Решение № 02-06/72-18 Решение по делу 02-06/72-18 от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 02-06/72-18

11 мая 2018 года                                                                                              г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

заказчика – отдела капитального строительства администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (далее – ОКС администрации МО «Медведевский МР»):

 (доверенность № 2 от 07.05.2018),

 (доверенность № 3 от 07.05.2018),

уполномоченного органа – администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл:

 (доверенность № 13 от 27.03.2018),

 (доверенность № 14 от 27.03.2018),

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения аукционной документации электронного аукциона на водоснабжение 150 домовладений, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Корта (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0108300011518000013 от 17.04.2018),

установила:

ОКС администрации МО «Медведевский МР» проводится электронный аукцион на водоснабжение 150 домовладений, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Корта (номер извещения на официальном сайте 0108300011518000013 от 17.04.2018).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения аукционной документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на водоснабжение 150 домовладений, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Корта размещены на официальном сайте 17.04.2018 (код закупки 0108300011518000013).

Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная максимальная цена контракта – 5 446 170,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 04.05.2018 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 08.05.2018.

Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 11.05.2018.

1. Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО «Перспектива», заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о наличии у подрядчика выданого саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству объекта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если подрядчик планирует выполнение работ по контракту собственными силами.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 названного закона.

В соответсвии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, лицо, которое будет осуществлять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, являющиеся предметом электронного аукциона, должно являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Документом, подтверждающим соответствие участника закупки данному требованию, в соответствии с нормами ГрК РФ, является действующая в течение одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

При этом, частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ установлено, что по запросу заинтересованного лица саморегулируемая организация обязана предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

В подпункте «г» пункта 2.2.2 раздела 2 аукционной документации (общие положения) заказчиком установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в проводимом электронном аукционе, в том числе указано, что необходимо предоставление копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области сроительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58; выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе, в том числе с указанием уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (указанное требование не распространяется на участников аукциона, подавших при проведении аукциона предложение о цене контракта, равное трем миллионам рублей и менее; на участников аукциона, входящих в перечень лиц, установленный частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в пункте 3.4.1 проекта контракта (раздел 4 аукционной документации) заказчиком указано, что подрядчик обязан иметь выданое саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству объекта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если подрядчик планирует выполнять работы собственными силами.

Подобное положение проета контракта противоречит аукционной документации, а также действующему законодательству.

Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проект контракта включены положения, противоречащие аукционной документации.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части обоснована.

2. По мнению подателя жалобы, в аукционной документации, в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570), не установлены возможные виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление № 570 от 15.05.2017.

Пунктом 2 Постановления № 570 установлено следующее:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

Постановлением № 570 определены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, к которым относятся, в том числе земляные работы, устройство дорожной одежды автомобильных дорог, работы по обустройству автомобильной дороги.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также аукционной документации предметом проводимой процедуры закупки является водоснабжение 150 домовладений, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Корта.

В соответствии с размещенным на официальном сайте локальным ресурсным сметным расчетам в ходе исполнения контракта предполагается выполнение работ, включенных в Постановление № 570, а именно устройство наружных сетей водоснабжения.

Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует указание на обязанность подрядчика выполнить работы самостоятельно в соответствии с положениями Постановления № 570. Кроме того, в нарушение подпункта «а» пункта 2 Постановления № 570, в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

Таким образом, формирование аукционной документации, в том числе условий контракта, подобным образом является необъективным, противоречащим положениям законодательства о контрактной системе. В действиях заказчика имеются нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также подпункта «а» пункта 2 Постановления 570.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части обоснована.

3. В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО «Перспектива» формулировка срока действия контракта не позволяет определить срок его окончания, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, вследствие чего не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе  исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Аналогичное требование установлено в пункте 11 информационной карты (раздел 3 аукционной документации).

В пункте 11.1 проекта контракта установлен срок действия контракта: «Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств»).

По мнению подателя жалобы данная формулировка срока действия контракта не позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии.

Между тем согласно статье 368 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гаран- том обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Следовательно, с учетом требований статьи 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия обеспечивает исполнение поставщиком обязательства по государственному или муниципальному контракту.

Статьей 425 ГК РФ регулируются правила действия договора, в силу пункта 3 которой, по общему правилу, срок действия договора устанавливается до момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Из анализа положений проекта контракта следует, что контракт содержит условие о сроках выполнения (завершения) работ (в течение 6 недель со дня заключения муниципального контракта (пункт 5.1)) и сроки оплаты (в течение 30 дней со дня подписания акта приемки выполненных работ (пункт 4.3). Кроме того, раздел 6 проекта контракта содержит информацию о порядке и сроках сдачи и приемки работ.

Наличие в проекте контракта сроков исполнения сторонами обязательств позволяет определить срок действия банковской гарантии, если бы победитель выбрал такой способ обеспечения контракта.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минэкономразвития России от 10.05.2016 № Д28и-1322 и от 22.07.2016 № Д28и-1982.

Жалоба ООО «Перспектива» в указанной части необоснована.

На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Перспектива» частично обоснованной.

2. Признать в действиях отдела капитального строительства администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» нарушение части 1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3. Выдать отделу капитального строительства администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать метериалы дела 02-06/72-18 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 02-06/72-18

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

11 мая 2018 года                                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;

члены Комиссии:

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

– специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего решения от 11.05.2018 по делу № 02-06/72-18, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на положения аукционной документации электронного аукциона на водоснабжение 150 домовладений, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Корта (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 0108300011518000013 от 17.04.2018),

предписывает:

1. Отделу капитального строительства администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» устранить нарушение части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего при заключении муниципального контракта привести в соответствии с нормами действующего законодательства пункт 3.4.1 контракта.

2. В течение 5 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны