Решение №02-06/176-18 Решение по делу № 02-06/176-18 от 13 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/176-18

08 ноября  2018 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

   Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – МКУ «ДМЗ» ГО «Город Йошкар-Ола»):

 (доверенность № б/н от 23.01.2018),

 (доверенность № б/н от 31.10.2018),

заявителя – производственного кооператива «Медведевская ПМК» (далее – ПК «Медведевская ПМК»):

 (доверенность № 12АА0564718 от 02.08.2018),

 (доверенность № б/н от 06.11.2018),

рассмотрев жалобу ПК «Медведевская ПМК» на положения документации электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000072 от 10.10.2018).

установила:

МКУ «ДМЗ» ГО «Город Йошкар-Ола» проводится электронный аукцион на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (извещение на официальном сайте 0308300022918000072 от 10.10.2018).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ПК «Медведевская ПМК» на положения документации проводимого электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (исх. № 650 от 06.11.2018).

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в                       г. Йошкар-Ола опубликованы на официальном сайте 10.10.2018 (код закупки 0308300022918000072).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru

Начальная максимальная цена контракта – 58 969 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 31.10.2018 12:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 02.11.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 06.11.2018.

Оценив доводы, изложенные в жалобах, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС приходит к следующим выводам.

1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В пункте 9 технического задания (приложение № 2 к аукционной документации) заказчиком установлены требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества выполненных работ и используемых при выполнении работ материалов, в том числе указано, что гарантия качества выполняемых работ предоставляется в полном объеме, подтверждает соблюдение технологии производства, действующих норм и правил и составляет 24 месяца с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ; сроки гарантии качества на материалы и оборудование, которые поставлены, установлены или использованы при выполнении работ устанавливаются в соответствии с утвержденными заводами-изготовителями, но не менее 24 месяцев с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, за исключением случаев преднамеренного повреждения объекта со стороны третьих лиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся недостатки, которые не позволят продолжить нормальную эксплуатацию объекта до их устранения, то гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10.2 проекта контракта (приложение № 3 к аукционной документации) гарантии качества на выполненные строительно-монтажные работы - 5 лет, на технологическое и инженерное оборудование - устанавливаются заводом-изготовителем, но не менее 1 года и подтверждаются гарантийным паспортом.

Таким образом, в аукционной документации имеются противоречивые сведения относительно требований к гарантийным срокам, что нарушает положения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Жалоба ПК «Медведевская ПМК» в указанной части обоснована.

2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе указаны в пункте 22 информационной карты (приложение № 1 к документации электронного аукциона). Кроме  того, в указанном пункте определено, что конкретные показатели товара заполняются в соответствии с приложением к техническому заданию (документация об аукционе, пункт 3.3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению»).

В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ПК «Медведевская ПМК», в техническом задании заказчика установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в проводимой процедуре закупки сведений о количественных характеристиках товаров. Вместе с тем, значения соответствующих показателей     заказчиком не определены. Кроме того, поскольку номенклатура материалов, перечисленных в техническом задании, не совпадает с материалами, поименованными в проектно-сметной документации, в техническом задании, по мнению заявителя, должно быть указано конкретное значение количества необходимых заказчику товаров.

В приложении к техническому заданию заказчиком в виде таблицы определены технические характеристики основных применяемых материалов, в частности указаны показатели, позволяющие определить соответствие товаров установленным требованиям. В числе таких показателей определены количественные характеристики (единицы измерения – графа 5, количество – графа 6). Значения количественных характеристик для каждого из требуемых материалов заказчиком не определены.

В пункте 4 технического задания (приложение № 2 к аукционной документации) установлено, что при заполнении показателей, позволяющих определить соответствие товаров  установленным требованиям, в том числе в случае предложения товаров с характеристиками, соответствующими требованиям документации, но отличающимися от характеристик товара, указанного в проектно-сметной документации, в том числе номером серии (номера серий железо-бетонных изделий указаны в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемым приложением настоящей документации), габаритным размером (в случае если такое допускается требованиями документации), участник указывает количественные характеристики предлагаемого товара с указанием единиц измерения.

Вместе с тем, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, количество товара не относится к сведениям об объекте закупки, не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Количество товара – это числовое значение указанного параметра, является обязательным условием договора поставки, однако не относится к характеристикам самого товара, а также не является конкретным показателем, по которому оценивается первая часть заявки на участие в электронном аукционе. Более того, Закон о контрактной системе не содержит требований об указании в составе заявки на участие в элетронном аукционе количества товара.

Кроме того, по ряду позиций технического задания невозможно определить их соответствие проектно-сметной документации (далее – ПСД), в результате чего не представляется возможным указать количество таких материалов (товаров).

Так, например, в пункте 74 приложения к техническому заданию содержится описание кнопки тревожной адресной. Вместе с тем, в ПСД указание на кнопку тревожную адресную отсутствует, в связи с чем также невозможно представить в составе заявки сведения о количестве таких кнопок.

Таким образом, установление в аукционной документации требований в отношении количества тех или иных материалов, необходимых для выполнения работ, является неправомерным, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Жалоба ПК «Медведевская ПМК» в указанной части обоснована.

3. В пункте 63 приложения  техническому заданию заказчиком установлены требования к расширителю адресному на 1 ШС, в пункте 74 содержится описание кнопки тревожной адресной, в пункте 75 описан извещатель охранный поверхностный звуковой адресный, в пункте 76 – извещатель вибрационный адресный.

По мнению заявителя, указанные товары отсутсвуют в ПСД. Более того, перечисленное в ПСД оборудование свидетельствует о том, что система пожарной и охранной сигнализации не является адресной по типу управления.

Так, в локальном сметном расчете № 02-01-15 указаны оповещатель светозвуковой охранно-пожарный «интеллектуальный» (пункт 16), извещатель охранный контактный (пункт 17), извещатель охранный контактный (пункт 18), извещатель охранный для закрытых помещений, звуковой (пункт 19).

В позициях 43-48 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к различным видам светильников, в том числе светодиодные (пункты 43-46), с люминисцентной лампой (пункт 47), а также с энергосберегающими лампами или LED с эквивалентом совместимости лампе накаливания.

Вместе с тем, в локальном сметном расчете № 02-01-05 (электроосвещение) содержатся светильники люминисцентные различных видов в различных количествах (позиции 21-26 сметы).

В  ходе рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что заказчиком предусмотрена возможность выполнения пожарной сигнализации в адресном исполнении, в том числе с учетом модернизации. Адресное исполнение системы пожарной сигнализации (в сравнении с безадресной) является приоритетным вариантом в дошкольном учреждении, так как позволяет более точно определить место возгорания.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 4 технического задания (приложение № 2 к аукционной документации) объемы работ в полном объеме указаны в проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемым приложением к документации об электронном аукционе. Сметная документация составлена по указанной проектной документации. Объемы работ и поставляемых для выполнения указанных работ товаров и материалов должны быть выполнены и поставлены подрядчиком в объеме, указанном в проектно-сметной документации без исключений. Перечень товаров, указанный в приложении к техническому заданию, служит для сопоставления предложения участника закупки требованиям установленным заказчиком в документации и не является исключительным. Участники закупки в первой части заявки предоставляют сведения и информацию о товарах, включенных в указанный перечень, в объеме и в соответствии с требованиями документации. Товары, не указанные в перечне, поставляются подрядчиком на объект в необходимом для исполнения работ по предмету контракта объеме и в соответствии с требованиями, установленными проектом контракта и проектно-сметной документацией.

Вместе с тем, в разработанном заказчиком техническом задании, а таже ПСД, являющейся неотъемлемым приложением к техническому заданию, содержится противоречивая информация относительно требуемых к установке элементов охранно-пожарной сигнализации, вида извещателй (адресные либо нет), необходимости монтажа тревожной кнопки, а также относительно требуемых к установке светильников (с люминисцентными лампами либо светодиодных).

Таким образом, наличие подобных противоречий не позволяет потенциальным участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в проводимой процедуре закупки.

В действиях заказчика имеются нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в указанной части.

4. В пункте 16 приложения к техническому заданию заказчиком установлены требования к прогонам железобетонным, в частности указано – прогоны железобетонные (серия <...> -2 вып.12), марка прогонов ПРГ 28.1.3-4АIV, ПРГ 32.1.4-4АIV и ПРГ 36. 1.4-4АIV, размеры 2780-3580х120±4х300-400 мм. Соответствие ГОСТ 26992-2016 «Прогоны железобетонные для покрытий зданий промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Технические условия».

В соответствии с правилами чтения символов (пункт 3.3.3.3 аукционной документации) в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «-», то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно входить в установленный интервал, при этом крайние значения интервала при описании требований со знаком «-» не удовлетворяют потребностям заказчика (за исключением случаев, когда «-» указано в приложении № 1 – локальных сметах (локальных сметных расчетах).

В ходе рассмотрения жалобы Комиссей Марийского УФАС России установлено, что в адрес заказчика неоднократно поступали запросы на разъяснения положений аукционной документации, в том числе относительно указанных положений правил чтения символов.

В ответе на запрос на разъяснения положений аукционной документации от 24.10.2018 № 602 на вопрос 3 заказчиком указано следующее: «В соответствии с пунктом 3.3.3 документации в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «-», то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно входить в установленный интервал, при этом крайние значения интервала при описании требований со знаком  «-» удовлетворяют потребностям заказчика. Через дефис указаны характеристики для одноименных товаров, для коих установлено требование заказчика в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. Документация о закупке - показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не м о г у т изменяться. Таким образом, ПСД предусмотрено применение в строительстве железо-бетонных изделий разных серий, которые отличаются расходами, объемами, массой и т.п., но обладающими общими функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками. Соответственно, участник закупки предлагает товар, соответствующий требованиям документации и с соответствующими, установленным в приложении к техническому заданию, характеристиками».

В ответе на запрос на разъяснения положений аукционной документации от 25.10.2018 № 610 заказчиком разъяснено следующее: «В связи с тем, что вышеуказанная цитата относилась к обозначениям, товаров и характеристик данных товаров, указанных в пункте 15 и учтенных в виде перечня одноименных товаров с отличающимися характеристиками, в сметном расчете, то в указанном в запросе случае, если, полностью процитировать норму документации, заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «-», то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно входить в установленный интервал, при этом крайние значения интервала при описании требований со знаком «-» не удовлетворяют потребностям заказчика (за исключением случаев когда «-» указаны в приложении №1 - локальных сметах (локальных сметных расчетах). Учитывая данное исключение, заказчик и указал, что в случае, указанном в пункте 15 Приложения к техническому заданию, товары и их характеристики указаны в сметном расчете, запрашиваемые значения объема бетона и расхода стали, так же указаны в локальном сметном расчете, таким образом, руководствуясь исключением - крайние значения диапазона с использованием знака «-» в конкретном данном случае удовлетворяют потребностям заказчика».

В ответе на запрос на разъяснения положений аукционной документации от 29.10.2018 № 621 на вопрос 1 заказчиком указано: «В соответствии с пунктом 3.3.3 Документации, в случае, если участник закупки имеет возможность предоставить конкретное значение показателя, установленного заказчиком в соответствии с государственными стандартами (товар имеется в наличии, по запросу в адрес производителя и т.п.), то представленные сведения должны соответствовать государственному стандарту на данные товары (в случае если качество товара регламентируется государственными стандартами). Таким образом, по пунктам, указанным в запросе, участник имеет право предоставить сведения в виде конкретных значений в соответствии с установленными государственным стандартом. Ответ на вопрос - для указанных пунктов, крайние значения интервала значений (в связи с тем, что они установлены заказчиком в соответствии со стандартом), удовлетворяют потребностям заказчика».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.4.2, а также таблицей № 1 ГОСТ 26992-2016 допускаются отклонения геометрических параметров прогонов, в том числе:

 

Отклонение от линейного размера

Длина прогона

+/- 10

Высота прогона

+/- 5

 

Размер железобетонных прогонов закрепляют типовые строительные конструкции, изделия и узлы; серия <...> -2, выпуск 12.

Так, в соответствии с номенклатурой изделий (лист 5 серии 1.225-2.12) размер изделия определяется в зависимости от его марки:

 

Марка изделия

Размеры, мм

l

b

h

ПРГ 28.1.3-4АIV

2780

120

300

ПРГ 32.1.4-4АIV

3180

120

400

ПРГ 36. 1.4-4АIV

3580

120

400

 

В соответствии с пунктом 1.2.4 серии 1.225-2, выпуск 12 значения действительных отклонений геометрических параметров прогонов от номинальных не должны превышать предельных, указанных в таблице, мм:

Отклонения от линейного размера

 

Длина прогона

 

Предельное отклонение

598 см

+10

358, 318, 278 см

+6

Ширина прогона

+5

Высота прогона

+5

Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, сформированы требования к размерам прогонов железобетонных, без учета значений предельных отклонений.

Кроме того, вышеуказанные разъяснения положений аукционной документации вводят заблуждение потенциальных участников закупки, не позволяют однозначным образом определить значение используемого в аукционной документации обозначения «-».

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Вместе с тем, разъяснения положений аукционной документации заказчика в части правил чтения символа «-» противоречат аукционной документации, поскольку в соответствии с положениями аукционной документации крайние значения интервала при описании требований со знаком «-» не удовлетворяют потребностям заказчика, в то время как из разъяснений следует, что крайние значения интервала применительно к конкретному случаю удовлетворяют потребностям заказчика.

Жалоба ПК «Медведевская ПМК» в указанной части обоснована.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу производственного кооператива «Медведевская ПМК» обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального казенного учреждения «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушение части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 02-06/176-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

08 ноября 2018 года                                                                                         г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании своего решения от 08.11.2018 по делу № 02-06/176-18 принятого по результатам рассмотрения жалобы производственного кооператива «Медведевская ПМК» на положения документации электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308300022918000072 от 10.10.2018),

предписывает:

1. Муниципальному казенному учреждению «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» устранить нарушение части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 03 декабря 2018 совершить одно из следующих действий:

1) - отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на строительство пристроя к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» в г. Йошкар-Ола (номер извещения на официальном сайте 0308300022918000072 от 10.10.2018);

- внести изменения в документацию вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в документацию об аукционе до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней;

- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;

- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе;     

2) - отменить электронный аукцион № 0308300022918000072 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;                                                                                                                                                                                                                                                           

3) отменить электронный аукцион № 0308300022918000072 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (http:// www. sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.

3. В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны