Решение б/н Решение по делу № 02-10/09-17 от 27 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/09-17

 

г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 18 июля 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2017 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», общества с ограниченной ответственностью «РемМастер», общества с ограниченной ответственностью «Винкайт» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» без проведения конкурентных процедур,

в присутствии представителя ответчика, государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» (далее – ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников») –

в присутствии представителя заинтересованного лица, Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее – Министерство) –

в присутствии представителя заинтересованного лица, муниципального бюджетного учреждения «Волжский краеведческий музей» (далее – МБУ «Волжский краеведческий музей») –

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/09-17,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) от 20.03.2017 № 50 возбуждено дело в отношении ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников», общества с ограниченной ответственностью «РемМастер» (далее – ООО «РемМастер»), общества с ограниченной ответственностью «Винкайт» (далее – ООО «Винкайт») по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» без проведения конкурентных процедур.

При рассмотрении дела представитель ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» пояснил, что в апреле 2016 года специалистами Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл проведен осмотр общего технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Бывшее здание райкома КПСС». В результате осмотра установлены аварийные участки объекта. Лимиты бюджетных обязательств по вышеуказанному объекту доводились до учреждения в 2016 году: 03.06.2016 в размере 1 250,0 тыс. руб.; 14.09.2016 в размере 800,0 тыс. руб. Первоначальной суммы было недостаточно для проведения всего комплекса работ по реставрации указанного объекта. С целью освоения выделенных средств учреждением было принято решение о проведении срочных реставрационных работ картуши, замене оконных проемов на главном фасаде объекта культурного наследия для обеспечения безопасности. В результате предварительных (устных) переговоров с потенциальными подрядчиками, учреждением предложено ООО «Винкайт» и ООО «РемМастер» выполнить вышеуказанные работы на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Ввиду сжатых сроков для освоения суммы в размере 800,0 тыс. руб. (необходимость выполнения работ по реставрации фасадов на осенний период) учреждение заключило государственные контракты с единственным поставщиком. При заключении государственных контрактов учреждением соблюдался размер годового объема закупок, осуществленных на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Представитель ООО «РемМастер» пояснил, что общество не признает нарушение антимонопольного законодательства, поскольку названные контракты заключены в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» в соответствии с Уставом является государственным учреждением культуры, уставными целями которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (пункт 2.4 Устава). Также представитель ООО «РемМастер» отметил, что переписка между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» относительно выполнения работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» до заключения государственных контрактов от 14.09.2016 № 22, от 16.09.2016 № 23, от 26.09.2016 № 24 не осуществлялась, переговоры по заключению названных контрактов велись в устной форме.

Представитель ООО «Винкайт» пояснил, что общество не признает нарушение антимонопольного законодательства, так как государственные контракты заключены с учреждением на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Выполненные работы по контрактам подтверждаются актами выполненных работ и справкой о стоимости работ. Оплата работ не производилась. Правовая позиция общества подтверждена позицией Минэкономразвития России, выраженной в письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представитель Министерства пояснил, что на основании заявления МБУ «Волжский краеведческий музей» от 24.06.2016 № 3158 выдавалось задание Министерства от 04.07.2016 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе Министерством были выданы ООО Винкайт» и ООО «РемМастер» разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Бывшее здание райкома КПСС».

Представитель МБУ «Волжский краеведческий музей» пояснил, что ремонт здания проводился ООО «Винкайт» и ООО «РемМастер», работы выполнены в срок и с надлежащим качеством. Все государственные контракты заключались ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и подрядчиками, так как ответственным исполнителем в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл № 28-р от 29.01.2016 «Об утверждении перечня мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл на 2016 год» является ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников».

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении ГКУ РМЭ «НПЦ по охране памятников», ООО «РемМастер», ООО «Винкайт» статьи 16 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников», утвержденного приказом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 12.03.2013 № 115, учреждение создано в целях выполнения функций заказчика и заказчика-застройщика при осуществлении капитальных и текущих ремонтов, реконструкции, реставрации и восстановления объектов культурного наследия Республики Марий Эл и объектов, подведомственных Министерству культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

Бывшее здание райкома КПСС, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 03.09.1992 № 382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл».

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № 427 «О государственной программе Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 – 2020 годы» утверждена подпрограмма 7 «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» государственной программы Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013 - 2020 годы».

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) и определения плана работ по его сохранению, благоустройству его территории от 05.04.2016 в целях сохранения объекта и создания благоприятных условий для его использования Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл принято решение о необходимости проведения производственных реставрационных работ названного объекта культурного наследия, в том числе, по отделке фасадов и деталей фасадов, ремонту стен и потолков помещений и ремонту пола и инженерных коммуникаций коридора 1-го этажа, в соответствии с согласованной научно-проектной документацией. Сроки выполнения работ: 2016 – 2020 гг.

На основании обращения МБУ «Волжский краеведческий музей» от 24.06.2016 № 3158 Министерством утверждено задание на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации: Бывшее здание райкома КПСС в г. Волжске, согласно которому определены необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия.

В период с 06.06.2016 по 09.06.2016 между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Винкайт» заключено 4 государственных контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 1 214 970,72 рубля):

- государственный контракт № 12 от 06.06.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (реставрация картуши) стоимостью 170 627 рублей 35 копеек;

- государственный контракт № 13 от 07.06.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (замена окон – 1 этап) стоимостью 372 979 рублей 79 копеек;

- государственный контракт № 14 от 08.06.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (замена окон – 2 этап) стоимостью 298 383 рубля 79 копеек;

- государственный контракт № 15 от 09.06.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (замена окон – 3 этап) стоимостью 372 979 рублей 79 копеек.

04.07.2017 исх. № 3520 Министерством выдано разрешение ООО «Винкайт» на выполнение работ по государственным контрактам № 12 от 06.06.2016, № 13 от 07.06.2016, № 14 от 08.06.2016, № 15 от 09.06.2016 по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия.

В период с 14.09.2016 по 26.09.2016 между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» заключено 3 государственных контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 751 170,13 рублей):

- государственный контракт № 22 от 14.09.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (Главный фасад – 1 этап) стоимостью 299 041 рубль 28 копеек;

- государственный контракт № 23 от 16.09.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (Главный фасад – 2 этап) стоимостью 365 391 рубль 24 копейки;

- государственный контракт № 24 от 26.09.2016 на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (МБУ «Волжский краеведческий музей»), г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 2 (Главный фасад – 3 этап) стоимостью 86 737 рублей 61 копейка.

01.08.2016 исх. № 4001 Министерством выдано разрешение ООО «РемМастер» на выполнение работ по контрактам № 22 от 14.09.2016, № 23 от 16.09.2016, № 24 от 26.09.2016 по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия.

Лимиты бюджетных обязательств для заключения государственных контрактов по вышеуказанному объекту культурного наследия доведены до ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 29.01.2016 № 28-р, в том числе распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 04.07.2016 № 242-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 29.01.2016 № 28-р» дважды - 03.06.2016 в размере 1 250,0 тыс. руб. и 14.09.2016 в размере 800,0 тыс. руб.

Таким образом, Министерство и ООО «РемМастер», ООО «Винкайт» в период с 06.06.2016 по 26.09.2016 заключили 7 контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 1 966 140,85 рублей).

Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с указанным Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (часть 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По содержанию пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность осуществления закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до четырехсот тысяч рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Винкайт» в период с 06.06.2016 по 09.06.2016 заключили 4 государственных контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 1 214 970,72 рубля).

ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» в период с 14.09.2016 по 26.09.2016 заключили 3 государственных контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 751 170,13 рублей).

Принимая во внимание тождественность предмета государственных контрактов, временной интервал, в течение которого были заключены контракты, единую цель контрактов – выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС», Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчиками суммы указанных контрактов намеренно были разбиты на 7 контрактов на сумму до 400 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

В результате заключения между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «Винкайт», между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» как с единственными исполнителями, поставщиками, вышеназванные хозяйствующие субъекты получили доступ к выполнению вышеуказанных работ, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта, тем самым общества были поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Фактически вышеназванные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 7 самостоятельными контрактами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренных Законом о контрактной системе.

На момент подписания контрактов у ГКУК РМЭ «НПЦ по охране памятников» имелась необходимость в выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» на общую сумму 1 966 140,85 рублей, что превышает предельно допустимый размер выполнения работ, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, для осуществления вышеуказанных работ хозяйствующим субъектам необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации. Согласно сведениям реестра лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 2012 года, опубликованного на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации (http://mkrf.ru/) на территории Республики Марий Эл указанную деятельность могут осуществлять также ООО «Строительная индустрия», ООО «Комис». Следовательно, рынок услуг, связанных с выполнением работ по реставрации объекта культурного наследия на территории Республики Марий Эл, а также на территории иных субъектов Российской Федерации не является закрытым и ограниченным.

Заключение вышеназванных контрактов без проведения конкурентных процедур, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные поставки товаров участвовать в конкурентных процедурах, и привело к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право выполнения работ по реставрации.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях ГКУК РМЭ «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры», ООО «Винкайт», ООО «РемМастер» нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении государственных контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» без проведения конкурентных процедур.

Основания для выдачи предписания в связи с исполнением сторонами обязательств по контрактам на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС», заключенных между ГКУК РМЭ «НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры», ООО «Винкайт», ООО «РемМастер» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и общества с ограниченной ответственностью «Винкайт» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» без проведения конкурентных процедур.

2. Признать в действиях государственного казенного учреждения культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и общества с ограниченной ответственностью «РемМастер» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» без проведения конкурентных процедур.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны