сервис ТТ» в указанной части не обоснованы.

2. По мнению ООО «Перспектива», заказчиком несоразмерно увеличен срок действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ, что также влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контраткной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работ либо график оказания услуг.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги Пайгусово – Верхнее Акчерино Горномарийского района начало выполнения работ – с момента получения разрешения на строительство, начало и сроки выполнения отдельных видов работ определяются календарным графиком производства работ (приложение № 3 к проекту муниципального контракта (приложение № 1 к документации об электронном аукционе)), продолжительность выполнения работ – 155 календарных дней.

Аналогичиные сведения содержатся в пункте 3.3 проекта муниципального контракта (приложение № 1 к ауцкционной документации).

В соответствии с календарным графиком производства работ (приложение № 3 к муниципальному контракту) выполнение работ по строительству дороги предполагается в период с мая по октябрь.

Согласно пункту 3.3 проекта муниципального контракта контракт действует с момента заключения и до 31 декабря 2018 года включительно.

В силу пунктов 7.7, 7.8 проекта муниципального контракта оплата осуществляется в течение 30 дней с даты подписания форм КС-2, КС-3. Окончательный расчет по контракту производится заказчиком после полного окончания работ, включая устранение выявленных в процессе приемки работ недостатков, и подписания комиссией акта приемки объекта в эксплуатацию.

В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с указанным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 названного закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Таким образом, при установлении срока действия контракта учитываются условия исполнения всех обязательств сторон.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части необоснована.

3. Согласно доводам, изложенным в жалобах ООО «Перспектива», ИП Е., заказчиком в аукционной документации не установлен перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а», определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.

Соответствующие виды работ утверждены Постановлением № 570.

В пункте 22.3 аукционной документации указано, что заказчиком в соответствии с Постановлением № 570 установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Информация о возможных видах и объемах работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, приведена в техническом задании (приложение № 1 к проекту муниципального контракта).

В техническом задании заказчиком определены выды и объемы работ, которые предстоит выполнить исполнителю по муниципальному контракту. Указанные работы также содержатся в перечне видов работ, утвержденном Постановлением № 570.

Из пункта 22.3 аукционной документации следует, что конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в муниципальный контракт, и исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены муниципального контракта (приложение № 8 к муниципальному контракту).

Таким образом, аукционная документация в рассматриваемом случае содержит необходимую информацию в соответствии с постановлением № 570.

Жалобы ООО «Перспектива», ИП Е. в указанной части не обоснованы.

4. По мнению ИП Е. заказчиком в позициях 4-6 приложения № 4 к аукционной документации (требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ) установлены характеристики товара, не соответствующие положениям ГОСТа.

В пунктах 4-6 приложения 4 к аукционной документации заказчиком установлены требования к щебню из природного камня для строительных работ М400, фракция 10-20 мм, 20-40 мм, 40-70 мм, в частности указано, что щебень должен соответствововать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм, св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.

Кроме того, в соответстии с «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» при устройстве оснований дорожных одежд по способу заклинки применяют щебень, отвечающий в том числе требованиям ГОСТ 8267-93. При этом в качестве основного материала используют щебень фракции 40 - 70 (80) мм или фракции 70 (80) - 120 мм, а в качестве расклинивающего - фракции 5 - 10, 10 - 20 и 20 - 40 мм (пункт 8.44).

Таким образом, в аукционной документации, также, как и в ГОСТе, указаны диапазонные значения показателей фракции щебня.Указанные значения не исключают друг друга, являются тождественными.  Аналогичные сведения содержатся в проектно-сметной документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы.

Следовательно, жалоба ИП Е. в указанной части не обоснована.

5. Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО «ВМВ-Сервис ТТ», заказчиком в пункте 26 приложения № 4 к аукционной документации (требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ) установлены характеристики товара, не соответствующие положениям ГОСТа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу пункта 2 части 1 стаьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 26 приложения № 4 к аукционной документации заказчиком установлены требования к камню бутовому М300, фракция 150-200 мм, в том числе указано, что камень бутовый должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для сторительных работ. Технические условия».

Вместе с тем, названный ГОСТ не содержит каких-либо характеристик камня бутового, распространяется исключительно на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.

Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлены требования о соответствии камня бутового требовниям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для сторительных работ. Технические условия».

Жалоба ООО «ВМВ-Сервис ТТ» в указанной части обоснована.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.02.2018 № 0108300005618000004-1 на участие в проводимой процедуре закупки подано 6 заявок, все заявки допущены единой комиссией заказчика к участию в аукционе, в связи с чем Комиссия Марийского УФАС России считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

 

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Перспектива» необоснованной.

2. Признать жалобу индивидуального проедпринимателя Е необоснованной.

3. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «ВМВ-Сервис ТТ» частично обоснованной.

4. Признать в действиях администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

6. Передать метериалы дела 02-06/16-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны