Решение б/н Решение по делу № 02-10/05-16 от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/05-16

 

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть объявлена 04 июля 2016 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 18 июля 2016 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (ИНН 1215121367, адрес: Ленинский проспект, д. 24б, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) (далее – СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана») и общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория Авиации» (ИНН 1215175676, адрес: ул. Строителей, д. 98, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) (далее – ООО «Лаборатория Авиации», общество) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 без проведения торгов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в отсутствие представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью Авиационная группа «Лаборатория Авиации» (далее – ООО АГ «Лаборатория Авиации») на основании ходатайства от 04.07.2016,

в присутствии представителей ответчика, ООО «Лаборатория Авиации» -

в присутствии представителя ответчика, СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» –

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило заявление учредителя общества с ограниченной ответственностью Авиационная группа «Лаборатория Авиации» (вх. № 1087 от 01.02.2016) о проверке законности заключения договора между СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и ООО «Лаборатория Авиации» на оказание услуг по авиационному патрулированию лесов в 2014 году без проведения торгов.

По результатам рассмотрения материалов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29.04.2016 № 43 возбуждено дело в отношении СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и ООО «Лаборатория Авиации» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 без проведения торгов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела ООО АГ «Лаборатория Авиации» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» пояснил, что при заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 автономное учреждение руководствовалось пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для заключения вышеназванного договора в 2014 году автономным учреждением проводились запросы коммерческих предложений на оказание услуг по предоставлению воздушных судов, имеющих возможность осуществлять полеты с целью авиапатрулирования лесов в пожароопасный период. На основании ответной информации была выбрана организация, наиболее подходящая под условия автономного учреждения, которая при объявлении чрезвычайной ситуации на территории Республики Марий Эл была готова к выполнению авиапатрулирования и участию в тушении лесных пожаров.

ООО «Лаборатория Авиации» пояснило, что основанием для заключения вышеназванного договора является глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует отношения сторон при заключении договора возмездного оказания услуг, которым является договор оказания услуг № 1 А/14 от 14.02.2016.

 

Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

14.02.2014 между СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и ООО «Лаборатория Авиации» заключен договор № 1 А/14 на выполнение полетов на воздушных судах ООО «Лаборатория Авиации» по заранее согласованным и утвержденным маршрутам, с аппаратурой учреждения. В соответствии с пунктом 3.1 названного договора стоимость одного летного часа на самолете SkyArrow 450Т согласно калькуляции составила 17700 рублей (семнадцать тысяч семьсот рублей, в том числе НДС – 18%). Калькуляция летного часа является обязательным приложением к договору. Общая сумма договора составила 4 108 903,11 рублей (четыре миллиона сто восемь тысяч девятьсот три рубля одиннадцать копеек), что подтверждается актами выполненных работ от 05.06.2014, от 14.07.2014, от 05.08.2014, от 13.10.2014. По состоянию на настоящее время обязательства по указанному договору в полном объеме СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» не исполнены (задолженность в сумме 450 845,05 рублей).

Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

В силу части 4 статьи 5 названного Закона финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям, в том числе на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, а также на иные цели (статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

31.12.2013 между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл (учредителем) и СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана», предметом которого является определение порядка и условий предоставления Министерством учреждению субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с частью 2 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» на 2014 год от 31.12.2013 сумма выделенных бюджетных средств (субсидий) на организацию авиационного патрулирования лесов на 2014 год составила 6 699 тысяч рублей.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: в том числе автономными учреждениями (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).

Автономные учреждения применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования (часть 8 статьи 8 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение (пункт 3 статьи 2 Закона о закупках).

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 указанной статьи), не разместили в порядке, установленном названным Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке (часть 4 статьи 8 Закона о закупках).

СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» создано на основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 23.12.2011 № 804-р «О создании специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и относится к заказчикам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Положение о закупках на 2014 год СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» не размещено в установленном Законом о закупках порядке (письмо Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 26.04.2016 № 06-13/1422, вх. № 5420 от 26.04.2016; письмо СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» от 11.04.2016 № 01-17/42, вх. № 4779 от 15.04.2016).

При таких обстоятельствах в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в части выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) учреждение было обязано руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.

Поскольку из вышеуказанного следует, что финансирование оказания услуг по авиапатрулированию осуществляется за счет бюджетных средств, на порядок заключения названной сделки распространялись требования Закона о контрактной системе.

Из письменных пояснений СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» вышеуказанный договор заключен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (исх. № 01-17/18 от 15.02.2016, вх. № 1944 от 18.02.2016; исх. № 01-17/22 от 14.03.2016, вх. № 3077 от 15.03.2016).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Спорный договор заключен 14.02.2014, общая сумма договора составила 4108903,11 рублей.

В соответствии со статей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так как данная сделка не относится к установленным статьей 93 Закона о контрактной системе случаям размещения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), такая сделка должна была быть заключена с соблюдением установленных названным Федеральным законом конкурентных процедур.

Вместе с тем, доказательств соблюдения процедур выбора исполнителя, предусмотренных статьей 24 Закона о контрактной системе, СГАУ РМЭ «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» не представлено.

Таким образом, договор заключен в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также статей 24, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рынок услуг, связанных с выполнением лесоавиационных работ на территории Республики Марий Эл, а также на территории иных субъектов Российской Федерации не является закрытым и ограниченным.

Однако соглашение, достигнутое учреждением и обществом, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные работы, участвовать в закупке на выполнение лесоавиационных работ на территории Республики Марий Эл, и привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта ООО «Лаборатория Авиации» при выполнении полетов на воздушных судах для авиапатрулирования на территории Республики Марий Эл в 2014 году. Следовательно, действия по заключению вышеуказанного договора могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или иной форме, предусмотренной законом.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Комиссия Марийского УФАС России на основании вышеизложенного и документальных доказательств, имеющихся в материалах дела, приходит к выводу о том, что действия специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория Авиации», выразившиеся в заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 без проведения торгов, нарушили основной принцип Закона о защите конкуренции – развитие добросовестной конкуренции, фактически, лишив других участников возможности экономически обоснованного участия в торгах и являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  1. Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория Авиации» нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 без проведения торгов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  2. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях специализированного государственного автономного учреждения Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» и общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория Авиации» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора на оказание услуг № 1 А/14 от 14.02.2014 без проведения торгов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны