Решение №02-06/204-18 Решение по делу 02-06/204-18 от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 02-06/204-18

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей:

заказчика – государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Автобаза Правительства Республики Марий Эл» (далее – ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ»):

 (доверенность № б/н от 28.12.2018),

заявителя – страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в Республике Марий Эл  (далее – СПАО «Ингосстрах»):

 (доверенность № 01 от 13.12.2018),

рассмотрев жалобу СПАО «Ингосстрах» на положения конкурсной документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ» (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308200024718000050 от 04.12.2018),

 

установила:

 

ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ» проводится открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ» (номер извещения на официальном сайте 0308200024718000050 от 04.12.2018).

В Марийское УФАС России поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» на положения конкурсной документации названного открытого конкурса.

Заявитель полагает, что документация указанного открытого конкурса не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. № 426 от 28.12.2018).

Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ» размещены на официальном сайте 04.12.2018 (код закупки 0308200024718000050).

Начальная максимальная цена контракта – 570 588,48 рублей.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

1. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе СПАО «Ингосстрах», заказчиком в конкурсной документации в нарушение норм действующего законодательства не включен ценовой критерий оценки заявок.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные критерии, в том числе критерий цена контракта.

Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки цена контракта.

Более того, приложением к Правилам определена минимальная значимость стоимостных критериев оценки заявок при проведении конкурсов на оказание услуг (60%), а также максимальная значимость не стоимостных критериев оценки заявок (40%).

Предметом рассматриваемого открытого конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В приложении 1 к конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и их значимость:

1. Качество услуг (60%);

2. Квалификация участника закупки (40%).

Сумма величин значимости всех критериев составляет 100%.

Кроме того, в конкурсной документации указано, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерий «цена контракта».

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У (далее – Указание). Согласно данному Указанию страховщик самостоятельно принимает решение об установлении размера базового тарифа в пределах установленных Банком России значений.

Страховые премии по договорам страхования определяются как произведение установленных страховщиком базовых ставок тарифов и всех коэффициентов. При этом страховщик не вправе применять базовые ставки тарифов и коэффициенты, не соответствующие требованиям Банка России.

Вместе с тем, Указание не устанавливает конкретные размеры страховых премий, в связи с чем ссылка заказчика на часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе при не установлении в конкурсной документации ценового критерия является неправомерной.

Более того, при расчете страховой премии возможно применение коэффициента бонус-малус (далее – КБМ) по состоянию на дату окончания действия ранее заключенного договора, в результате чего предложенная участником закупки цена договора может быть ниже начальной (максимальной) цены контракта, определенной заказчиком.

Так, например, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) (https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm), дата окончания действия предыдущего договора ОСАГО для автомобиля заказчика с VIN-номером JTNBE4KX03099049 – 01.02.2019, КБМ по заключенному договору 0,90. По состоянию на дату начала действия нового договора – 02.02.2019 – КБМ равен 0,85.

На основании изложенного, при проведении конкурсов на заключение договоров ОСАГО в конкурсной документации необходимо установление критерия оценки заявок «цена контракта».

В действиях заказчика, не установившего в конкурсной документации ценовой критерий, имеются нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с жалобой СПАО «Ингосстрах» заказчиком в конкурсной документации установлены показатели нестоимостного критерия (свыше 5 рабочих дней и свыше 20 календарных дней), которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации, а также неправомерно установлен срок получения выплаты стархователем в проекте контракта.

В приложении 1 к конкурсной документации заказчиком установлены в том числе следующие критерии оценки:

 

Предмет оценки

Показатели

Максимальный балл

Качество услуг, в т.ч. по подкритериям:

 

100

Срок проведения осмотра поврежденного имущества и (или) организация независимой экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в соответствии с абз. 2 п. 3.11 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных ЦБ РФ 19.09.2014 г. №431-П:

 

- до 3 рабочих дней

 

- от 4 до 5 рабочих дней

 

- свыше 5 рабочих дней

Информация по данному показателю не предоставлена

25 - баллов

25

 

15

 

5

0

Срок рассмотрения заявления о страховой выплате в соответствии с п. 4.22. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных ЦБ РФ 19.09.2014 г. №431-П:

 

- до 5 календарных дней

 

- от 6 до 14 календарных дней

- от 15 до 19 календарных дней

- свыше  20 дней (и если информация по данному показателю не предоставлена)

25 - баллов

25

 

15

 

5

 

0

 

1) Согласно абзацу 2 пункта 3.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО) страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными указанными Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что установленный заказчиком показатель к сроку проведения осмотра поврежденного имущества и (или) организация независимой экспертизы, независимой экспертизы (оценки) не противоречит Правилам ОСАГО, следовательно, довод в указанной части является необоснованным.

2) Согласно пункту 4.22. Правил ОСАГО страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 указанных Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 4.17.2 названных Правил, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.

В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктом 4.17.2 Правил ОСАГО потерпевший, намеренный получить страховое возмещение причиненного вреда в порядке, установленном пунктом 15.3 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), указывает в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков полное наименование, адрес (место нахождения) и платежные реквизиты станции технического обслуживания, на которой он намерен организовать ремонт поврежденного транспортного средства. Страховщик в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после получения такого заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных настоящими Правилами, письменно уведомляет потерпевшего о согласовании осуществления ремонта на указанной станции технического обслуживания или об отказе в таком согласовании.

Проанализировав указанные нормы закона, Комиссия Марийского УФАС России установила, что возмещение осуществляется путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а в определенных случаях - в форме страховой выплаты.

При этом страховщик должен выдать направление на ремонт, осуществить страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ в возмещении в течение 20 календарных дней (не считая нерабочих праздничных дней) со дня принятия заявления о прямом возмещении убытков и необходимых документов. Если в установленных случаях восстановительный ремонт организуется на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания, возмещение производится в течение 30 календарных дней (не считая нерабочих праздничных дней) (пункты  15.1, 15.3, 16.1, 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ; пункт 4.22 Правил ОСАГО).

В пункте 5.2 проекта контракта заказчиком установлено, что страховщик при наступлении страхового случая производит страховую выплату в срок, предусмотренный частью 2 статьи 13 Закона об ОСАГО, по каждому страховому полису.

В пункте 5.3 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае перечисления страховщиком прямой страховой выплаты по ОСАГО, предусмотренной статьей 14.1 Закона об ОСАГО при невиновности страхователя, срок получения такой выплаты страхователем составит 1 день (с даты получения от потерпевшего полного пакета документов о страховой выплате, предусмотренного Правилами страхования).

Вместе с тем, статья 13 Закона об ОСАГО утратила силу. Более того, срок получения выплаты, закрепленный в пункте 5.3 проекта контракта, регулируется в том числе положениями пункта 4.22 Правил ОСАГО.

Иных положений, закрепляющих порядок и сроки осуществления страховых выплат, проект государственного контракта не содержит.

Таким образом, заказчик установил в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы в указанной части являются обоснованным.

3. Доводы заявителя о том, что заказчиком в конкурсной документации не указана значимость (в %) для каждого показателя критерия оценки «качество услуг», а также не применена 100-балльная шкала оценки по показателям, являются несостоятельными на основании следующего.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 указанных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В соответствии с конкурсной документацией для оценки заявок по критерию «качество услуг» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов исходя из:

Предмет оценки

Показатели

Максимальный балл

Качество услуг, в т.ч. по подкритериям:

 

100

Срок проведения осмотра поврежденного имущества и (или) организация независимой экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в соответствии с абз. 2 п. 3.11 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных ЦБ РФ 19.09.2014 г. №431-П:

 

- до 3 рабочих дней

 

- от 4 до 5 рабочих дней

 

- свыше 5 рабочих дней

Информация по данному показателю не предоставлена

25 - баллов

25

 

15

 

5

0

Срок рассмотрения заявления о страховой выплате в соответствии с п. 4.22. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных ЦБ РФ 19.09.2014 г. №431-П:

 

- до 5 календарных дней

 

- от 6 до 14 календарных дней

- от 15 до 19 календарных дней

- свыше 20 дней (и если информация по данному показателю не предоставлена)

25 - баллов

25

 

15

 

5

 

0

Наделение представителя участника закупки в

г. Йошкар-Оле полномочиями по урегулированию (выплате) убытков:

 

- предоставляется

- не предоставляется

Информация по данному показателю не предоставлена

25 - баллов

25

0

0

Возможность бесплатного предоставления эвакуатора:

 

- предоставляется

- не предоставляется

Информация по данному показателю не предоставлена

25 - баллов

25

0

0

 

Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество услуг", определяется по формуле:

РНЦБ1i  = КЗ х ( ), где:

РНЦБ1i -рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

где КЗ - коэффициент значимости критерия;

-значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в открытом конкурсе по k-му показателю, где k-количество установленных показателей.

Таким образом, установленный заказчиком критерий не противоречит действующему законодательству.

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» частично обоснованной.

2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Автобаза Правительства Республики Марий Эл» нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Автобаза Правительства Республики Марий Эл» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 02-06/204-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего решения от 09.01.2019 по делу № 02-06/204-18, принятого по результатам рассмотрения жалобы страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в Республике Марий Эл на положения конкурсной документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ» (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0308200024718000050 от 04.12.2018),

 

предписывает:

1. Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Автобаза Правительства Республики Марий Эл» устранить нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 25 января 2019 года совершить одно из следующих действий:

1) - внести изменения в конкурсную документацию и извещение о проведении открытого конкурса 0308200024718000050 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ»;

- продлить срок подачи заявок на участие в вышеуказанном открытом конкурсе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение и конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем 20 дней;

- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию разместить такие изменения на официальном сайте.

- возвратить участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе 0308200024718000050 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ГБУ РМЭ «Автобаза Правительства РМЭ».

2) отменить открытый конкурс № 0308200024718000050 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;                                                                                                                                                                                                                                                             

3) отменить открытый конкурс № 0308200024718000050 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.

2. В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны