Решение б/н Решение по делу № 02-10/01-17 от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/01-17

 

г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 10 марта 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2017 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» и индивидуального предпринимателя В по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл без проведения открытого конкурса, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

в отсутствие представителя заявителя, Прокуратуры Моркинского района Республики Марий Эл, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/01-17,

в присутствии заявителя, индивидуального предпринимателя

в присутствии представителя заявителя, индивидуального предпринимателя

в присутствии представителя ответчика, муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» -

в отсутствии ответчика,  надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/01-17,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) от 13.01.2017 № 04 возбуждено дело в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» (далее – администрация) и индивидуального предпринимателя В по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл без проведения открытого конкурса, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела представитель администрации пояснил, что в настоящее время договоры № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл и все дополнительные соглашения, которые заключены к названным договорам, действуют. Администрация не согласна с нарушением антимонопольного законодательства, поскольку орган местного самоуправления не успел подготовить конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования «Городское поселение Морки», сроки действия свидетельств продлены до 25.03.2017, что предусмотрено пунктом 3.4.6 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Городское поселение Морки». Возможность продления сроков до 180 дней без проведения конкурсов также предусмотрена частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

ИП В в письменных и устных пояснениях также подтвердил, что в настоящее время договоры № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл и все дополнительные соглашения, которые заключены к названным договорам, действуют. Перевозки пассажиров по маршрутам № 1, № 2, № 3 осуществляются ИП В Кроме того, инициатором продления свидетельств до 25.03.2017 выступала администрация.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении администрацией и ИП В статьи 16 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

12.08.2014 постановлением администрации № 199 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Городское поселение Морки».

Постановлением администрации от 08.09.2014 № 221 утверждено Положение о порядке проведения открытых конкурсов по размещению маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный заказ, в границах муниципального образования «Городское поселение Морки».

03.09.2014 постановлением администрации № 215 утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл (далее - конкурс на транспортное обслуживание).

Извещение о проведении конкурса на транспортное обслуживание опубликовано в печатном издании - газета «Моркинская земля» № 35 от 05.09.2014.

Согласно извещению организатором конкурса выступает муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки».

Предметом конкурса (лот № 1, лот № 2, лот № 3) является заключение договоров на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл по маршруту № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков» (лот № 1), по маршруту № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)» (лот № 2), по маршруту № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)» (лот № 3) на срок с момента подписания договоров на транспортное обслуживание населения по 01.10.2016.

По результатам конкурса победителем по лоту № 1, лоту № 2, лоту № 3 признан ИП Васильев В.Н. (протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 14.10.2014).

31.10.2014 между администрацией и ИП Васильевым В.Н. заключены договоры № 1, № 2, № 3 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл (далее – договоры № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014). В соответствии с пунктом 1.1 указанных договоров перевозчик (ИП В) обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров по закрепленным организатором конкурса маршрутам. В силу пункта 1.2 указанных договоров условия названных договоров распространяются на муниципальные маршруты регулярного сообщения, не включенные в муниципальный заказ, проходящие в пределах пгт. Морки Республики Марий Эл. Пунктом 1.3 указанных договоров предусмотрены следующие объемы и условия перевозки пассажиров (путь следования автотранспортного средства (маршрут), расписание):

 

№ лот

Номер маршрута

Наименование маршрута

Вместимость ТС (не менее)

Кол-во рейсов / кол-во ТС

Время отправления (час. мин.)

Примечание

Начальное

Конечное

11

1

Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков

Не менее 18

15/2

7-20, 8-00, 8-40, 9-20, 10-40, 11-20, 12-00, 12-40, 14-00,14-40, 15-20, 16-00, 16-40, 17-20, 18-20

7-40, 8-20, 9-00,9-40, 11-00, 11-40, 12-20, 13-00, 14-20, 15-00, 15-40, 16-20, 17-20, 17-40, 18-20

В субботу согласно расписанию до 14-00,

в воскресенье выходной

22

2

Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)

Не менее 13

15/1

7-30, 8-10, 8-50, 9-30, 10-10, 10-50, 11-30, 12-10, 13-30, 14-10, 14-50, 15-30, 16-10, 16-50, 17-30

7-50, 8-30, 9-10, 9-50, 10-30, 11-10, 11-50, 12-30, 13-50, 14-30, 15-10, 15-50, 16-30, 17-10, 17-50

В субботу согласно расписанию до 14-00,

в воскресенье выходной

33

3

Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)

Не менее 13

15/1

7-10, 7-50, 8-30, 9-10, 9-50, 10-30, 11-10, 11-50, 12-30, 13-50, 14-30, 15-10, 15-50, 16-30, 17-10

7-30, 8-10, 8-50, 9-30, 10-10, 10-50, 11-30, 12-10, 12-50, 14-10, 14-50, 15-30, 16-10, 16-50, 17-30

В субботу согласно расписанию до 14-00,

в воскресенье выходной

 

В соответствии с пунктом 6.1 договоров № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 договоры вступают в силу с момента их подписания и действуют по 01.10.2017.

14.04.2016 между администрацией и ИП В заключены дополнительные соглашения к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014, согласно которым пункт 6.1 договоров № 1, № 2, № 3 изменен и изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 01.10.2016».

01.10.2016 между администрацией и ИП В заключены дополнительные соглашения к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014, согласно которым пункт 6.1 договоров № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 изменен и изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и заканчивает свое действие по истечении десяти дней со дня подведения итогов по новому открытому конкурсу на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам № 1, № 2, № 3».

В настоящее время договоры и дополнительные соглашения действуют и исполняются сторонами.

Также по результатам вышеуказанного открытого конкурса ИП В выданы свидетельства (серия <...> М № 000001, серия <...> М № 000002, серия <...> М № 000003) об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков», № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)», № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)» со сроком действия с 31.10.2014 по 01.10.2016.

После истечения вышеуказанного срока действия свидетельств администрация продлила срок действия указанных свидетельств до 25.03.2017, о чем имеется отметка в свидетельствах.

В соответствии с постановлением администрации от 19.01.2017 № 18 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования «Городское поселение Морки».

Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать 180 дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.

Обстоятельства, являющиеся основанием для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса, указаны в части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а именно:

1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 названного Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;

2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.

Таким образом, статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено два случая возможности выдачи свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута без проведения открытого конкурса:

- если указанные документы предназначены для осуществления регулярных перевозок после вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии перевозчика или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

- по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

При этом часть 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ вводит ряд ограничений в отношении возможности получения указанных документов без проведения открытого конкурса. Такая возможность предоставляется только один раз на срок, не превышающий 180 дней. Кроме того, без проведения открытого конкурса соответствующие документы должны быть выданы в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.

Во всех прочих случаях проведение открытого конкурса является обязательным.

Из представленных в Марийское УФАС России сведений и документов следует, что основания, указанные в статье 19 Федерального закона от 13.07.2015 220-ФЗ, позволяющие продлить срок действия свидетельств серия <...> М № 000001 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков», серия <...> М № 000002 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)», серия <...> М № 000003 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)» ИП В, отсутствуют.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо такие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 без соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также продление срока действия свидетельств серия <...> М № 000001 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков», серия <...> М № 000002 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)», серия <...> М № 000003 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)» ИП В, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки, участвовать в открытом конкурсе на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл, и привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта ИП В при осуществлении перевозок пассажиров на территории пгт. Морки Республики Марий Эл. Следовательно, действия администрации и индивидуального предпринимателя по заключению вышеуказанных дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 и продлению свидетельств могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» и индивидуального предпринимателя В нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл и продлении срока действия свидетельств серия <...> М № 000001, серия <...> М № 000002, серия <...> М № 000003 без проведения открытого конкурса, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ИП В за период с 01.10.2016 по 31.01.2017 получил доход в размере 50 338,61 рублей (по маршруту регулярных перевозок № 1 «Больница (ЦРБ) – Центр – Район Газовиков»), 25 374,30 рублей (по маршруту регулярных перевозок № 2 «Комбикормовый завод – Центр – Налоговая - Больница (ЦРБ)»), 0 рублей (по маршруту регулярных перевозок № 3 «Комбикормовый завод – Центр – Вокзал - Больница (ЦРБ)»).

Таким образом, ИП В незаконно получил доход в размере 75 712, 91 рублей, в связи с чем указанная сумма подлежит перечислению в бюджет, что является основанием для выдачи предписания.

Кроме того, учитывая, что дополнительные соглашения и договоры не расторгнуты, свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам не отозваны, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» и индивидуальному предпринимателю В предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» и индивидуального предпринимателя В нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительных соглашений от 01.10.2016 к договорам № 1, № 2, № 3 от 31.10.2014 на транспортное обслуживание населения на территории пгт. Морки Республики Марий Эл и продлении срока действия свидетельств серия <...> М № 000001, серия <...> М № 000002, серия <...> М № 000003 без проведения открытого конкурса, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки», индивидуальному предпринимателю В обязательные для исполнения предписания о прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать индивидуальному предпринимателю В обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны